Решение по делу № 2-753/2023 (2-5564/2022;) от 10.10.2022

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Новокузнецка Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Мухиной И.Г.,

При секретаре Краевой Е.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новокузнецке

10 марта 2023 года

Дело по иску Антоновой В. П., В. Р. В., к Администрации г. Новокузнецка о признании права на социальную выплату для приобретения жилья в связи с признанием дома непригодным для проживания по критериям безопасности в связи с горными подработками,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к Администрации г. Новокузнецка о признании права на социальную выплату для приобретения жилья в связи с признанием дома непригодным для проживания по критериям безопасности в связи с горными подработками. Просят обязать ответчика включить истцов в списки граждан, подлежащих переселению из непригодного для проживания дома по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «им.Димитрова» по адресу <адрес>. Признать за истцами право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи со сносом дома взамен непригодного для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «им.Димитрова» за счет средств, предусмотренных Правительством РФ на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в <адрес>. Взыскать судебные расходы по уплате госпошлины 600 руб., за составление иска 5000 руб.

Требования мотивированы тем, что они проживают в жилом доме по <адрес> в <адрес>, собственником которого является Антонова В.П. с ДД.ММ.ГГГГ (1/2 доли) по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, который не был зарегистрирован. Вторая часть дома принадлежала Дворникову В.В., у которого истец приобрела его долю ДД.ММ.ГГГГ, договор зарегистрирован. Дом находится на горном отводе шахты «им.Димитрова», отнесен к категории ветхих в результате ведения горных работ. Истцам отказано во включении в списки граждан на получение социальной выплаты, поскольку они стали собственниками после признания дома непригодным для проживания. Истец не согласна с мнением ответчика о том, что она является собственником дома с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку приобрела дом в 1995 году.

Истец В. Р.В. в судебное заседание не явился, извещен о судебном заседании надлежащим образом.

Министерства энергетики РФ в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании истец Антонова В.П. и ее представитель Епифанцев Н.В., действующий по ордеру, поддержали заявленные исковые требования.

Представитель Администрации <адрес> Шилова А.Е., действующая на основании доверенности, возражала относительно исковых требований.

Допрошенный судом свидетель Андреева Е.В. пояснила, что знает семью истцов около 10 лет, они проживали в доме по <адрес> с 1995 года, сейчас в дом не поступает вода и отключен свет. Когда она покупала дом, он был в нормальном состоянии.

Свидетель Васильева Е.В. пояснила, что является дочерью истца, она владела частью дома, позднее выкупила вторую часть, другого жилья истцы не имеют. Около трех лет в доме никто не проживает.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст.5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 № 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 года № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого.

Согласно Правилам предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" на реализацию программ местного развития местным бюджетам шахтерских городов предоставляются межбюджетные трансферты за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п.5 указанных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий: содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства, в силу пункта 8 Правил, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Согласно п.8 Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:

- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;

- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.

Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.(данные абзацы введены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2016 № 976).

Согласно п.9 Правил, размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2008 № 266-0-0, положения Правил направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

Из анализа ст.12 Федерального закона от 17.07.1999 №178 «О государственной социальной помощи» следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения.

Предоставление социальной выплаты – это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

Установлено, что Антонова В.П зарегистрировала право собственности на ? долю в праве на жилой дом по <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на ? долю на дом не зарегистрировано за истцами.

Жилой дом по <адрес> расположен на горном отводе ликвидированной шахты «им.Димитрова».

Постановлением Правительства РФ от 01.07.1996 N 767 "О ликвидации государственного предприятия "Шахта имени Димитрова" Правительство Российской Федерации приняло решение о ликвидации государственного предприятия "Шахта имени Димитрова". 25 сентября 2003 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистраций юридического лица ГП «Шахта имени Димитрова» в связи с его ликвидацией.

Указанным постановлением обеспечение осуществления юридических действий, связанных с ликвидацией государственного предприятия "Шахта имени Димитрова", в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено на Министерство топлива и энергетики Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

01.06.1996 СФ ВНИМИ на основании муниципального контракта составлено заключение а «Об оценке степени влияния поземных горных работ ликвидированных шахты им.Димитрова на жилые дома». В приложении к данному заключению указан жилой дом по <адрес> с категорией «П» - дома с высокой степенью подработки.

На дату ликвидации шахты в 1999 году были составлены Списки домов, находящихся на подработанных территориях, ставших в результате ведения горных работ не пригодными для проживания по критериям безопасности, и лиц, проживающих там.

Из материалов дела и письменных ответов Администрации <адрес> на заявления истцов, отзыва на иск усматривается, что дом по <адрес> граждан, подлежащих переселению, составленного при утверждении проекта ликвидации шахты на основании заключения СФ ОАО ВНИМИ а от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, собственниками дома истцы не являлись и в Список граждан на переселение не включены.

При этом, истец представила копию договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Петровым А.П., на приобретение ? доли в праве собственности на жилой дом по <адрес> в г.Новокузнецке. Данный договор не содержит расшифровки подписей ни продавца, ни покупателя, он не зарегистрирован в соответствии с действующим законодательством на момент заключения договора, в связи с чем, установить фактическое совершение сделки не представляется возможным.

Между тем, право собственности на недвижимое имущество возникает с момента регистрации права. Соответственно, право собственности Антоновой В.П. по договору от ДД.ММ.ГГГГ не возникло. Кроме того, в договоре имеется исправление относительно даты его заключения, которое не оговорено, и договор не удостоверен уполномоченным лицом.

Таким образом, из представленных документов следует, что на дату ликвидации угольного предприятия, обследования домов и составления списков граждан истцы не являлись собственниками дома, т.к. право собственности Антновой В.П. на ? долю по договору от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано только в 2012 году, т.е. после принятия решения о ликвидации шахты и составления списков граждан. Право собственности на ? долю по договору от ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировано до настоящего времени. Васильев Р.П. также не является собственником жилого дома.

При и этом, само по себе фактическое проживание и регистрация в жилом доме, расположенным на горном отводе ликвидированной шахты - недостаточное основание для получения социальной помощи в виде предоставления субсидии, поскольку предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.

При этом, совокупность условий для признания за истцами права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой ОАО «Шахта им.Димитрова», отсутствуют, так как на момент принятия решения о ликвидации шахты в 1999 году собственниками жилого помещения истцы не являлись.

Таким образом, учитывая, что в отношении истцов не установлена совокупность условий (признание жилья ветхим и непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем), при которых у гражданина возникает право на получение социальной выплаты, у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований о признании за ними права на включение в список граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, поскольку такое право у них не возникло.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Антоновой В. П., В. Р. В. в удовлетворении исковых требований к Администрации г.Новокузнецка о включении в список граждан, подлежащих переселению из непригодного для проживания дома по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «им. Димитрова», признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи со сносом дома взамен непригодного для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «им. Димитрова», взыскании судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 17.03.2023.

Председательствующий : И.Г. Мухина

2-753/2023 (2-5564/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Антонова Вера Петровна
Васильев Рустам Васильевич
Ответчики
Администрация города Новокузнецка
Другие
Министерство энергетики РФ
Суд
Центральный районный суд г. Новокузнецк Кемеровской области
Дело на сайте суда
centralny.kmr.sudrf.ru
10.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.10.2022Передача материалов судье
17.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2022Подготовка дела (собеседование)
01.12.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.01.2023Предварительное судебное заседание
20.01.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.03.2023Предварительное судебное заседание
03.03.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.03.2023Предварительное судебное заседание
10.03.2023Судебное заседание
17.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее