Решение по делу № 2-54/2024 (2-1439/2023;) от 14.07.2023

Дело № 2-54/2024 (2-1439/2023)

76RS0008-01-2023-001340-75

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2024 г.                     г. Переславль-Залесский

    Переславский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Быковой Н.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой Е.В.,

с участием прокурора Малышевой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гугава Мирангула Джокиевича к Администрации городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области, ООО "Городские коммунальные сети", МУП "Теплосервис" о признании недействительным акта органа местного самоуправления, о признании недействительной сделки и применении последствий недействительности сделки,

УСТАНОВИЛ:

Гугава М.Д. обратился в Переславский районный суд с иском к ООО "Городские коммунальные сети", администрации городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области, МУП "Теплосервис", Ярославской области в лице губернатора Евраева М.Я., с учетом уточнений просит:

признать недействительным со дня принятия постановление Администрации города Переславля-Залесского от <дата скрыта><номер скрыт> «О признании утратившими силу постановлений Администрации города Переславля-Залесского»;

признать недействительным в части концессионное соглашение от <дата скрыта> в отношении расположенных на территории городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем, заключенное между городским округом город Переславль-Залесский Ярославской области, муниципальным унитарным предприятием городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области «Теплосервис», обществом с ограниченной ответственностью «Городские коммунальные сети» и Ярославской областью, закрепленных на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство» городского округа города Переславля-Залесского (ИНН 7608011538 ОГРН 1057601326870) и применить последствия недействительности сделки, возложив обязанность на ООО "Городские коммунальные сети" (ИНН 7627056284 ОГРН 1227600007436) возвратить Администрации городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области (ИНН 7608004065 ОГРН 1027601048727) следующее имущество:

котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>.;

котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>;

котельная, инв, <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>;

котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>;

<адрес скрыт>, котельная кирпичная 1 участок, инв. <номер скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1950 г.;

<адрес скрыт>, элетрокотельная, инв. <номер скрыт>, год ввода в эксплуатацию 2001г.;

котельная «Клубная», инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>

<адрес скрыт>, Щит общекотельный, инв. <номер скрыт>, год ввода в эксплуатацию 2000 г.;

<адрес скрыт>, Емкость для мазута, инв.<номер скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1994 г.;

котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>;

котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>;

котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>

<адрес скрыт>, Теплотрасса, инв. <номер скрыт>;

<адрес скрыт>, Теплосети (спец. Школа), инв. <номер скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1974 г.;

котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>

Требования мотивирует тем, что постановлением главы Переславского МР от 29.11.2005 <номер скрыт> закреплено за муниципальным унитарным предприятием Переславского МР "Жилищно-коммунальное хозяйство" на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество. 01 декабря 2005 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Переславского муниципального района и МУП Переславского МО "Жилищно-коммунальное хозяйство" заключен договор о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП Переславского МО "Жилищно-коммунальное хозяйство". ООО "Яркомсервис" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" Переславского муниципального района несостоятельным (банкротом), так как оно имеет задолженность перед кредитором в сумме 15 971 479,47 руб. На основании указанного заявления определением Арбитражного суда Ярославской области от 01.09.2010 возбуждено производство по делу №А82-8141/2010Б/98 о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" Переславского муниципального района. Определением суда от 19.2010 (резолютивная часть от 13.11.2010) в отношении муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" Переславского муниципального района введена процедура наблюдения. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 03.04.2012 (резолютивная часть решения оглашена 27.03.2012) Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" Переславского муниципального района признано несостоятельным (банкротом), в отношении предприятия открыто конкурсное производство. Определением суда от 11.08.2015 (резолютивная часть оглашена 06.08.2015) в отношении Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" Переславского муниципального района введена процедура внешнего управления сроком на двенадцать месяцев, которая решением Арбитражного суда Ярославской области от 28.11.2016 (резолютивная часть оглашена 21.11.2016) завершена, открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Определением Арбитражного суда Ярославской области от 25 мая 2017 (резолютивная часть оглашена 18.05.2017) производство по делу № А82-8141/2010Б/98 о несостоятельности (банкротстве) Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" Переславского муниципального района прекращено. Постановлением Администрации г.Переславля-Залесского от 11.09.2018 № <номер скрыт> создано муниципальное унитарное предприятие городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области "Теплосервис" для осуществления тех же основных видов экономической деятельности, для осуществления которых ранее создавалось МУП "ЖКХ": производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; обеспечение работоспособности котельных; обеспечение работоспособности тепловых сетей. Для осуществления хозяйственной деятельности МУП "Теплосервис" Постановлением Администрации г.Переславля-Залесского от 26.09.2018 № <номер скрыт> прекращено право хозяйственного ведения МУП "ЖКХ" в отношении муниципального имущества ПМР согласно Приложению <номер скрыт> и за МУП "Теплосервис" закреплены на праве хозяйственного ведения объекты теплоснабжения: объекты недвижимого имущества и движимое имущество, технологически связанное с объектами недвижимого имущества (Приложение <номер скрыт>). Таким образом, на основании акта органа местного самоуправления сразу после прекращения процедуры банкротства МУП "ЖКХ" при установлении факта его несостоятельности с целью сохранения имущества от требований кредиторов, которые могут быть предъявлены в ходе исполнительного производства или банкротства, у него прекращено право хозяйственного ведения на основные производственные активы, что привело к прекращению хозяйственной деятельности этого предприятия. Другими словами, при появлении у должника критической массы кредиторской задолженности, незарегистрированное имущество передается другому предприятию, оставляя должника без источника доходов и средств погашения задолженности. При этом в ЕГРН до настоящего времени не зарегистрировано право собственности муниципального образования, и, соответственно, право хозяйственного ведения МУП "Теплосервис" на спорные объекты. Постановлением Администрации города Переславля-Залесского от 01.06.2021 № <номер скрыт> отменено Постановление Администрации г.Переславля-Залесского от 26.09.2018 № <номер скрыт> "О передаче имущества" в части прекращения права хозяйственного ведения МУП "ЖКХ" ПМР в отношении источников тепловой энергии (котельные): котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 2008 г.; котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1968 г., 1989 г.; котельная, инв, <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>; котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 2003 г. (п.1). Одновременно правовым актом органа местного самоуправления МУП "Теплосервис" предписано передать имущество, указанное в пункте 1 постановления УМС администрации города Переславля-Залесского (п.3). В свою очередь на УМС администрации города Переславля-Залесского возложена обязанность передать имущество, указанное в пункте 1 постановления, МУП "ЖКХ" городского округа города Переславля-Залесского, внести соответствующие изменения в реестр муниципального имущества (п.4). Постановлением Администрации города Переславля-Залесского от 25.01.2022 № <номер скрыт> отменено Постановление Администрации г.