Решение по делу № 33-16829/2018 от 22.10.2018

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Шефер Д.Я.                        Дело № 33-16829/2018

А-045г

12 ноября 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Киселевой А.А.

судей Беляковой Н.В., Провалинской Т.Б.

    с участием прокурора Воротынской О.О.

при секретаре Корнийчук Ю.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.

    гражданское дело по иску прокурора Шушенского района в интересах Потапова Сергея Николаевича к районному муниципальному казенному учреждению «Технологический центр учреждений культуры», муниципальному учреждению культуры «Районный центр Культуры» о взыскании недоначисленной заработной платы

по апелляционной жалобе представителя РМКУ «Технологический центр учреждений культуры» - Автушко Н.В.

на решение Шушенского районного суда Красноярского края от 29 августа 2018 года, которым постановлено:

«Взыскать с районного муниципального казенного учреждения «Технологический центр учреждений культуры» в пользу Потапова Сергея Николаевича недоначисленную заработную плату за период с 01 сентября 2017 года по 31 марта 2018 года в сумме 18812 рублей 74 копейки.

Взыскать с муниципального учреждения культуры «Районный центр Культуры» в пользу Потапова Сергея Николаевича недоначисленную заработную плату за период с 01 мая 2017 года по 31 августа 2017 года в сумме 5224 рубля 27 копеек.

Взыскать с районного муниципального казенного учреждения «Технологический центр учреждений культуры» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 752 рубля 51 копейку.

Взыскать с муниципального учреждения культуры «Районный центр Культуры» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.»

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Шушенского района Красноярского края, действуя в интересах Потапова С.Н., обратился в суд с требованиями (с учетом уточнений) к муниципальному учреждению культуры «Районный центр Культуры» о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01.05.2017 года по 31.08.2017 года в сумме 5224 рубля 27 копеек, к муниципальному казенному учреждению «Технологический центр учреждений культуры» о взыскании недоначисленной

заработной платы за период с 01.09.2017 года по 31.03.2018 года в сумме 18812 рублей 74 копейки.

Требования мотивированы тем, что материальный истец в спорные периоды состоял с ответчиками в трудовых отношениях, занимая должность сторожа-дворника.

Полагает, что в спорный период заработная плата материальному истцу начислялась с нарушением норм действующего законодательства в размере менее величины МРОТ, установленной федеральным законодательством.

    

В апелляционной жалобе представитель РМКУ «Технологический центр учреждений культуры» - Автушко Н.В. просит изменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, заслушав прокурора Воротынскую О.О., выразившую согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.

Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

При этом ст.148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009г. №1160-О-О, от 17 декабря 2009г. №1557-О-О, от 25 февраля 2010г. №162-О-О и от 25 февраля 2013г. №327-О).

Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст.37, ч.3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.

На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.

Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере 1,30 применяется и на территории Шушенского района, относящегося к южным районам Красноярского края.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом, истец Потапов С.Н. с 31.03.2011 года состоял в трудовых отношениях с МУК «Районный центр Культуры», занимая должность сторожа-дворника.

Приказом № 111 – к.п. 12 от 29.08.2017 года истец был уволен 31.08.2017г. по п. 5 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ – в связи с переводом работника с его согласия на работу в РМКУ «Технологический центр учреждений культуры». С 01.09.2017г. Потапов С.Н. занимает должность сторожа-дворника в РМКУ «Технологический центр учреждений культуры».

Из расчетных листков истца следует, что за период с мая 2017 года по декабрь 2017 года заработная плата начислялась ему ежемесячно в размере не менее МРОТ - 10592 рубля, а с января по март 2018 года - не менее 11016 руб.

Полагая, что за период работы с 01.05.2017 года по 31.08.2017 года в МУК «Районный центр Культуры» и с 01.09.2017 года по 31.03.2018 года в РМКУ «Технологический центр учреждений культуры» заработная плата материальному истцу начислялась с нарушением норм действующего законодательства, поскольку выплачивалась в размере менее величины МРОТ, установленной федеральным законодательством, прокурор обратился в суд с иском о взыскании в пользу материального истца недоначисленной заработной платы.

Удовлетворяя требования прокурора о взыскании недоначисленной заработной платы, суд, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные отношения, правильно исходил из того, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.

Применяя установленный Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2016 г. МРОТ в сумме 7500 рублей в месяц, с 01.07.2017г. МРОТ в сумме 7800 рублей в месяц, с 01.01.2018г. МРОТ в сумме 9489 рублей в месяц с начислением на данную сумму районного коэффициента – 30 % и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях – 30 %, суд правильно установил, что с учетом выполнения нормы рабочего времени, с 01.07.2016г. истец должен был получать размер заработной платы в месяц не менее 12000 руб., с 01.07.2017 года не менее 12480 руб., с 01.01.2018 года – не менее 15182,40 руб.

С учетом вышеприведенных обстоятельств, исходя из представленных бухгалтерией ответчиков сведений об отработанном истцом периоде в каждом месяце и выплаченных ответчиками суммах заработной платы в спорные периоды работы, суд пришел к верному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что размер заработной платы истца за спорные периоды не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, в связи с чем взыскал недоначисленную истцу заработную плату за период с 01.05.2017 года по 31.08.2017 года с МУК «Районный центр Культуры» в размере 18812 рублей 74 копейки, за период с 01.09.2017 года по 31.03.2018 года с РМКУ «Технологический центр учреждений культуры» в размере 5224 рубля 27 копеек.

Расчет указанной суммы подробно приведен в решении суда, является правильным и сомнений у судебной коллегии не вызывает.

Доводы апелляционной жалобы о том, что право работника, осуществляющего трудовую деятельность в особых климатических условиях, на повышенную оплату труда, не может считаться нарушенным, когда размер его заработной платы с учетом включения в ее состав районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями составляет не менее МРОТ, а правовая позиция, отраженная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, согласно которой в состав МРОТ не могут включаться районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, не подлежит применению к правоотношениям, возникшим за прошедшее время - до 07 декабря 2017 года, судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Шушенского районного суда Красноярского края от 29 августа 2018 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя РМКУ «Технологический центр учреждений культуры» - Автушко Н.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:                    Киселева А.А.

    

Судьи:                      Белякова Н.В.

Провалинская Т.Б.

33-16829/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Потапов Сергей Николаевич
Прокурор Шушенского района
Ответчики
Ммуниципальное бюджетное учреждение культуры Районный Дом культуры
Районное муниципальное казенное учреждение Технологический центр учреждений культуры
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Белякова (Ломова) Наталия Витальевна
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
31.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2020Передано в экспедицию
12.11.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее