дело № 2-3130/2024
УИД 76RS0013-02-2024-002469-75
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об исправлении описки в решении суда
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Лебедева Н.В., рассмотрев 14 октября 2024 года материалы гражданского дела № 2-3130/2024 по иску Капустина Александра Анатольевича к Управлению Роспотребнадзора по Ярославской области о признании увольнения вынужденным, отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов и по исковому заявлению Капустина Александра Анатольевича к Управлению Роспотребнадзора по Ярославской области о признании приказа в части незаконным, взыскании невыплаченной премии, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Решением Рыбинского городского суда Ярославской области от 04.10.2024 частично удовлетворены требования Капустина Александра Анатольевича к Управлению Роспотребнадзора по Ярославской области.
Исследовав материалы дела, суд установил, что в мотивировочной части решения (абз.3, л.11 решения) отражено, что период вынужденного прогула Капустина А.А. подлежит включению в стаж государственной гражданской службы, тогда как в абзаце 8 резолютивной части решения судом указано на обязанность Управлению Роспотребнадзора по Ярославской области зачесть период вынужденного прогула в стаж муниципальной службы. Указанная описка подлежит устранению.
В соответствии со ст. 200 ГПК РФ суд может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, исправить допущенные описки или явные арифметические ошибки.
Руководствуясь ст. 200 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Исправить описку в абзаце 8-м резолютивной части решении Рыбинского городского суда Ярославской области от 04.10.2024 по гражданскому делу № 2-3130/2024 по иску по иску Капустина Александра Анатольевича к Управлению Роспотребнадзора по Ярославской области о признании увольнения вынужденным, отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов и по исковому заявлению Капустина Александра Анатольевича к Управлению Роспотребнадзора по Ярославской области о признании приказа в части незаконным, взыскании невыплаченной премии, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.
Абзац 8-й резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
«Возложить на Управление Роспотребнадзора по Ярославской области обязанность зачесть период вынужденного прогула с 14 мая 2024 года по 04 октября 2024 года в стаж государственной гражданской службы».
На определение может быть подана частная жалоба в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение 15 дней.
Судья Н.В.Лебедева
Дело № 2-3130/2024
УИД 76RS0013-02-2024-002469-75
Мотивированное решение изготовлено 14.10.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Лебедевой Н.В.,
при секретаре Чирковой Н.Ю.,
с участием прокурора Тихомировой К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 4 октября 2024 года в г.Рыбинске гражданское дело по исковому заявлению Капустина Александра Анатольевича к Управлению Роспотребнадзора по Ярославской области о признании увольнения вынужденным, отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов и по исковому заявлению Капустина Александра Анатольевича к Управлению Роспотребнадзора по Ярославской области о признании приказа в части незаконным, взыскании невыплаченной премии, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Капустин А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Ярославской области о признании увольнения вынужденным, отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов.
Исковые требования мотивированы тем, что Капустин А.А. являлся <данные изъяты> территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в городском округе город Рыбинск. Приказом Управления Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об увольнении Капустина А.А.» Капустин А.А. был уволен с государственной гражданской службы в связи с отказом от предложенной для замещения иной должности в связи с изменением существенных условий служебного контракта. Решением Рыбинского городского суда от 25.12.2023 приказ Управления Роспотребнадзора от 17.97.2023 № признан незаконным, Капустин А.А. восстановлен в должности.
Приказом Управления Роспотребнадзора от 11.04.2024 № «О восстановлении на работе Капустина А.А.» отменен приказ Управления Роспотребнадзора от 17.07.2023 №, Капустин А.А. восстановлен в должности федеральной государственной гражданской службы <данные изъяты> с 18.07.2023. Приказ получен истцом 24.04.2024. С 25.04.2024 истец вышел на государственную службу, где сразу столкнулся с препятствиями, которые чинились ему работодателем.
13.05.2024 истцом подано заявление об увольнении в связи с невозможностью продолжения исполнения должностных обязанностей и систематическим нарушением работодателем законов. Согласно выписке из приказа от 13.05.2024 № «Об увольнении Капустина А.А.», полученной истцом 18.05.2024, истец уволен 13.05.2024 с федеральной государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по инициативе гражданского служащего.
