Дело № 5-133/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
30 ноября 2017 года г. Вилючинск Камчатского края
ул. Спортивная, 5а
Судья Вилючинского городского суда Камчатского края Воронова Виктория Михайловна, при секретаре Козыревой Н.С., с участием защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, АО «Северо - Восточный ремонтный центр» Каманиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:
акционерного общества «Северо-Восточный ремонтный центр», расположенного в городе Вилючинске, Камчатского края, ул. Владивостокская, д. 1, ОГРН 1084141000492, ИНН 4102009338, состоящего на регистрационном учете с 27 февраля 2008 года в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю,
установил:
Юридическое лицо – акционерное общество «Северо-Восточный ремонтный центр» (далее по тексту – АО «СВРЦ»), с основным видом деятельности ремонт и обслуживание судов и лодок, при эксплуатации в составе опасного производственного объекта «участок транспортный» рег.№ А 75-00389-0002 башенного крана КБ-308, учетный № 2242, допустило нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, установленных абз. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ (ред. от 07.03.2017) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 102, абз. 4, абз. 7 п. 125, пп. «а» п. 150, п. 209, п. 218, пп. «ж,к» п. 255 Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года № 533, п. 2.7. РД 10-93-95 Типовой инструкции для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации башенных кранов. РД 10-93-95, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30 мая 1995 года № 28, что выразилось в следующем:
- не проведено комплексное обследование рельсового пути башенного крана;
- отсутствует технологическая карта на погрузо-разгрузочные работы и складирование грузов с применением башенного крана на площадке складского хозяйства;
- не обеспечено своевременнее проведение проверки работоспособности ограничителя грузоподъемности башенного крана.
Данные нарушения были выявлены 20 октября 2017 года в 17 часов 00 минут в ходе проведения должностными лицами Дальневосточного управления Ростехнадзора внеплановой выездной проверки по контролю и надзору за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов АО «СВРЦ».
Защитник юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, АО «СВРЦ» Каманина М.В. обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении подтвердила, указав, что юридическое лицо вину в совершении административного правонарушения признает полностью, событие и состав вмененного административного правонарушения не оспаривает. При назначении наказания просила учесть, что сразу после выявления указанных нарушений в сфере промышленной безопасности юридическим лицом были приняты надлежащие меры к их устранению, в настоящее время практически все нарушения устранены, технологическая карта разработана и утверждена, обеспечено своевременное проведение проверки работоспособности ограничителя грузоподъемности башенного крана, на основании договора, заключенного с ООО РИКЦ «КамчатТехЭксперт», в настоящее время уже проведено комплексное обследование рельсового пути башенного крана, каких-либо недостатков, препятствующих эксплуатации крана, при обследовании не выявлено, однако акт о результатах обследования будет составлен согласно условий заключенного договора в срок до 20 декабря 2017 года, что вызвано большим объемом работ, так как экспертиза промышленной безопасности проводилась в отношении и иных объектов, используемых предприятием в своей деятельности. С учетом того, что предприятие в основном выполняет гособоронзаказ, прибыли в этом году не имеет, убыток составляет более 600000000 рублей, принимая во внимание характер допущенных нарушений и отсутствие каких-либо последствий, добровольное устранение нарушений до рассмотрения дела по существу, просила в случае назначение наказания в виде штрафа рассмотреть вопрос о его назначении ниже низшего предела.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Спирина В.Ф., в судебное заседание не явился.
Выслушав защитника АО «СВРЦ», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ (ред. от 07.03.2017) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с данным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к названному Закону.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 116-ФЗ требования промышленной безопасности – это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Пунктом 3 Приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ отнесены к категории опасных производственных объектов - объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы.
В соответствии с абз. 2 ч.1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (далее – ФНП № 533).
В силу п. 102 ФНП № 533 погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов с применением подъемных сооружений (далее ПС) на базах, складах, открытых площадках в случаях, кроме случаев, указанных в пункте 101 настоящих ФНП, должны выполняться по ТК, разработанным в соответствии с требованиями пунктов 159 - 167 настоящих ФНП. Ответственность за качество и соответствие требованиям промышленной безопасности ТК несет ее разработчик. Эксплуатация ПС с отступлениями от требований ТК не допускается. Внесение изменений в ТК осуществляется разработчиком ТК.
