Решение по делу № 2-5196/2016 от 04.10.2016

Дело № 2-5196/2016 31 октября 2016 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Сафонова Р. С.

при секретаре Кариной Л. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Третьяковой Е. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о возложении обязанности произвести перерасчёт размера страховой пенсии по старости,

установил:

Третьякова Е. В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о возложении обязанности произвести перерасчёт размера пенсии с <Дата>. Требование мотивирует тем, что с <Дата> ей назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от <Дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При исчислении стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии ответчик не включил в стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с <Дата> по <Дата>. Полагает, что поскольку до введения нового правового регулирования периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком согласно статье 167 Кодекса законов о труде РСФСР включались во все виды стажа, такой же порядок исчисления стажа должен сохраниться и при установлении пенсии. Кроме того, ответчик исключил из стажа работы в районах Крайнего Севера период командировки с <Дата> по <Дата>. Считает, что при включении в стаж вышеуказанных периодов у неё будет достаточно стажа работы для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частью 4 либо частью 5 статьи 17 Федерального закона от <Дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В судебное заседание истец не явилась, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщила.

Представитель истца Кушкова М. В. в судебном заседании иск поддержала. Суду пояснила, что истец работала телеграфистом в Архангельском региональном центре связи – структурном подразделении Ярославской дирекции связи Центральной станции связи – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и в период с <Дата> по <Дата> направлялась в служебную командировку для выполнения служебного задания на станцию Карпогоры. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика Первушина В. Ю. исковые требования не признала. Считает, что работа истца в командировке непродолжительное время в районе Крайнего Севера не может служить основанием для установления ей повышенной фиксированной выплаты к пенсии по старости. Кроме того, полагает, что действующее законодательство не предусматривает возможности включения периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком в стаж работы в районах Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним. Считает, что нормы ранее действующего законодательства не могут быть применены к праву истца на определение размера пенсии, поскольку размер пенсии определяется в соответствии с нормативно-правовыми актами, действующими на день установления пенсии. Просит в удовлетворении иска отказать.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие истца.

Заслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, обозрев пенсионное дело Третьяковой Е. В. <№>, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <Дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от <Дата> <№> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от <Дата> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 3 935 рублей в месяц.

На основании части 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

В силу части 5 статьи 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 той же статьи закона лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Как усматривается из пенсионного дела Третьяковой Е. В. <№>, истцу назначена страховая пенсия по старости с <Дата>.

В период работы в Архангельском производственном геологическом объединении «Архангельскгеология» истцу предоставлялся отпуск по уходу за ребёнком с <Дата> по <Дата>.

Кроме того, в период работы телеграфистом в Архангельском региональном центре связи – структурном подразделении Ярославской дирекции связи Центральной станции связи – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» она находилась в служебной командировке с <Дата> по <Дата> на станции Карпогоры Пинежского района Архангельской области.

При определении права истца на назначение пенсии период нахождения истца в отпуске по уходу за ребёнком с <Дата> по <Дата> включён в подсчёт стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Как следует из письма Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске от <Дата>, с учётом указанного периода отпуска по уходу за ребёнком пенсионный орган для определения права на назначение истцу пенсии определил у неё наличие стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, продолжительностью 19 лет 01 месяц 24 дня.

Однако для определения размера пенсии и установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, у истца был подсчитан продолжительностью 16 лет 07 месяц 24 дня (при требуемом 20-летнем стаже). Оспариваемый истцом период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с <Дата> по <Дата> в указанный вид стажа ответчиком не включён.

Не согласившись с исключением из стажа периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком, истец Третьякова Е. В. обратилась в суд с настоящим иском.

Согласно части 1 статьи 18 Закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчёте размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№> (далее – Правила <№>), которые подлежат применению и после вступления в силу Закона № 400-ФЗ, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ определено, что периоды ухода одного из родителей за каждым ребёнком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности, засчитываются в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьёй 11 настоящего Федерального закона.

Таким образом, ни Закон № 400-ФЗ, ни Правила <№> не предусматривают возможности включения периодов отпуска по уходу за ребёнком в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

То обстоятельство, что при определении права на досрочное назначение страховой пенсии в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсионный орган включил период отпуска по уходу за ребёнком, поскольку такой отпуск засчитывался в стаж для льготного пенсионного обеспечения при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период предоставления отпуска, судом во внимание не принимается.

При определении продолжительности стажа работы истца, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, ответчик верно руководствовался частью 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, согласно которой периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Однако из положений ранее действовавшей статьи 167 Кодекса законов о труде РСФСР (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона от <Дата> <№>) следует, что период отпуска по уходу за ребёнком подлежал включению в специальный стаж работы только для случаев назначения пенсии на льготных условиях.

Необходимо также учитывать, что впервые повышенный размер пенсии был установлен для лиц, имеющих необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и необходимый страховой стаж, Федеральным законом от <Дата> <№>-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с <Дата>.

Следовательно, граждане, которые приобрели определённый стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до вступления в силу нового правового регулирования, не могли рассчитывать на то, что их размер пенсии будет определён в повышенном размере, так как на момент выполнения работы соответствующего закона ещё не существовало.

При таких обстоятельствах, оснований для применения по настоящему делу положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата> <№>-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» не имеется.

Истец Третьякова Е. В. также полагает, что период нахождения в служебной командировке с <Дата> по <Дата> подлежит зачёту в стаж работы в районах Крайнего Севера.

Между тем, работа, носящая стабильный (постоянный) характер, осуществлялась истцом в местности, не относящейся к районам Крайнего Севера. Местом выполнения трудовой функции истца являлся город Архангельск, где находится Архангельский региональный центр связи – структурное подразделение Ярославской дирекции связи Центральной станции связи – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Таким образом, оснований для вывода о наличии у истца смешанного стажа работы как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, у суда не имеется.

Как видно из материалов дела, нахождение истца в районе Крайнего Севера в оспариваемый период носило временный непродолжительный характер, а потому период нахождения истца в командировке не подлежит зачёту в стаж работы в районе Крайнего Севера, и у истца отсутствует право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, установленную для лиц, проработавших определённое законом количество календарных лет в районах Крайнего Севера.

Поскольку у истца отсутствует стаж работы, дающий право на установление в соответствии с частями 4 и 5 статьи 17 Закона № 400-ФЗ повышенной фиксированной выплата к страховой пенсии, ответчик правильно определил размер пенсии истца, и оснований полагать, что ответчик допустил нарушение пенсионных прав истца, у суда не имеется.

На основании изложенного, исковые требования Третьяковой Е. В. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Третьяковой Е. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о возложении обязанности произвести перерасчёт размера страховой пенсии по старости отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Р. С. Сафонов

2-5196/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Третьякова Е.В.
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г.Архангельске
Другие
Калинина
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Дело на сайте суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
04.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.10.2016Передача материалов судье
07.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2016Судебное заседание
07.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее