Дело № 2-917/2022 Мотивированное решение составлено 03.10.2022
УИД 51RS0006-01-2022-001420-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мончегорск 26 сентября 2022 года
Мончегорский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Карповой О.А..
при помощнике судьи Скользневой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных отношений Мурманской области к Семеновой Н.А. об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов,
установил:
Министерство имущественных отношений Мурманской области обратилось в суд с иском к Семеновой Н.А. об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов. В обоснование требования указывает, что с <дд.мм.гггг> ответчик является собственником объекта незавершенного строительства, нежилого, площадью 357,3 кв.м., кадастровый №...., расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке, площадью 2209 кв.м. с кадастровым номером №..... Договор аренды указанного земельного участка №.... от <дд.мм.гггг> был заключен с Д.М.В. под незавершенное строительство административно-бытового здания. <дд.мм.гггг> Семеновой Н.А. было направлено уведомление об окончании срока действия договора, сообщение о намерении обратиться в суд с заявлением об изъятии объекта незавершенного строительства. Ссылаясь на ст.ст. 239.1, 610 Гражданского кодекса российской Федерации, просит изъять у ответчика объект незавершенного строительства, нежилое, площадью 357,3 кв.м., кадастровый №...., расположенный по адресу: <адрес>, путем продажи с публичных торгов, начальной рыночной стоимостью 1893000 руб.
Представитель истца в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, на удовлетворении исковых требований настаивает.
Ответчик Семенова Н.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явилась, согласно телефонограмме просила дело рассмотреть без ее участия, с иском не согласна.
Представитель ответчика Трифанов Р.В. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в представленном письменном отзыве (л.д. 74, 77-79). Дополнил, что строительство спорного объекта завершено, что подтверждается техническим планом здания. В настоящее время спорный объект не является объектом незавершенного строительства, и не может быть изъят у его собственника. При этом указал, что уведомление о вводе объекта в эксплуатацию спорного объекта в администрацию города Мончегорска до настоящего времени не направлено. Пояснил, что у него не имеется каких-либо сведений о том, что нарушение срока строительства объекта ответчиком связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. Также пояснил, что Семенова Н.А. обращалась к истцу по вопросу заключения с ней договора аренды земельного участка, на что ответа не получила. Действия (бездействие) истца, связанные с отказом в заключении с ней договора аренды земельного участка, в судебном порядке не обжаловала.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя истца и ответчика.
Выслушав представителя ответчика Трифанова Р.В., свидетеля Ж.Д.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Согласно подпункта 10 пункта 2 статья 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: 1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Как следует из положений пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Согласно разъяснениям, приведенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 22 июля 2020 г. (вопрос №24) действующим земельным законодательством предусмотрено право собственника объекта незавершенного строительства, правомерно возведенного в период действия договора аренды и на основании надлежащих разрешительных документов на земельном участке, предоставленном для его строительства, на заключение (пролонгацию) после 1 марта 2015 г. однократно договора аренды для завершения строительства без торгов на три года при условии, что такой земельный участок после указанной даты не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта. В случае если объект так и не был введен в эксплуатацию по истечении срока такого договора, уполномоченный орган вправе обратиться в суд в порядке статьи 239.1 ГК РФ с заявлением о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов.
Согласно положениям статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов.
Порядок проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 1).
Требование в суд о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов вправе заявить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен этот объект (пункт 2).
Требование о продаже объекта незавершенного строительства не подлежит удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект (пункт 3).
Правила настоящей статьи применяются также в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Семенова Н.А. с <дд.мм.гггг> является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №...., площадью 357,3, проектируемое назначение: нежилое, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 12-13).
Данный объект расположен в г. Мончегорске Мурманской области на земельном участке с кадастровым номером №...., площадью 2209 кв.м. по адресу: <адрес>, который находится в собственности Мурманской области (л.д. 7-11).
На основании договора от <дд.мм.гггг> №.... указанный земельный участок был предоставлен Министерством имущественных отношений Мурманской области в аренду Д.М.В. под незавершенное строительство административно-бытового здания сроком на 2 года 11 месяцев (л.д. 7-11, 16-18). Срок действия договора истек.
<дд.мм.гггг> Семенова Н.А. обратилась в Министерство имущественных отношений Мурманской области с заявлением об оформлении договора аренды земельного участка с кадастровым номером №...., на что получила отказ (л.д. 14), мотивированный тем, что в <дд.мм.гггг> земельный участок предоставлялся предыдущему собственнику объекта незавершенного строительства сроком на 2 года 11 месяцев. Данное решение в судебном порядке Семеновой Н.А. не оспорено.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером №...., на котором расположен объект незавершенного строительства, принадлежащий ответчику, ранее уже предоставлялся предыдущему его собственнику в аренду для завершения строительства.
В обоснование своих возражений стороной ответчика представлен технический план здания с кадастровым номером №...., составленный 14.09.2022 кадастровым инженером Ж.У.А., годом завершения строительства объекта недвижимости указан 2022 год.
В силу положений ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Доказательств введения объекта в эксплуатацию ответчиком не предоставлено. Как следует из пояснений представителя ответчика уведомление о завершение строительства в администрацию города Мончегорска Семеновой Н.А. не направлено, акт ввода объекта в эксплуатацию отсутствует.
Кадастровый инженер Ж.Д.Н., допрошенный судом в качестве свидетеля, пояснил, что производил осмотр спорного объекта, по внешним признакам он имеет вид завершенного строительства. Однако, на данный объект отсутствует проектная документация, разрешение на строительство, акт ввода в эксплуатацию, который обязательно требуется для такого рода объектов.
В связи с изложенным, довод стороны ответчика о том, что строительство спорного объекта завершено, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Таким образом, установлено, что срок действие договора аренды земельного участка от <дд.мм.гггг>, предоставленного предыдущему собственнику объекта незавершенного строительства Д.М.В. для завершения строительства, истекло, строительство объекта не завершено, в связи с чем, он подлежит изъятию у собственника путем продажи с публичных торгов.
Довод ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения с настоящим требованием, судом отклоняется как несостоятельный, поскольку данный срок не является пресекательным для подачи исков об изъятии не завершенных строительством объектов путем продажи с публичных торгов.
Согласно пункту 4 статьи 229.1 Гражданского кодекса Российской Федерации начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 2 Правил проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 г. N 1299, публичные торги проводятся в форме аукциона, открытого по составу участников. Аукцион проводится на основании решения суда об изъятии объекта незавершенного строительства у собственника путем продажи с публичных торгов.
Аукцион проводится исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, обратившимися в суд с заявлением о продаже объектов незавершенного строительства на публичных торгах, либо специализированной организацией, привлеченной в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договора с указанными органами (пункт 3 указанных Правил).
В подпункте "з" пункта 7 названных Правил установлено, что начальная цена предмета аукциона определяется на основании оценки его рыночной стоимости.
Исходя из заявленных истцом требований об изъятии у ответчика путем продажи с публичных торгов объекта незавершенного строительства, учитывая положения статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил, оснований для определение начальной продажной цены имущества одновременно с принятием решения об изъятии объекта незавершенного строительства не имеется, поскольку проведение оценки рыночной стоимости объекта производится после вынесения судом решения об изъятии объекта незавершенного строительства органом, обеспечивающим организацию проведения публичных торгов.
Таким образом, вопрос о рыночной стоимости объекта незавершенного строительства подлежит разрешению в ходе процедуры публичных торгов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1299.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 357,3 ░.░., ░░░░░░░░░░░ №...., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░