Истец считает увольнение незаконным, поскольку заявление об увольнении было написано вынужденно, прекращать трудовые отношения истец не намеревался, при этом был готов при устранении представителем нанимателя нарушенных его трудовых прав отозвать свое заявление об увольнении.
Капустин А.А. обратился в суд с иском к Управлению Роспотребнадзора по Ярославской области о признании приказа в части невыплаты Капустину А.А. премии за 2 квартал 2023 года незаконным, взыскании невыплаченной премии, взыскании компенсации за задержку выплаты премии, компенсации морального вреда, судебных расходов.
Исковые требования мотивированы тем, что истцу стало известно, что в июле 2023 года сотрудникам Управления Роспотребнадзора по Ярославской области выплачена премия за выполнение особо важных и сложных заданий за 2 квартал 2023 года, в том числе и сотрудникам территориального отдела г. Рыбинска. Истцу указанная премия начислена и выплачена не была. В ответе на письменное обращение истца работодатель указал, что данная премия носит стимулирующий характер, порядок ее выплаты определяется представителем нанимателя. Иных доводов лишения истца указанной премии ответ не содержит. Истец считает решение работодателя о невыплате ему премии необоснованным, поскольку отсутствуют причины для ее лишения, при добросовестном выполнении истцом своих должностных обязанностей, отсутствии у истца дисциплинарных взысканий и других фактов нарушения истцом трудовой дисциплины.
Определением Рыбинского городского суда от 15.07.2024 исковые требования Капустина А.А. к Управлению Роспотребнадзора по Ярославской области соединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании истец Капустин А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковых заявлениях.
Представитель ответчика по доверенности Спасская С.Е. исковые требования не признала в полном объеме, дала пояснения согласно представленным в материалы дела мотивированным отзывам.
Третье лицо ООО «Рыбинская генерация» представителя в судебное заседание не направило, представило сведения о трудоустройстве истца.
Выслушав истца, представителя ответчика, прокурора, давшего заключение, что исковые требования в части восстановления на работе подлежат удовлетворению, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Правоотношения сторон при прохождении государственной службы Капустиным А.А. регламентированы в служебном контракте № от 11.01.2019г., в соответствии с которым Капустин А.А. как гражданский служащий взял на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, и исполнением должностных обязанностей по должности <данные изъяты> территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области в городском округе г. Рыбинск и Рыбинский муниципальный район, а Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области обеспечить прохождение гражданской службы РФ в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации.
Раздел IV служебного контракта № от 11.01.2019г., заключенного с Капустиным А.А. предусматривает денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в процентном соотношении к окладу, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в процентном соотношении к окладу, ежемесячного денежного поощрения в процентном соотношении к окладу, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным представителем нанимателя, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п.4.1 Должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность <данные изъяты> территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в городском округе г. Рыбинск и Рыбинского муниципального района, утвержденного руководителем Управления Роспотребнадзора по Ярославской области 11.01.2019 <данные изъяты> Управления имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абзац седьмой статьи 2).
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части первой статьи 21 ТК РФ).
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части второй статьи 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Согласно части первой статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 ТК РФ).
В соответствии с частью первой статьи 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам (часть вторая статьи 191 ТК РФ).
По смыслу приведенных норм законодательства в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда может включать помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, что предполагает определение ее размера, условий и периодичности выплаты (премирования) в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах и иных нормативных актах, содержащих нормы трудового права, то есть премия, которая входит в систему оплаты труда и начисляется регулярно за выполнение заранее утвержденных работодателем показателей, является гарантированной выплатой, и работник имеет право требовать ее выплаты в установленном локальном нормативном акте, коллективном договоре размере при условии надлежащего выполнения своих трудовых обязанностей (статья 135 ТК РФ).
Согласно ст. 50 Федерального закона РФ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается) (п. 4 ч. 5 ст. 50 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Из анализа приведенных правовых норм следует, что спорная премия является составной частью денежного содержания гражданского служащего, при том определение конкретного размера премии относится к компетенции работодателя, регламентируется нормами локальных актов. В отличие от премии, которая предусмотрена частью первой статьи 191 ТК РФ, премия за выполнение особо важных и сложных заданий является гарантированной выплатой (гарантированным доходом) работника, размер которой работодатель обязан определить в соответствии с нормативными и локальными актами.
Соответствующий локальный акт, которым регламентируется определение размера спорной премии принят приказом Управления от 21.03.2023г. № 32-ОД «Об утверждении положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы, премирования, оказания материальной помощи, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска»
В соответствии с п.3.1. Положения премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом исполнения должностного регламента и оформляется приказом Управления.
Выплата премий за выполнение особо важных и сложных заданий может производиться одновременно всем гражданским служащим либо гражданским служащим отдельных структурных подразделений, а также отдельным гражданским служащим Управления (п.3.2).
Премия может выплачиваться в пределах установленного фонда оплаты труда
гражданских служащих с учетом экономии средств по фонду оплаты труда
единовременно, ежемесячно, ежеквартально, по результатам работы за 9 месяцев, по
результатам работы за 10 месяцев, 11 месяцев, по результатам работы за год (п.3.3).
Согласно п.3.6. при определении размера премии конкретному гражданскому служащему учитываются:
-личный вклад в общие результаты работы по обеспечению функций Управления;
- сложность и важность полученных заданий, качество их выполнения;
- исполнение должностного регламента и соблюдение гражданским служащим
служебного распорядка Управления;
- оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в его
компетенцию, внедрение новых форм и методов, позитивно отразившихся на результатах работы по выполнению особо важного и сложного задания;
- проявленная инициатива при исполнении заданий, наличие предложений по совершенствованию деятельности Управления в установленной сфере деятельности;
- высокая исполнительская дисциплина и ответственность за результаты
деятельности;
- показатели результативности и эффективности осуществления контроля
(надзора);
-показатели результативности и эффективности профессиональной служебной
деятельности гражданских служащих;
-фактически отработанное время в периоде, за который производится
премирование.
Премия за период, принятый в качестве расчетного для начисления премий, выплачивается гражданским служащим, состоящих в служебных отношениях с Управлением на момент принятия решения о выплате премии. Размер премии конкретному гражданскому служащему максимальными размерами не ограничивается (п.3.7).
Приказом Управления Роспотребнадзора по Ярославской области от от 03.07.2023 № «О премировании» принято решение премировать федеральных государственных гражданских служащих Управления Роспотребнадзора по Ярославской области за выполнение особо важных и сложных заданий во 2 квартале 2023 г. в размере окладов месячного денежного содержания, установленных надбавок и ежемесячного денежного поощрения согласно списку, который является приложением к приказу.
Капустину А.А. установлена премия за второй квартал 2023 года - 0,0 рублей. Другим сотрудникам территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в ГО г. Рыбинск и Рыбинском муниципальном районе, занимающим должность <данные изъяты>, аналогичные с должностью истца, премия установлена в размере 1,25.
В силу части 3 статьи 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ним отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац 2 части 2 статьи 22 ТК РФ).
Соответственно принятый Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области локальный нормативный акт – «Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы, премирования, оказания материальной помощи, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска» - являлся для работодателем обязательным при принятии решения о размере спорной премии.
Из пояснений представителя ответчика, данных в судебных заседаниях, следует, при принятии решения о невыплате Капустину А.А. премии, во внимание принимались такие критерии оценки его деятельности, предусмотренные п.3.6 Положения, как его личный вклад в общие результаты работы по обеспечению функций Управления и сложность и важность полученных заданий. При этом учитывалось следующее. В должностные обязанности Капустина А.А. в соответствии с должностным регламентом федерального гражданского служащего от 11.09.2019 входило, в том числе, осуществление производства по делам об административных правонарушениях, представительство в суде, рассмотрение запросов и обращений граждан и организаций, консультирование. Тогда как иные <данные изъяты> осуществляли согласно их должностным регламентам функции по контролю и надзору в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, которые являются приоритетными в Управлении и наиболее сложными. Так как Капустин А.А. не осуществлял выполнение сложных и важных (приоритетных) заданий премия ему начислена не была. Поскольку премия является переменной частью заработной платы, решение о ее выплате является правом работодателя, а не безусловной обязанностью.
Вопреки доводам ответчика о праве руководителя управления определять размеры премии по своему усмотрению, данное усмотрение не может быть произвольным, должно соответствовать нормам положения, регулирующего премирование.
В нарушение п.3.1. Положения решение о непремировании Капустина А.А. было обусловлено не исполнением должностного регламента, а не исполнением обязанностей, которые в его должностной регламент не включены и не поручались.
Согласно п.10.1 Должностного регламента эффективность и результативность профессиональной деятельности <данные изъяты> территориального отдела Управления оценивается по следующим показателям:
- отсутствию нарушений запретов, требований к служебному поведению и иных
обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о
государственной гражданской службе;
- качеству выполненной работы: подготовка документов в соответствии с установленными требованиями, полное и логичное изложение материала,
юридически грамотное составление документов, отсутствие стилистических и грамматических ошибок;
- количеству возвратов на доработку ранее подготовленных документов;
- количеству повторных обращений по рассматриваемым вопросам;
- наличию у гражданского служащего поощрений за безупречную и
эффективную работу;
-оценке профессиональных, организаторских и личностных качеств гражданского служащего по результатам его профессиональной служебной деятельности и с учетом его аттестации, сдачи квалификационного экзамена или иных показателей;
- выполняемому объему работы и интенсивности труда, способности сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, соблюдению служебной дисциплины;
-своевременности и оперативности выполнения поручений, рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, соотношению количества своевременного выполненных к общему количеству индивидуальных поручений;
-способности четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умению рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты;
-творческому подходу к решению поставленных задач, активности и инициативе в освоении новых компьютерных и информационных технологий;
-способности быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям,
самостоятельности выполнения служебных обязанностей;
-отсутствию жалоб граждан, юридических лиц на действия (бездействие)
гражданского служащего;
-осознанию ответственности за последствия своих действий, принимаемых
решений;
-иные показатели эффективности и результативности профессиональной
служебной деятельности, введенные в действие согласно приказам Управления.
Исходя из пояснений представителя ответчика, должностные обязанности во втором квартале были выполнены Капустиным А.А. в соответствии с должностным регламентом, к дисциплинарной ответственности он не привлекался, каких-либо иных нарушений трудовой дисциплины со стороны Капустина А.А. не было.
Таким образом, решение о невыплате Капустину А.А. премии во втором квартале было принято работодателем с нарушением локального акта. Исковые требования Капустина А.А. о признании незаконным приказа Управления Роспотребнадзора по Ярославской области 03.07.2023 № в части невыплаты премии Капустину Александру Анатольевичу за выполнение особо важных и сложных заданий во втором квартале 2023 года подлежат удовлетворению.
Учитывая размер премии <данные изъяты> территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области в городском округе г. Рыбинск и Рыбинском муниципальном районе, а также фактически отработанное во втором квартале Капустиным А.А. время (при нахождении его в отпуске в течение 10 дней), для восстановления права истца на выплату заработной платы, суд взыскивает с Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в пользу истца в счет премии за выполнение особо важных и сложных заданий во 2 квартале 2023 года 37 494,79 рублей.
Спорная премия согласно платежному поручению от 06.07.2023 № выплачена работникам 07.07.2023.
Согласно ч. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Таким образом, подлежит взысканию денежная компенсация за нарушение сроков выплаты заработной платы за период с 08.07.2023 по 04.10.2024 г. в размере 17 055,03 рублей.
В соответствии с пунктом 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" работник в силу статьи 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).
Учитывая конкретные обстоятельства дела, в том числе объем нарушенных трудовых прав работника на выплату заработной платы в соответствии со служебным контрактом, длительность нарушенного права, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в размере 15 000 рублей.
Относительно исковых требований Капустина А.А. о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе и взыскании денежных средств, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что приказом Управления от 17.07.2023 № с Капустиным А.А. расторгнут служебный контракт, Капустин А.А. освобожден от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы <данные изъяты> и уволен в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.
Решением Рыбинского городского суда от 25.12.2023 приказ Управления от 17.07.2023 № признан незаконным, Капустин А.А. восстановлен в должности федеральной государственной гражданской службы <данные изъяты> с 18.07.2023.
Приказом Управления от 11.04.2024 № приказ от 17.07.2023 № «Об увольнении Капустина А.А.» отменен, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Капустина А.А. направлено уведомление о необходимости приступить к исполнению должностных обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Капустин А.А. приступил к выполнению должностных обязанностей. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Капустин А.А. обратился в Управления с заявлениями о предоставлении ему отпусков и замене денежной компенсацией части неиспользованного отпуска за 2023 года, на которые получил отказ работодателя.
25.04.2024 Капустин А.А. обратился в Прокуратуру Ярославской области с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с нарушением его трудовых прав. 31.05.2024 письмом № начальником управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Ярославской области в адрес руководителя Управления направлено предложение о принятии мер к недопущению подобных фактов в дальнейшей работе, о чем сообщить в прокуратуру области. Указано, что в ответах Управления на обращения Капустина А.А. не разъяснено право работника претендовать на отпуск, неиспользованных им в 2023 году продолжительностью 19 календарных дней, а также порядок и сроки подачи работником заявления на ежегодный отпуск, предусмотренный работодателем.
13.05.2024 года Капустин А.А. обратился к руководителю Управления Роспотребнадзора по Ярославской области с заявлением следующего содержания: «<данные изъяты>».
Приказом Управления от 13.05.2024 № «Об увольнении Капустина А.А.» прекращено действие служебного контракта, и Капустин А.А. освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы <данные изъяты> территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в городском округе город Рыбинск и Рыбинском муниципальном районе и уволен 13 мая 2024 года с федеральной государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по инициативе гражданского служащего.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее по тексту- Закон № 79-ФЗ).
В соответствии со ст.73 Закона № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Согласно под. 3 ч.1 ст.33 Закона № 79-ФЗ основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего.
В соответствии с положения ст.36 Закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели (ч.1).
В случае, если заявление гражданского служащего о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы по собственной инициативе обусловлено невозможностью продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения гражданской службы (зачислением в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, выходом на пенсию, переходом на замещение выборной должности и другими обстоятельствами), а также в случае установленного нарушения представителем нанимателя законов, иных нормативных правовых актов и служебного контракта представитель нанимателя обязан расторгнуть служебный контракт в срок, указанный в заявлении гражданского служащего (ч.2 ст.36 Закона № 79-ФЗ).
До истечения срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право в любое время отозвать свое заявление (ч.3 ст.36 Закона № 79-ФЗ).
По истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей (ч.4 ст.36 Закона № 79-ФЗ)
В соответствии с ч.7 названной статьи закона по соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя гражданский служащий может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы ранее срока, указанного в настоящей статье.
Аналогичные правила расторжения трудового договора по инициативе работника содержит ст.80 ТК РФ.
В подпункте "а" пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении являлась добровольным его волеизъявлением. Если истец утверждает, что работодатель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию, то это обстоятельство подлежит проверке и обязанность доказать его возлагается на работника.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, указано, что расторжение трудового договора по инициативе работника может быть признано соответствующим требованиям трудового законодательства только в случае установления судом обстоятельств, свидетельствующих о наличии добровольного волеизъявления работника на увольнение по собственному желанию (пункт 14).
Из приведенных выше правовых норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что федеральный законодатель создал правовой механизм, обеспечивающий реализацию права граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, который предусматривает в том числе возможность работника беспрепятственно в любое время уволиться по собственной инициативе, подав работодателю соответствующее заявление, основанное на добровольном волеизъявлении, предупредив об увольнении работодателя не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом, а также предоставляет возможность сторонам трудового договора достичь соглашения о дате увольнения, определив ее иначе, чем предусмотрено законом. Для защиты интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении за работником закреплено право отозвать свое заявление до истечения срока предупреждения об увольнении (если только на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому не может быть отказано в заключении трудового договора).
Обстоятельствами, имеющими значение для дела при разрешении спора о расторжении трудового договора по инициативе работника, являются наличие волеизъявления работника на увольнение по собственному желанию и добровольность волеизъявления работника на увольнение по собственному желанию.
Заявление от 13.05.2024 года об увольнении по собственному желанию 13.05.2024, при наличии имевших место нарушениях срока восстановления Капустина А.А. на работе, служебных записок истца на имя руководителя Управления с просьбами о предоставлении отпусков и денежной компенсации и полученных отказов на них, обращения истца в Рыбинскую городскую прокуратуру, доводов истца о том, что написанием заявления об увольнении он преследовал цель скорейшего разрешения его требований об устранении допущенных нарушений и не имел намерения увольняться, - не свидетельствует о добровольном волеизъявлении истца на прекращение трудовых отношений с ответчиком.