Переславля-Залесского от 26.09.2018 № <номер скрыт> "О передаче имущества (с изменениями от 01.06.2021 № <номер скрыт>) в части прекращения права хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" Переславского муниципального района в отношении источников тепловой энергии (котельные): <адрес скрыт>, котельная кирпичная 1 участок, инв. <номер скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1950 г.; <адрес скрыт>, элетрокотельная, инв. <номер скрыт>, год ввода в эксплуатацию 2001г.; котельная «Клубная», инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 2005 г.; <адрес скрыт>, Щит общекотельный, инв. <номер скрыт>, год ввода в эксплуатацию 2000 г.; <адрес скрыт>, Емкость для мазута, инв.<номер скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1994 г.; котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1985, 1993г.; котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, д. Горки, <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1983 г.; котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1988 г.; <адрес скрыт>, Теплотрасса, инв. <номер скрыт>; <адрес скрыт>, Теплосети (спец. Школа), инв. <номер скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1974 г.; котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1985 г., 1993 г. (п.1). Одновременно правовым актом органа местного самоуправления МУП "Теплосервис" предписано передать имущество, указанное в пункте 1 постановления УМС администрации города Переславля-Залесского (п.3). В свою очередь на УМС администрации города Переславля-Залесского возложена обязанность передать имущество, указанное в пункте 1 постановления, МУП "ЖКХ" городского округа города Переславля-Залесского, внести соответствующие изменения в реестр муниципального имущества (п.4). В ответ на запрос от 06.12.2022 <номер скрыт> Председателя Переславль-Залесской городской Думы ГВ исполняющий обязанности главы города Переславля-Залесского Тарасенков А.Н. представил информацию о том, что источники теплоснабжения, указанные в Постановлениях Администрации города Переславля-Залесского от 01.06.2021 № <номер скрыт>, от 25.01.2022 № <номер скрыт>, не переданы МУП "Теплосервис" УМС администрации города Переславля-Залесского, не переданы УМС администрации города Переславля-Залесского в МУП "ЖКХ". МУП "Теплосервис" продолжает эксплуатацию указанного имущества. ООО "Яркомсервис" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) МУП "ЖКХ" ПМР. На основании указанного заявления определением Арбитражного суда Ярославской области от 11.04.2019 возбуждено производство по делу № А82-6234/2019Б/223 о признании несостоятельным (банкротом) МУП "ЖКХ" ПМР. Определением суда от 01.08.2019 (резолютивная часть от 29.07.2019) в отношении МУП "ЖКХ" ПМР введена процедура наблюдения. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.12.2019 (резолютивная часть от 19.12.2019) МУП "ЖКХ" признано несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства. Определением Арбитражного суда Ярославской области от 24.12.2019 (резолютивная часть от 19.12.2019) конкурсным управляющим утверждена Елесина Т.В. Определением Арбитражного суда Ярославской области от 18.05.2020 (резолютивная часть от 14.05.2020) признано обоснованным и включено в реестр требований кредиторов МУП "ЖКХ" ПМР в составе третьей очереди требование ООО "Яр-Оценка" в сумме 93600 руб., в том числе 90000 руб. основного долга, 3600 руб. расходов по уплате госпошлины. Определением Арбитражного суда Ярославской области от 18.06.2020 изменено наименование должника с МУП "ЖКХ" ПМР на МУП "ЖКХ" городского округа города Переславля-Залесского. 21 декабря 2022 между ООО "Яр-Оценка" и гр. Гугава М.Д. заключен договор уступки права требования (цессии), по условиям которого ООО "Яр-Оценка" уступает, а Гугава М.Д. принимает право требования, которое возникло у ООО "Яр-Оценка" в отношении МУП "ЖКХ" ПМР. Уступаемое требование состоит в истребовании у должника денежных средств в размере 88861,61 руб., включенных в реестр требований кредиторов должника в составе третьей очереди. Таким образом, вывод основных производственных активов из конкурсной массы должника привело к нарушению прав конкурсного кредитора, то есть истца. Постановлением Администрации города Переславля-Залесского от 03.02.2023 № <номер скрыт> "О признании утратившим силу постановлений Администрации города Переславля-Залесского", в соответствии с которым признаны утратившими силу постановления Администрации города Переславля-Залесского от 01.06.2021 № <номер скрыт> "О внесении изменений в постановление Администрации города Переславля-Залесского от 26.09.2018 № <номер скрыт>, от 25.01.2022 № <номер скрыт> "О внесении изменений в постановление Администрации города Переславля-Залесского от 26.09.2018 № <номер скрыт>". Постановление подписано заместителем главы администрации города Переславля-Залесского ТС Между администрацией городского округа город Переславль-Залесский и ООО "ГКС" заключено концессионное соглашение, по условиям которого МУП "Теплосервис" передал истребуемое имущество концессионеру, что не позволит исполнить решение суда по иску Гугава М.Д. Истец полагает, что оспариваемое постановление принято с нарушением ст. 48 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ненадлежащим субъектом. В связи с чем, подлежит признанию недействительным со дня его принятия, что влечет недействительность концессионного соглашения, поскольку оно заключено в отношении имущества, не принадлежащего на праве хозяйственного ведения МУП "Теплосервис".