Согласно абз. 4 и абз. 7 п. 125 ФНП № 533, эксплуатирующая организация должна обеспечить проведение проверок работоспособности указателей, ограничителей и регистраторов ПС в сроки, установленные их руководствами (инструкциями) по эксплуатации; разработать и выдать на места ведения работ ППР или ТК (в соответствии с указаниями пункта 101 и пунктов 159 - 167 настоящих ФНП), схемы складирования грузов, схемы погрузки и разгрузки транспортных средств, в том числе подвижного состава (последнее при использовании).
Эксплуатирующие организации обязаны обеспечить содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта. В этих целях должен быть установлен порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание ПС, рельсовых путей, грузозахватных органов, приспособлений и тары в работоспособном состоянии (п.п. «а» п. 150 Правил).
В соответствии с п. 209, п. 218 ФНП № 533, рельсовые пути, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться постоянной проверке, периодическому комплексному обследованию, техническому обслуживанию и ремонту (последнее - при необходимости). Комплексное обследование рельсовых путей (наземных и надземных) должно проводиться не реже одного раза в три года, а также после подтоплений, наводнений, землетрясений, селей, произошедших на территории нахождения ПС (подъемных сооружений).
Эксплуатирующая организация не должна допускать ПС в работу, если при проверке установлено, что отсутствуют в установленных настоящими ФНП случаях ППР, ТК, наряды-допуски; работы с применением ПС ведутся с нарушениями настоящих ФНП, ППР, ТК и инструкций (п.п. «ж,к» п. 255 "Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533).
Согласно п. 2.7. Типовой инструкции для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации башенных кранов. РД 10-93-95, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30 мая 1995 года № 28, после осмотра крана перед пуском его в работу крановщик обязан пробовать вхолостую все механизмы крана и проверить при этом исправность действия: 1) механизмов крана и электрической аппаратуры; 2) тормозов; 3) приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране (исправность действия ограничителя грузоподъемности проверяется путем подъема краном контрольных грузов в начале каждой смены или в сроки, установленные руководством по эксплуатации крана или владельцем крана, и в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ кранами), о результатах проверки должна быть сделана соответствующая запись в вахтенном журнале; 4) нулевой блокировки магнитных контроллеров; 5) радиопереговорной связи.
В соответствии со 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст.24.1КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как установлено судом и следует из представленных суду документов, АО «Северо – Восточный ремонтный центр» является действующим юридическим лицом, зарегистрировано в установленном законом порядке в данном качестве и поставлено на учет в налоговом органе. Основным видом деятельности общества является ремонт и обслуживание судов и лодок.
На основании распоряжения заместителя руководителя Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Дальневосточное управление Ростехнадзора) ФИО5 от 13 сентября 2017 года № Р-А75-206, должностными лицами Дальневосточного управления Ростехнадзора в период с 25 сентября 2017 года по 20 октября 2017 года в отношении АО «СВРЦ» была проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (л.д. 23-29).
Из акта проверки № А-Р-А75-206-02К-02 от 20 октября 2017 года следует, что в ходе внеплановой выездной проверки было установлено, что АО «СВРЦ» в нарушение абз. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ (ред. от 07.03.2017) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 102, абз. 4, абз. 7 п. 125, пп. «а» п. 150, п. 209, п. 218, пп. «ж,к» п. 255 Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года № 533, п. 2.7. РД 10-93-95 Типовой инструкции для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации башенных кранов. РД 10-93-95, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30 мая 1995 года № 28, при эксплуатации (использовании) башенного крана КБ-308, учётный № 2242, входящего в состав опасного производственного объекта «Участок транспортный», зарегистрированного 13 марта 2009 года Ростехнадзором в государственном реестре опасных производственных объектов, рег.№ А-75-00389-0002:
- не провел комплексное обследование рельсового пути указанного башенного крана;
- не разработал технологическую карту на погрузо-разгрузочные работы и складирование грузов с применением башенного крана на площадке складского хозяйства;
- не обеспечил своевременное проведение проверки работоспособности ограничителя грузоподъемности башенного крана (л.д. 11-19). Указанное бездействие юридического лица при эксплуатации башенного крана КБ-308, учётный № 2242, является нарушением требований промышленной безопасности.
02 ноября 2017 года главным государственным инспектором отдела по надзору за опасными производственными объектами по Камчатскому краю Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО4 в отношении АО «СВРЦ» составлен протокол № 02К-133 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ, в котором подробно изложены обстоятельства совершения указанным юридическим лицом административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований промышленной безопасности при эксплуатации (использовании) башенного крана КБ-308, учётный № 2242, входящего в состав опасного производственного объекта «Участок транспортный» рег.№А75-00389-0002 (л.д. 94-97).
Помимо изложенных доказательств, факт совершения акционерным обществом «Северо-Восточный ремонтный центр» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ, подтверждается совокупностью иных имеющихся в деле доказательств, а именно: выпиской из ЕГРЮЛ, Уставом АО «СВРЦ», выпиской из вахтенного журнала башенного крана учётный № 2242, договором управления от 31 октября 2016 года № 2867/8.2.1/2016.
Из анализа вышеприведенных правовых норм в совокупности с исследованными судом доказательствами, следует, что вина АО «СВРЦ» выразилась в том, что при эксплуатации (использовании) башенного крана КБ-308, учётный № 2242, входящего в состав опасного производственного объекта «Участок транспортный» юридическим лицом было допущено бездействие, а именно не было проведено комплексное обследование рельсового пути башенного крана; не разработана технологическая карта на погрузо-разгрузочные работы и складирование грузов с применением башенного крана на площадке складского хозяйства; не было обеспечено своевременное проведение проверки работоспособности ограничителя грузоподъемности башенного крана.
При этом, оценка приведенных доказательств, в совокупности с пояснениями защитника, данными при рассмотрении дела, свидетельствуют о том, что юридическое лицо АО «Северо-Восточный ремонтный центр» имело надлежащие материальные предпосылки и возможность для соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации (использовании) входящего в состав опасного производственного объекта, башенного крана КБ-308, учётный № 2242, а именно к соблюдению абз. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ (ред. от 07.03.2017) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 209, п. 218, пп. «ж,к» п. 255, п. 102, абз. 4, абз. 7 п. 125, пп. «а» п. 150 Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года № 533, п. 2.7. РД 10-93-95 Типовой инструкции для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации башенных кранов. РД 10-93-95, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30 мая 1995 года № 28, однако данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения АО «СВРЦ» возложенных на него законом, обязанностей при эксплуатации башенного крана КБ-308, учётный № 2242, не представлено, не установлено таких обстоятельств и при рассмотрении дела.
Оценив в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1, 26.11 КоАП РФ исследованные судом доказательства, суд приходит к выводу, что вина АО «Северо- Восточный ремонтный центр» в совершении административного правонарушения, при вышеизложенных обстоятельствах, полностью доказана и квалифицирует действия данного юридического лица по ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ, как нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Оснований для освобождения АО «СВРЦ» от административной ответственности не усматривается, срок давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел не истек.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признает добровольное устранение до вынесения настоящего постановления по делу об административном правонарушении юридическим лицом части выявленных нарушений требований промышленной безопасности, а также принятие необходимых мер к проведению экспертизы промышленной безопасности технических устройств, в том числе и башенного крана КБ-308, учётный № 2242.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.
В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания АО «СВРЦ» суд учитывает все обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, вид деятельности при осуществлении которого были допущены нарушения требований промышленной безопасности, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, принятие юридическим лицом мер, направленных на устранение выявленных нарушений до рассмотрения дела по существу.
При установленных судом обстоятельствах, суд считает возможным назначить юридическому лицу административное наказание в виде административного штрафа. Оснований для приостановления деятельности башенного крана в рассматриваемом случае судом не установлено, также как и не установлено обстоятельств, которые бы позволяли в силу ст. 4.1.1 КоАП РФ произвести в рассматриваемом случае замену штрафа на предупреждение.
Вместе с тем, в силу ч. 3.2. ст. 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ минимальных размер штрафа для юридических лиц установлен двести тысяч рублей.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание характер допущенных юридическим лицом нарушений требований промышленной безопасности, отсутствие ущерба и неблагоприятных последствий от совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лиц с учетом его финансового положения и вида деятельности, направленного на поддержание обороноспособности страны, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 25 февраля 2014 № 4-П, с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, суд считает возможным снизить размер административного штрафа ниже низшего предела, а именно назначив юридическому лицу наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ,
постановил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░░ 1084141000492, ░░░ 4102009338) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 9.1. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 000 (░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░/░ 04381░20000)
░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░
░░░ 2721168170, ░░░ 272101001, ░░░ 043002001, ░░░░░ 30701000, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 40101810100000010001, ░░░ 49811645000016000140; «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░»: «░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 31.5 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░