Кроме того, в материалах дела не имеется каких-либо сведений о том, что при подаче истцом 13.05.2024 года заявления об увольнении ответчиком были разъяснены последствия подачи заявления и право сотрудника на отзыв такого заявления. Принятие работодателем решения об увольнении истца в день подачи сотрудника заявления об увольнении по собственному желанию без выяснения добровольности таких действий и их последствий для работника, без разъяснения намерения работодателя разрешить имеющийся конфликт, также свидетельствует о понуждении сотрудника к увольнению.
Работодателем не представлено доказательств достигнутого соглашения об увольнении Капустина А.А. и расторжении трудового договора до истечения срока предупреждения об увольнении, предусмотренного ч.7 ст.36 Закона № 79-ФЗ.
Ссылки представителя ответчика на то, что Капустиным А.А. на момент восстановления в должности в Управлении не были прекращены трудовые отношения с ООО «Рыбинская генерация», что является нарушением антикоррупционного законодательства и свидетельствует о намерении истца расторгнуть договор в указанную им в заявлении дату 13.05.2024, а также на то обстоятельство, что Капустин А.А. является <данные изъяты>, что дает ему право расторгнуть служебный контракт до истечения 14-дневного срока, предусмотренного для уведомления работодателя, вопреки доводам ответчика, не свидетельствуют о намерении Капустина А.А. расторгнуть служебный контракт по собственной инициативе, поскольку такие основания не указаны им в заявлении на увольнение. При этом основание, указанное в заявлении от 13.05.2024 Капустиным А.А. как основание для расторжение контракта – допущенные работодателем нарушения трудового законодательства, - свидетельствуют о вынужденности увольнения истца, и отсутствии воли истца на расторжение служебного контракта с работодателем.
В соответствии с положениями ч.1 ст.394 ТК РФ, а также абз.1 п. 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.
С учетом изложенного, приказ Управления Роспотребнадзора по Ярославской области от 13.05.2024 № «Об увольнении Капустина А.А.» является незаконным, Капустин А.А. подлежит восстановлению в должности федеральной государственной гражданской службы <данные изъяты> территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в городском округе город Рыбинск и Рыбинском МР с 14 мая 2024 года.
В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 54 Закона № 79-ФЗ в стаж (общую продолжительность) гражданской службы включаются периоды замещения должностей гражданской службы. Период вынужденного прогула Капустина А.А. с 14.05.2024 по 04.10.2024 подлежит включению в стаж государственной гражданской службы.
В соответствии с положениями ч. 2 ст.394 ТК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию средний заработок за все время вынужденного прогула за период с 14.05.2024 по 04.10.2024 г.
Средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном статьей 139 ТК РФ.
Управлением представлен расчет, согласно которому среднедневной заработок Капустина А.А. с учетом премии за второй квартал 2023 года, вопрос о правомерности невыплаты которой разрешен судом в настоящем гражданском деле, составил <данные изъяты> рублей.
Суд соглашается с расчетом среднего дневного заработка, выполненного работодателем исходя из фактически начисленной истцу заработной платы и фактически отработанного им времени за период работы по занимаемой должности, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата, с учетом заработной платы, начисленной работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время, и начисленных премий в расчетном периоде в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
В соответствии с производственным календарем за 2024 год при пятидневной рабочей неделе за период с 14.05.2024 по 04.10. 2024 г. имело место 103 рабочих дня.
Таким образом, с Управления в пользу Капустина А.А. подлежит взысканию средний заработок за время вынужденного прогула, размер которого определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней за период с 14.05.2024 по 04.10.2024, что составляет 335 913,90 рублей (<данные изъяты>).
В силу ч. 1 ст. 236 ТК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Производя расчет процентов, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца в соответствии с ч.1 ст.236 ТК РФ, суд исходит из того, что сумма задолженности, с которой рассчитывается компенсация, определяется без учета 13% налога на доходы физических лиц. Компенсация рассчитана судом исходя из того размера, который причитается работнику к получению на руки.
Учитывая, что служебный контракт не содержит сведений о датах выплаты заработной платы, положение об оплате труда ответчиком не представлено, суд исходит из положений ч.6 ст.136 ТК РФ, согласно которой конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Суд исходит из того, что компенсация подлежит взысканию за период с 15.06.2024 по 04.10.2024 с суммы <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>).
Таким образом, компенсация за задержку выплаты заработной платы, взысканной за время вынужденного прогула за период с 14.05.2024 по 04.10.2024 составит 18 804,90 рублей.
В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В силу ч. 9 ст. 394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
С учетом разъяснений, данных в п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», оценив степень нравственных и физических страданий истца, обстоятельства, при которых ему были причинены данные страдания, степень вины ответчика, характер нарушенного трудового права, повторность нарушения, а также требования разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Общий размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца, суд определяет путем сложения сумм, взысканных судом с ответчика по каждому нарушению прав истца. Таким образом, с Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в пользу Капустина А.А. подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 65 000 рублей (15 000 + 50 000).
В соответствии с ч.1 ст. 100 ГПК стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Капустиным А.А. понесены расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей, по 10 000 рублей за составление каждого искового заявления, что подтверждается расписками от 13.06.2024 в получении ФИО5 от Капустина А.А. 10 000 рублей, и от 01.07.2024 о получении 10 000 рублей ФИО6 от Капустина А.А. за оказание юридической помощи. Ответчиком приведены доводы о том, что у Капустина А.А. имеется <данные изъяты>, в связи с чем он не нуждается в представителе, а также о том, что ФИО6, получившая денежные средства от Капустина А.А. по расписке от 01.07.2024, является <данные изъяты> истца, не имеющей <данные изъяты>, что ставит под сомнение предоставление ею истцу таких услуг и передачу денежных средств. Кроме того, ответчик полагает указанные суммы судебных расходов завышенными.
Статья 48 ГПК РФ предоставляет право истцу представлять свои интересы в суде как лично, так вести свои дела через представителя, причем предоставление услуг по составлению искового заявления не ограничено наличием у лица, предоставляющего услуги, юридического образования. Также законодательством не запрещено пользоваться юридическими услугами, предоставляемыми супругом. Факт передачи денежных средств за оказанные услуги подтвержден истцом допустимыми доказательствами – расписками, в то время, как сомнения ответчика в передачи истцом денежных средств, ничем не подтверждены.
С учетом сложности дела, объема оказанных услуг, требований разумности, баланса интересов сторон, при непредставлении ответчиком доказательств чрезмерного завышения размера понесенных истцом судебных расходов, суд полагает необходимым взыскать с ответчика судебные расходы, понесенные Капустиным А.А. в размере 20 000 рублей, в полном размере.
В силу ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 7 593 рублей (7 293 рублей по требованиям имущественного характера + 300 рублей по требованию о компенсации морального вреда), от уплаты которой истец был освобожден.
Суд, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Капустина Александра Анатольевича (паспорт <данные изъяты>) к Управлению Роспотребнадзора по Ярославской области (ИНН 7606052909) удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ Управления Роспотребнадзора по Ярославской области от 03 июля 2023 № в части невыплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий во 2 квартале 2023 года Капустину Александру Анатольевичу.
Признать незаконным приказ Управления Роспотребнадзора по Ярославской области от 13 мая 2024 года № «Об увольнении Капустина А.А.» в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по инициативе гражданского служащего.
Восстановить Капустина Александра Анатольевича в должности федеральной государственной гражданской службы <данные изъяты> территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в городском округе город Рыбинск и Рыбинском МР с 14 мая 2024 года.
Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в пользу Капустина Александра Анатольевича
- средний заработок за время вынужденного прогула в размере 335 913,9 рублей;
- премию за выполнение особо важных и сложных заданий во 2 квартале 2023 года в размере 37 494,79 рублей;
- денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий во 2 квартале 2023 года за период с 8 июля 2023 года по 4 октября 2024 года в размере 17 055,03 рублей;
- денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере 18 804,90 рублей;
- компенсацию морального вреда в размере 65 000 рублей;
- судебные расходы в размере 20 000 рублей,
всего взыскать 494 268,62 рублей.
Продолжить взыскание с Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в пользу Капустина Александра Анатольевича компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы из расчета одной сто пятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной в срок заработной платы в размере 373 408,69 рублей за каждый день просрочки, начиная с 5 октября 2024 года до дня фактического погашения задолженности;
Возложить на Управление Роспотребнадзора по Ярославской области обязанность зачесть период вынужденного прогула с 14 мая 2024 года по 04 октября 2024 года в стаж муниципальной службы.
Взыскать с Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в доход бюджета ГО г. Рыбинск государственную пошлину в размере 7 593 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Лебедева Н.В.