В судебном заседании истец Гугава М.Д., его представитель по доверенности Ткачев К.В. заявленные исковые требования с учетом их уточнений поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель администрации городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области по доверенности Ермакова С.Н. в судебном заседании в удовлетворении заявленных истцом исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д.178,179,т.2).

Представитель ООО "Городские коммунальные сети" в судебном заседании не участвовал, уведомлен судом надлежаще, заявлений и ходатайств в адрес суда не направил.

Представитель МУП "Теплосервис" по доверенности Климов В.А. в судебном заседании в удовлетворении заявленных истцом исковых требований возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д.127-30,т.2, л.д.185,186,т.2).

Ярославская область в лице губернатора Ярославской области Евраева М.Я. определением Переславского районного суда Ярославской области от 23.10.2023 года исключена из числа соответчиков по делу (л.д.9, т.2).

Третье лицо МУП "Жилищно-комунальное хозяйство" городского округа города Переславля-Залесского в лице конкурсного управляющего Елесиной Т.В. в судебном заседании не участвовало, уведомлено надлежаще, в адрес суда от Елесиной Т.В. поступил письменный отзыв на иск, согласно которого она просит суд удовлетворить исковые требования истца (л.д.28-31,т.3).

Представитель третьего лица ООО "Мобильное управление механизации №2" по доверенности Чортонасов Л.П. в судебном заседании исковые требования истца поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель третьего лица Переславского РОСП УФССП России по Ярославской области в судебном заседании не участвовал, уведомлен судом надлежаще, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель третьего лица УФССП России по Ярославской области в судебном заседании не участвовал, уведомлен судом надлежаще, заявлений и ходатайств в адрес суда не направил.

Представитель третьего лица Правительства Ярославской области в судебном заседании не участвовал, уведомлен судом надлежаще, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель третьего лица министерства жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области в судебном заседании не участвовал, судом уведомлен надлежаще, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требований истца возражал.

Судом к участию в деле в порядке ст. 45 ГПК РФ привлечен Переславский межрайонный прокурор (определение суда от 23 октября 2023 г., л.д.9,т.2), в судебном заседании помощник Переславского межрайонного прокурора Малышева С.И. полагала, что для удовлетворения исковых требований истца нет правовых оснований.

Заслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, показания свидетеля ТС, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Истцом заявлено требование - признать недействительным со дня принятия постановление Администрации города Переславля-Залесского от 03.02.2023 № <номер скрыт> «О признании утратившими силу постановлений Администрации города Переславля-Залесского».

В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Администрации города Переславля-Залесского от 18.10.2022 № <номер скрыт> "О заключении концессионного соглашения", на основании уведомления конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" городского округа города Переславля-Залесского от 20.07.2021 <номер скрыт> заместителем главы администрации города Переславля-Залесского ТС 03 февраля 2023 года за номером <номер скрыт> принято постановление, в соответствии с которым признаны утратившими силу постановления Администрации города Переславля-Залесского от 01.06.2021 № <номер скрыт> "О внесении изменений в постановление Администрации города Переславля-Залесского от 26.09.2018 № <номер скрыт>", от 25.01.2022 № <номер скрыт> "О внесении изменений в постановление Администрации города Переславля-Залесского от 26.09.2018 № <номер скрыт>" (л.д.32,т.1).

В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 мая 2011 года № 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленного в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.

Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт, в случае выявления его противоречия закону.

Однако отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. Кроме того, решения органов местного самоуправления должны быть предсказуемыми, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений. Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

Муниципальные акты могут быть отменены, признаны утратившими силу или их действие может быть приостановлено.

Муниципальные акты или их отдельные положения признаются утратившими силу, то есть прекращают свое действие:

1) в случае истечения срок их действия в целом или их отдельных положений;

2) вступления в силу иных муниципальных актов, регулирующих те же общественные отношения, что и действующий муниципальный акт;

3) в целях приведения муниципальных актов в соответствие с федеральным законодательством, законодательством субъекта РФ, уставом муниципального образования.

Признание муниципального акта или его отдельных положений утратившими силу осуществляется муниципальным актом того же вида и того же органа, принявшего (издавшего) данный муниципальный акт.

При признании утратившим силу муниципального акта органа местного самоуправления, в настоящее время не существующего или упраздненного, а также в случае изменения полномочий органа или должностного лица признание муниципального акта утратившим силу осуществляется тем органом или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которого относится решение вопросов, урегулированных в признаваемом утратившим силу муниципальном акте на момент возникновения такой необходимости.

Установлено, что ТС принята на муниципальную службу на должность муниципальной службы заместителя главы администрации города Переславля-Залесского с 24.02.2021 г. (л.д.163,т.2).

Согласно Приложения № 1 к распоряжению Администрации города Переславля-Залесского от 29.04.2022 № <номер скрыт> заместителю главы администрации города Переславля-Залесского ТС переданы полномочия, в том числе по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом (л.д.192,193,т.1).

Постановление от 01.06.2021 № <номер скрыт> "О внесении изменений в постановление Администрации города Переславля-Залесского от 26.09.2018 № <номер скрыт>" принято главой города Переславля-Залесского ИЕ (л.д.27,28,т.1).Постановление от 25.01.2022 № <номер скрыт> "О внесении изменений в постановление Администрации города Переславля-Залесского от 26.09.2018 № <номер скрыт>" принято заместителем главы Администрации города Переславля-Залесского ТС (л.д.29,30,т.1).

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что ТС как заместителем главы города Переславля-Залесского признано утратившим силу постановление, которое принято главой города Переславля-Залесского, что является недопустимым в силу прямого указания об этом в законе. Следовательно, ТС не могла принимать решение о признании утратившим силу Постановления от 01.06.2021 № <номер скрыт> "О внесении изменений в постановление Администрации города Переславля-Залесского от 26.09.2018 № <номер скрыт>".

Относительно того, что ТС как заместителем главы города Переславля-Залесского признано утратившим силу постановление от 25.01.2022 № <номер скрыт> "О внесении изменений в постановление Администрации города Переславля-Залесского от 26.09.2018 № <номер скрыт>, которое было ею же и принято как заместителем главы города Переславля-Залесского, то она могла это сделать, поскольку вопросы, которые были указаны в этом постановлении, касались вопросов управления и распоряжения муниципальным имуществом, которые отнесены к полномочиям ТС

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что ТС злоупотребила своими должностными полномочиями, поскольку причиной принятия постановления, которое оспаривается истцом, явилось заключение концессионного соглашения, о чем указано в самом оспариваемом постановлении, которое было заключено ранее (26 января 2023 года) чем принято оспариваемое постановление. Как усматривается из данного концессионного соглашения (п.2.4) на момент заключения Соглашения Объект Соглашения закреплен на праве хозяйственного ведения за МУП "Теплосервис" (л.д.76,оборотная сторона,т.1), а фактически на момент заключения данного Соглашения (26 января 2023 года) Объект Соглашения не был закреплен на праве хозяйственного ведения за МУП "Теплосервис", поскольку в соответствии с постановлениями Администрации города Переславля-Залесского от 01.06.2021 № <номер скрыт> "О внесении изменений в постановление Администрации города Переславля-Залесского от 26.09.2018 № <номер скрыт> от 25.01.2022 № <номер скрыт> "О внесении изменений в постановление Администрации города Переславля-Залесского от 26.09.2018 № <номер скрыт> которые на момент заключения Соглашения не являлись утратившими силу. В связи с установленным, должностным лицом ТС принято решение о признании утратившими силу тех постановлений, согласно которых право хозяйственного ведения на спорные объекты было восстановлено за МУП "ЖКХ" ПМР, с одной единственной целью придать легитимность совершенной по отчуждению спорных объектов сделки (концессионного соглашения). Дополнительно данные обстоятельства подтверждаются и показаниями самого должностного лица - ТС, которая была допрошена в качестве свидетеля в судебном заседании, которая показала, что она не была знакома ни с самим концессионным соглашением, ни с датой его заключения, юристы подготовили проект постановления, который она подписала, особо не вникая, что подписывает. При этом суд учитывает и то обстоятельство, что в силу прямого указания об этом в законе, отказ от принятия объектов, переданных предприятию на праве хозяйственного ведения, является ничтожным, что не могла не знать ТС как заместитель главы города, поскольку как пояснила она сама, что в силу занимаемой должности должна была знать действующего законодательство. В силу чего ссылка в оспариваемом постановлении на уведомление конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" городского округа города Переславля-Залесского от 20.07.2021 <номер скрыт>, в котором та отказывается принимать спорные объекты, является также необоснованной, поскольку она противоречит закону.

Таким образом, судом установлены те обстоятельства, о которых указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 26 мая 2011 года № 739-О-О, что реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, что решения органов местного самоуправления должны быть предсказуемыми, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений.

В связи с установленным, постановление от 03.02.2023 № <номер скрыт> "О признании утратившими силу постановлений Администрации города Переславля-Залесского" подлежит признанию недействительным со дня его принятия, то есть с 03 февраля 2023 года.

Истцом заявлено требование - признать недействительным в части концессионное соглашение от 26.01.2023 г. в отношении расположенных на территории городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем, заключенное между городским округом город Переславль-Залесский Ярославской области, муниципальным унитарным предприятием городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области «Теплосервис», обществом с ограниченной ответственностью «Городские коммунальные сети» и Ярославской областью, закрепленных на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство» городского округа города Переславля-Залесского (ИНН 7608011538 ОГРН 1057601326870) и применить последствия недействительности сделки, возложив обязанность на ООО "Городские коммунальные сети" (ИНН 7627056284 ОГРН 1227600007436) возвратить Администрации городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области (ИНН 7608004065 ОГРН 1027601048727) следующее имущество:

котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 2008 г.;

котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1968 г., 1989 г.;

котельная, инв, <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>;

котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 2003 г.;

<адрес скрыт>, котельная кирпичная 1 участок, инв. <номер скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1950 г.;

<адрес скрыт>, элетрокотельная, инв. <номер скрыт>, год ввода в эксплуатацию 2001г.;

котельная «Клубная», инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 2005 г.;

<адрес скрыт>, Щит общекотельный, инв. <номер скрыт>, год ввода в эксплуатацию 2000 г.;

<адрес скрыт>, Емкость для мазута, инв.<номер скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1994 г.;

котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1985, 1993г.;

котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1983 г.;

котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1988 г.;

<адрес скрыт>, Теплотрасса, инв. <номер скрыт>;

<адрес скрыт>, Теплосети (спец. Школа), инв. <номер скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1974 г.;

котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1985г., 1993 г.

Судом установлено, что 26 января 2023 года между городским округом город Переславль-Залесский Ярославской области, муниципальным унитарным предприятием городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области «Теплосервис», обществом с ограниченной ответственностью «Городские коммунальные сети» и Ярославской областью заключено концессионное соглашение, согласно которого концессионер обязуется за свой счет произвести реконструкцию, модернизацию расположенных на территории городского округа города Переславля-Залесского объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем, описание и технико-экономические показатели которых приведены в приложении 1 к Соглашению, право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать концеденту, и осуществлять производство, передачу и распределение тепловой энергии и горячей воды, подключение (технологическое присоединение) объектов теплопотребления с использованием имущества в составе Объекта Соглашения. Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный Соглашением, права владения и пользования Объектом Соглашения в целях обеспечения осуществления указанной деятельности. Реконструкция (модернизация) в рамках Соглашения предусматривает следующие работы: техническое перевооружение, переустройство объектов на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства; модернизацию и замену морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием; иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объектов имущества в составе Объекта Соглашения (л.д.76-134,т.1).

Объектом Соглашения в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" является совокупность объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, описание и технико-экономические показатели которых приведены в приложении 1 к Соглашению (п.2.1 Соглашения).

На момент заключения Соглашения Объект Соглашения закреплен на праве хозяйственного ведения за МУП "Теплосервис" (п.2.4 Соглашения).

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").

Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").

Установлено, что МУП "Теплосервис" является должником по сводному исполнительному производству <номер скрыт> в пользу 260 кредиторов с предметом исполнения - на общую сумму 965 805 928,66 руб. (л.д.85,т.2). В рамках данного исполнительного производства <дата скрыта> принято решение о наложении ареста на котельные, расположенные в <адрес скрыт>, о чем составлен акт о наложении ареста (описи имущества) (л.д.101-107,т.2).

Данные котельные включены в перечень объектов, которые переданы ООО "ГКС" по концессионному соглашению от <дата скрыта>, что является нарушением пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

Судом установлено, что по концессионному соглашению от <дата скрыта> в части объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем, находящихся в городском округе город Переславль-Залесский Ярославской области, не предусмотрено вложение никаких денежных средств в такие объекты, которые ранее относились к Переславскому муниципальному району, все денежные средства предусмотрено по заключенной концессии вкладывать исключительно в объекты, расположенные в городе Переславле-Залесском.

