63RS0024-01-2022-000326-56
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
именем Российской Федерации
26 апреля 2022 года с. Приволжье
Приволжский районный суд Самарской области в составе председательствующего – судьи Саморенкова Р.С.,
РїСЂРё секретаре Р¤РРћ3.,
с участием:
помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° <адрес> Р¤РРћ4,
представителя административного ответчика Р¤РРћ5,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело в„– 2Р°-207/2021 РїРѕ административному РёСЃРєСѓ исполняющего обязанности РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° <адрес> РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє Администрации сельского поселения Рльмень муниципального района приволжский <адрес> Рѕ признании бездействия незаконным, обязании осуществить постановку земельных участков РЅР° кадастровый учет РїРѕРґ автомобильной РґРѕСЂРѕРіРѕР№ Рё регистрации права собственности РЅР° РЅРёС…,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Рсполняющий обязанности РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°<адрес> РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц обратился РІ СЃСѓРґ СЃ вышеуказанным административным РёСЃРєРѕРј.
Р’ обоснование административного РёСЃРєР° указано, что вопреки требованиям законодательства Р Р¤ административный ответчик РЅРµ принимает меры РїРѕ постановке РЅР° государственный кадастровый учёт земельных участков, РЅР° которых расположены автомобильные РґРѕСЂРѕРіРё общего пользования Рё регистрации права муниципальной собственности РЅР° РЅРёС…, что может создать препятствия для планирования работ РїРѕ содержанию автомобильных работ, РёС… ремонту Рё Р¤РРћ1 Рё РЅРµ отвечает принципу безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения.
Кроме того, отсутствие государственной регистрации права собственности на поименованную в иске автомобильную дорогу создает препятствия в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дороги, безопасностью дорожного движения, а также в применении мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, противоречит интересам неопределенного круга лиц при обеспечении безопасности дорожного движения.
Р’ судебном заседании помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Р¤РРћ4 административный РёСЃРє поддержала РїРѕ основаниям, указанным РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении.
Представитель административного ответчика Р¤РРћ5 РІ судебном заседании административный РёСЃРє признал.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) и статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>" к вопросам местного значения сельского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с пунктом 2 названного Порядка объектом учета в реестре является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости); находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное имущество, не относящееся к недвижимым и движимым вещам, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Согласно пункту 1 части 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 8 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ определено, что к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Автомобильная дорога по общему правилу относится к линейным объектам-сооружениям (пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ).
Пунктом 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определено, что сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Таким образом, если объекты в установленном порядке построены и введены в эксплуатацию как объекты недвижимости - сооружения, в отношении таких объектов должен быть осуществлен государственный кадастровый учет.
Как следует РёР· материалов дела постановлением администрации сельского поселения Рльмень муниципального района <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–.1, утвержден перечень автомобильных РґРѕСЂРѕРі общего пользования местного значения, расположенных РЅР° территории данного поселения, РІ который включена РґРѕСЂРѕРіР°, РїРѕ <адрес> РѕС‚ <адрес> РґРѕ <адрес>.
В судебном заседании установлено, что административный ответчик, являясь исполнительным органом местного самоуправления, вопреки вышеуказанным требованиям закона не принял мер по постановке на государственный кадастровый учёт земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги общего пользования и регистрации на них права муниципальной собственности, являющихся объектами недвижимого имущества, что создает препятствия к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог и нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление исполняющего обязанности РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° <адрес> РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє администрации сельского поселения Рльмень муниципального района <адрес> Рѕ признании бездействия незаконным, обязании осуществить постановку земельных участков РЅР° кадастровый учет РїРѕРґ автомобильной РґРѕСЂРѕРіРѕР№ Рё регистрации права собственности РЅР° РЅРёС… - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Рльмень муниципального района <адрес> РїРѕ непринятию мер РїРѕ постановке РЅР° государственный кадастровый учёт земельных участков, РЅР° которых расположены автомобильные РґРѕСЂРѕРіРё общего пользования местного значения Рё регистрации права собственности РЅР° РЅРёС… РІ Р¤РРћ1 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ <адрес>.
Обязать Администрацию сельского поселения Рльмень муниципального района <адрес> принять меры РїРѕ постановке земельных участков, РЅР° которых расположены автомобильные РґРѕСЂРѕРіРё РїРѕ <адрес> РѕС‚ <адрес> РґРѕ <адрес>, протяженностью 0,600 РєРј, РЅР° кадастровый учет Рё регистрации права собственности РЅР° РЅРёС… РІ Р¤РРћ1 РОСРЕЕСТРА РїРѕ <адрес> РІ течение трех месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ вступления РІ законную силу решения СЃСѓРґР°.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Приволжский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Р.С. Саморенков