Данное обстоятельство никем из участвующих лиц в судебном заседании не оспаривалось.

Данное обстоятельство противоречит Федеральному закону от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

Как и не оспаривалось никем из участвующих то, что право хозяйственного ведения на спорные объекты за МУП "Теплосервис" (кроме котельных в <адрес скрыт>) не зарегистрировано. Дополнительно данное обстоятельство подтверждается выписками из ЕГРН на спорные объекты (о которых заявлено истцом в рамках настоящего гражданского дела) (л.д.140-161,т.1, л.д.29-48,т.2).

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Из установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что на момент заключения концессионного соглашения (<дата скрыта>) право хозяйственного ведения на спорные объекты у МУП "Теплосервис" не имелось. Обратное не опровергнуто.

Напротив, из представленных суду доказательств усматривается, что спорные объекты закреплены на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство» городского округа города Переславля-Залесского.

В связи с чем, и иные объекты, о которых заявлено истцом в рамках настоящего дела, помимо котельных в <адрес скрыт> и <адрес скрыт>, так же не являются свободными от прав третьих лиц (являющихся кредиторами должника МУП "ЖКХ" городского округа города Переславля-Залесского). В связи с чем, спорные объекты не могли быть переданы по концессионному соглашению ООО "ГКС", поскольку это прямо запрещено Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

Согласно ст. 166 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (ст. 167 ГК РФ).

В соответствие с п. 2, 3 ст. 166 ГК РФ требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Вопреки доводам стороны ответчиков администрации городского округа город Переславль-Залесский и МУП "Теплосервис" о том, что истец не правомочен обращаться с требованиями о признании концессионного соглашения в части недействительным, поскольку не является его стороной, а также то, что он, как кредитор, может защитить свои права в рамках процесса о банкротстве, что в настоящее время состоялось решение Арбитражного суда Ярославской области о признании недействительной сделки по изъятию имущества Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» городского округа города Переславля-Залесского на основании постановления администрации г.Переславля-Залесского от 26.09.2018 № <номер скрыт> и взыскании с администрации денежной компенсации, поэтому требования истца как кредитора будут удовлетворены, суд находит их несостоятельными.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о ничтожности оспариваемой истцом сделки в указанной истцом части, поскольку она противоречит требованиям закона. В связи с чем, такая сделка может быть оспорена любым лицом, если такое лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной. Истец таким лицом является как кредитор должника - Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» городского округа города Переславля-Залесского. Данное обстоятельство никем не оспаривается. То обстоятельство, что 20 февраля 2024 года вынесена резолютивная часть судебного акта по делу №А82-6234/2019Б/223, согласно которой признана недействительной сделка по изъятию имущества Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» городского округа города Переславля-Залесского на основании постановления администрации г.Переславля-Залесского от 26.09.2018 № <номер скрыт> и применены последствия её недействительности в виде взыскания с администрации в пользу МУП "ЖКХ" денежных средств в размере около 41 000 000 руб. не свидетельствует о том, что права истца как кредитора будут защищены и реализованы, поскольку в силу закона денежная компенсация возможна в случае отсутствия реальной возможности вернуть в конкурсную массу имущество. Суду таких доказательств не представлено. Напротив, присутствующие в судебном заседании лица не оспаривали то, что испрашиваемое истцом имущество имеется в натуре. При этом суд отмечает и то обстоятельство, что котельные в <адрес скрыт> и <адрес скрыт>, на которые наложен арест судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства, возбужденного в отношении МУП "Теплосервис", не отчуждены иному лицу, следовательно, реальная возможность и их возврата в настоящее время не утрачена. Суд рассматривает требования в пределах заявленных истцом требований. Истец заявляет требования о признании концессионного соглашения недействительным в части только тех объектов, которые закреплены на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство» городского округа города Переславля-Залесского. С учетом установленного, суд приходит к выводу о том, что требования истца в указанной части подлежат удовлетворению. При этом суд учитывает и то обстоятельство, что концессионное соглашение от <дата скрыта> касается не единого объекта, а ряда объектов, расположенных по разным адресам, что не противоречит требованиям закона. В связи с чем, у суда нет оснований для признания концессии в отношении иных объектов недействительной, поскольку суду о таких основаниях не заявлено, в том числе прокурором, который был привлечен к участию в деле в порядке ст. 45 ГПК РФ, поскольку концессия затрагивает интересы неопределенного круга лиц, являющихся потребителями коммунальных услуг городского округа город Переславль-Залесский.

При принятии судом решения по настоящему гражданскому делу судом также учитывалось и то, что законом не запрещена продажа (иное отчуждение) объектов теплоснабжения, к которым отнесены испрашиваемые истцом объекты, в рамках их дальнейшей реализации в деле о банкротстве. Следовательно, с учетом установленных по делу обстоятельств, истцом был избран верный способ защиты.

С учетом установленного, требования истца суд находит подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Гугава Мирангула Джокиевича (<данные изъяты>) к Администрации городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области (ИНН 7608004065 ОГРН 1027601048727), ООО "Городские коммунальные сети" (ИНН 7627056284 ОГРН 1227600007436), МУП "Теплосервис" (ИНН 7608036268 ОГРН 1187627027147) удовлетворить.

Признать постановление Администрации города Переславля-Залесского от 03.02.2023 № <номер скрыт> «О признании утратившими силу постановлений Администрации города Переславля-Залесского» недействительным со дня его принятия, то есть с 03 февраля 2023 года.

Признать недействительным в части концессионное соглашение от <дата скрыта> в отношении расположенных на территории городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем, заключенное между городским округом город Переславль-Залесский Ярославской области, муниципальным унитарным предприятием городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области «Теплосервис», обществом с ограниченной ответственностью «Городские коммунальные сети» и Ярославской областью, закрепленных на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство» городского округа города Переславля-Залесского (ИНН 7608011538 ОГРН 1057601326870) и применить последствия недействительности сделки, возложив обязанность на ООО "Городские коммунальные сети" (ИНН 7627056284 ОГРН 1227600007436) возвратить Администрации городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области (ИНН 7608004065 ОГРН 1027601048727) следующее имущество:

- котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 2008 г.;

- котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1968 г., 1989 г.;

- котельная, инв, <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>;

- котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 2003 г.;

- <адрес скрыт>, котельная кирпичная 1 участок, инв. <номер скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1950 г.;

- <адрес скрыт>, элетрокотельная, инв. <номер скрыт>, год ввода в эксплуатацию 2001г.;

- котельная «Клубная», инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 2005 г.;

- <адрес скрыт>, Щит общекотельный, инв. <номер скрыт>, год ввода в эксплуатацию 2000 г.;

- <адрес скрыт>, Емкость для мазута, инв.<номер скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1994 г.;

- котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1985, 1993г.;

- котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1983 г.;

- котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1988 г.;

- <адрес скрыт>, Теплотрасса, инв. <номер скрыт>;

- <адрес скрыт>, Теплосети (спец. Школа), инв. <номер скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1974 г.;

- котельная, инв. <номер скрыт>, расположенная по адресу: <адрес скрыт>, год ввода в эксплуатацию 1985 г., 1993 г.

    Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Переславский районный суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения.

    Судья:                             Н.Н. Быкова

Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2024 года

2-54/2024 (2-1439/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гугава Мирангула Джокиевич
Переславская межрайонная прокуратура
Ответчики
МУП "Теплосервис"
ООО "Городские коммунальные сети"
Администрация городского округа г. Переславля-Залесского Ярославской области
Ярославская область в лице губернатора Евраева М.Я.
Другие
Ткачев Константин Владимирович
Министерство жилищно- коммунального хозяйства Ярославской области
Переславский РОСП УФССП России по Ярославской области
ООО "Мобильное управление механизации № 2"
УФССП России по Ярославской области
Правительство Ярославской области
МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" городского округа г. Переславль-Залесский в лице конкурсного управляющего Елесиной Тамары Викторовны
Суд
Переславский районный суд Ярославской области
Судья
Быкова Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
pereslavsky.jrs.sudrf.ru
14.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2023Передача материалов судье
19.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.08.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.09.2023Предварительное судебное заседание
23.10.2023Предварительное судебное заседание
23.11.2023Судебное заседание
22.12.2023Судебное заседание
30.01.2024Судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
26.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее