Дело №2-11/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 октября 2023 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Степановой Т.Г.,
судей Маловой Н.Б., Величко С.А.
при ведении протокола секретарями Волынцевой Е.С., Павловой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Муезерского муниципального района на решение Муезерского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по гражданскому делу по иску прокурора (.....) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муезерского муниципального района, Администрации Ледмозерского сельского поселения, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, обществу с ограниченной ответственностью «Костомукшская строительная компания» об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Муезерского района Республики Карелия обратился в суд с указанным исковым заявлением в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) по следующим основаниям. Прокуратурой Муезерского района на основании поручений прокуратуры Республики Карелия, обращений Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры, публикации в СМИ жителя (.....) Стрелковой А.И., а также во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от ХХ.ХХ.ХХ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» проведено обследование территории Ледмозерского сельского поселения на предмет исполнения законодательства об отходах производства и потребления. При проведении обследования территории Ледмозерского сельского поселения (.....) Республики Карелия в кадастровом квартале № с географическими координатами: широта (.....) долгота (.....)”; широта (.....) долгота (.....) широта (.....) долгота (.....) широта (.....)”, долгота (.....)” (вблизи (.....) Республики Карелия) обнаружена несанкционированная свалка, площадью захламления 6661 м2. При проведении обследования территории Ледмозерского сельского поселения (.....) Республики Карелия в кадастровом квартале № с географическими координатами: широта (.....) долгота (.....)”; широта (.....) долгота (.....)”; широта (.....) долгота (.....)”; широта (.....) долгота (.....) (вблизи (.....) Республики Карелия) обнаружена несанкционированная свалка, площадь захламления 32678 м2. На вышеуказанных участках местности выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления (хозяйственно-бытовых, пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора, полиэтиленовых мешков, изделий из текстиля, предметов мебели), в том числе, отходов производства в виде пластиковой тары (пластиковых чайников, труб, бытовой техники), металлических тар, банок, тэнтов, стружки, древесных веток, деревянных досок, крупных стволов деревьев, битой стеклотары, холодильного оборудования, насыпи щебня, известковой массы, картонных упаковок, резаной бумаги, поролона, строительного мусора (асбестового шифера, рубероида, крупногабаритных кусков бетона, асфальта, кирпичей, песка), отходов обслуживания транспортных средств в виде резиновых покрышек, остатков обшивки транспортных средств, сгоревших резино-технических изделий, и т.д.) По результатам сопоставления со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее также – ЕГРН) установлено, что точки с географическими координатами мест нахождения несанкционированных свалок расположены вблизи территории Ледмозерского сельского поселения. При этом данные земельные участки не предназначены для использования их под размещение отходов. Специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения отходов, на этих земельных участках не имеется, в государственный реестр объектов размещения отходов не включены. При таких обстоятельствах создается угроза причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью людей, проживающих в (.....) и (.....), поскольку невозможно проконтролировать оказываемое им негативное воздействие. На основании изложенного, с учетом уточнения заявленных требований, прокурор просил суд: возложить в солидарном порядке на Администрацию Муезерского муниципального района, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия обязанность по вывозу и утилизации отходов производства и потребления (ликвидации несанкционированных свалок) с территории Ледмозерского сельского поселения:
в кадастровом участке № с географическими координатами: северная широта (.....) восточная долгота (.....) северная широта (.....)”, восточная долгота (.....)”; северная широта (.....)”, восточная долгота (.....)”; северная широта (.....) восточная долгота (.....)” (вблизи (.....) Республики Карелия), площадь захламления 6661 м2;
- в кадастровом участке № с географическими координатами: северная широта (.....)”, восточная долгота (.....)”; северная широта (.....)”, восточная долгота (.....)”; северная широта (.....)”, восточная долгота (.....) северная широта (.....)”, восточная долгота (.....) (вблизи (.....) Республики Карелия), площадь захламления 32678 м2.
Решением суда, с учетом исправленной определением суда от ХХ.ХХ.ХХ описки, исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд обязал Администрацию Муезерского муниципального района в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, произвести вывоз и утилизацию отходов производства и потребления (ликвидацию несанкционированной свалки) с территории Ледмозерского сельского поселения, расположенной на земельном участке:
- в кадастровом квартале № с географическими координатами: северная широта (.....)”, восточная долгота (.....)”; северная широта (.....) восточная долгота (.....)”; северная широта (.....) восточная долгота (.....)”; северная широта (.....)”, восточная долгота (.....) (вблизи (.....) Республики Карелия), площадь захламления 32678 м2;
обязал Администрацию Муезерского муниципального района и Общество с ограниченной ответственностью «Костомукшская строительная компания» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, произвести вывоз и утилизацию отходов производства и потребления (ликвидацию несанкционированной свалки) с территории Ледмозерского сельского поселения, расположенной на земельном участке:
- с кадастровым номером № с географическими координатами: северная широта (.....)”, восточная долгота (.....)”; северная широта (.....)”, восточная долгота (.....)”; северная широта (.....)”, восточная долгота (.....)”; северная широта (.....)”, восточная долгота (.....)” (вблизи (.....) Республики Карелия), площадь захламления 6661 м2;
В удовлетворении исковых требований к Администрации Ледмозерского сельского поселения, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия отказано.
С Администрации Муезерского муниципального района и с общества с ограниченной ответственностью «Костомукшская строительная компания» в доход бюджета Муезерского муниципального района взыскана государственная пошлина по 300 руб. 00 коп. с каждого.
С решением суда не согласен ответчик администрация Муезерского муниципального района, полагая его незаконным и необоснованным, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных к Администрации исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что земельные участки вблизи (.....) и вблизи (.....), на которых выявлены несанкционированные свалки, относятся к землям лесного фонда. В администрации документы в отношении земельных участков отсутствуют. Полагает, что очистка территории от загрязнения твердыми и коммунальными отходами, ликвидация несанкционированных свалок должна осуществляться региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ООО «Карельский экологический оператор») и Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика администрации Муезерского муниципального района прокурор Муезерского района, полагая решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу ответчика по изложенным в ней доводам – без удовлетворения.
Согласно п.4 ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. В соответствии с ч.5 ст.330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных ч.4 ст.330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Разрешение вопроса об участии в деле тех или иных лиц основывается на общих принципах гражданского процессуального права, предусмотренных ст.12 ГПК РФ, согласно которой суд создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с абз. 4 ст. 148 и п. 4 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса и о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении исковых требований.
В соответствии с ч.3 ст.40 ГПК РФ в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.
Согласно ст.43 ГПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут быть привлечены к участию в деле по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. При вступлении в процесс третьего лица подготовка по делу проводится с самого начала.
В соответствии с разъяснениями п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ХХ.ХХ.ХХ №11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» судам следует обращать внимание на то, что возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса, поэтому определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей.
При рассмотрении апелляционной жалобы ответчика администрации Муезерского муниципального района по настоящему делу было установлено, что к участию в рассмотрении дела не были привлечены лица, чьи права, обязанности и законные интересы затронуты вынесенным по делу решением.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», суд апелляционной инстанции при установлении в судебном заседании предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции на основании части 5 статьи 330 ГПК РФ выносит мотивированное определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, которым обжалуемое судебное постановление суда первой инстанции не отменяется. Определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, обжалованию не подлежит.
Как следует из материалов дела, разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу в части ликвидации несанкционированной свалки с территории Ледмозерского сельского поселения, расположенной на земельном участке в кадастровом квартале № вблизи (.....) Республики Карелия, является Администрация Муезерского муниципального района, а надлежащими ответчиками по делу в части ликвидации несанкционированной свалки с территории Ледмозерского сельского поселения, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № вблизи (.....) Республики Карелия, являются Администрация Муезерского муниципального района и ООО «Костомукшская строительная компания».
Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации, в Постановлении от 30 мая 2023 №27-П, положениястатьи 3.3Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»,пункта 18 части 1,частей 3и4 статьи 14ипункта 14 части 1 статьи 15Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,статей 10и51Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» ипунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 42, 130 (часть 1), 132 (части 1 и 3) и 133, в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда уполномоченный орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования:
на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности;
на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;
притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора): из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности; из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
До настоящего времени порядок возмещения расходов на ликвидацию несанкционированных свалок с учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации нормативно не урегулирован.
Таким образом, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенным по настоящему делу решением будут затронуты обязанности органов, представляющих интересы федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в судебном заседании ХХ.ХХ.ХХ определила перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК РФ, привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Карелия и Правительство Республики Карелия.
ХХ.ХХ.ХХ прокурор заявил об увеличении исковых требований, дополнительно к ранее заявленным требованиям просил возложить на Министерство финансов Российской Федерации и Правительство Республики Карелия обязанность профинансировать или возместить из федерального бюджета и бюджета Республики Карелия в равных долях расходы на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с территории Ледмозерского сельского поселения. Определением судебной коллегии от ХХ.ХХ.ХХ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации и Правительство Республики Карелия.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции прокурор исковые требования изменил, просил:
- возложить на Администрацию Муезерского муниципального района обязанность по вывозу и утилизации отходов производства и потребления (ликвидации несанкционированных свалок) с территории Ледмозерского сельского поселения в кадастровом квартале № с географическими координатами: (.....) (вблизи (.....) Республики Карелия), площадь захламления 39187 м2;
- возложить на Администрацию Муезерского муниципального района и общество с ограниченной ответственностью «Костомукшская строительная компания» обязанность по вывозу и утилизации отходов производства и потребления (ликвидации несанкционированных свалок) с территории Ледмозерского сельского поселения в кадастровом квартале № с географическими координатами: (.....) (вблизи (.....) Республики Карелия), площадь захламления 8453 м2;
- возложить на Министерство финансов Российской Федерации и Правительство Республики Карелия обязанность возместить из федерального бюджета и бюджета Республики Карелия в равных долях фактически понесенные Администрацией Муезерского муниципального района расходы на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с территории Ледмозерского сельского поселения на указанных выше участках.
Прокурор Лахтина К.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции исковые требования прокурора Муезерского района в последней редакции от ХХ.ХХ.ХХ поддержала.
Представитель ответчика Администрации Муезерского муниципального района Терещенко Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал относительно исковых требований прокурора, доводы апелляционной жалобы поддержал, полагая, что спорные свалки находятся в пределах границ участков лесного фонда.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации Макарова О.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции, возражала относительно исковых требований прокурора, предъявленных к Министерству финансов Российской Федерации, указывая, что требования прокурора к финансовому органу в заявленной формулировке исполнены быть не могут.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Поскольку при рассмотрении апелляционной жалобы ответчика установлено, что суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле в надлежащем процессуальном статусе, решение суда на основании п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ подлежит безусловной отмене.
Разрешая по существу исковые требования прокурора Муезерского района, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ, статье 8 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
Положения п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускают накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. №607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Положениями ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 указанного Федерального закона).
Из материалов дела следует, что на основании поручений прокуратуры Республики Карелия, обращений Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры, публикации в СМИ жителя (.....) Стрелковой А.И., во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от ХХ.ХХ.ХХ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» проведено обследование территории Ледмозерского сельского поселения на предмет исполнения законодательства об отходах производства и потребления.
Актом осмотра территорий от ХХ.ХХ.ХХ с фототаблицей зафиксировано, что на территории Ледмозерского сельского поселения (.....) Республики Карелия в кадастровом квартале № с географическими координатами: (.....) (вблизи (.....) Республики Карелия) обнаружена несанкционированная свалка, площадью захламления 6661 м2 (л.д.16 т.1).
Актом осмотра территории от ХХ.ХХ.ХХ с фототаблицей к нему зафиксировано, что при проведении обследования территории Ледмозерского сельского поселения (.....) Республики Карелия на кадастровом участке № в пределах географических координат: (.....) (вблизи (.....) Республики Карелия) обнаружена несанкционированная свалка, площадь захламления 32678 м2 (л.д.6 т.1).
На вышеуказанных территориях выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления (хозяйственно-бытовых, пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора, полиэтиленовых мешков, изделий из текстиля, предметов мебели), в том числе, отходов производства в виде пластиковой тары (пластиковых чайников, труб, бытовой техники), металлических тар, банок, тэнтов, стружки, древесных веток, деревянных досок, крупных стволов деревьев, битой стеклотары, холодильного оборудования, насыпи щебня, известковой массы, картонных упаковок, резаной бумаги, поролона, строительного мусора (асбестового шифера, рубероида, крупногабаритных кусков бетона, асфальта, кирпичей, песка), отходов обслуживания транспортных средств в виде резиновых покрышек, остатков обшивки транспортных средств, сгоревших резино-технических изделий, и т.д.). По результатам сопоставления со сведениями ЕГРН установлено, что точки с географическими координатами мест нахождения несанкционированных свалок расположены вблизи территории Ледмозерского сельского поселения. При этом данные земельные участки не предназначены для использования их под размещение отходов. Специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения отходов, на этих земельных участках не имеется, в государственный реестр объектов размещения отходов они не включены.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
В рамках настоящего спора, заявляя о возложении на ответчиков обязанности ликвидировать несанкционированные свалки, прокурор утверждал, что спорные свалки расположены на территории Ледмозерского сельского поселения, но в пределах границ земельных участков с кадастровыми № и № относящихся к категории земель лесного фонда.
По утверждению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, спорные свалки расположены за пределами земель лесного фонда (л.д.60, 65, 66 т.1).
По утверждению Администрации Муезерского муниципального района, спорные свалки расположены в пределах земель лесного фонда, за пределами населенных пунктов.
Таким образом, лица, участвующие в деле, оспаривают точное местоположение спорных свалок относительно границ земельных участков лесного фонда с кадастровыми номерами 10:19:0040302:182 и 10:19:0020301:125, границ муниципальных образований, земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Между тем, прокурором при проведении обследования территории специальное оборудование, позволяющее определить местоположение свалок относительно границ участков лесного фонда, границ муниципальных образований, не использовалось, специалисты в сфере геодезии и землеустройства к обследованию не привлекались.
В силу положений ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно ч.1 ст.79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Не обладая специальными познаниями в области землеустройства и кадастровой деятельности, суд первой инстанции, между тем, не проверил обстоятельства, на которые прокурор ссылался в обоснование своих требований, а ответчики в обоснование своих возражений относительно исковых требований, тогда как должен был поставить их на обсуждение лиц, участвующих в деле. При этом суд первой инстанции установил, что несанкционированная свалка, расположенная вблизи (.....) Республики Карелия, находится на земельном участке с кадастровым №, относящемся к землям лесного фонда. Относительно свалки, расположенной вблизи (.....), суд первой инстанции пришел к выводу, что она находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена, между земельными участками с кадастровыми № и №, тогда как в соответствии с результатами обследования, проведенного прокурором было установлено, что свалка расположена на территории земельного участка с кадастровым №.
Между тем, проверка и установление данных обстоятельств требует специальных познаний в области кадастровой деятельности и землеустройства и специального оборудования, которыми суд не обладает. Таким образом, только экспертным путем при наличии спора может быть проверен факт расположения свалок относительно границ земельных участков и границ муниципальных образований.
При этом экспертное заключение при изложенных обстоятельствах является доказательством, отвечающим требованиям относимости и допустимости.
С учетом изложенного в целях установления юридически значимых обстоятельств, необходимых для разрешения настоящего дела, судом апелляционной инстанции было назначено проведение судебной землеустроительной экспертизы, чего, в свою очередь, не было сделано судом первой инстанции.
Согласно экспертному заключению ИП Трусова А.А. № от ХХ.ХХ.ХХ свалка отходов производства и потребления вблизи (.....) имеет ярко выраженные границы на местности. С северо-западной стороны границы свалки ограничены грунтовой дорогой, с остальных сторон территория свалки обозначена канавой шириной до 7 метров. Свалка отходов производства и потребления вблизи (.....) расположена в Республике Карелия, (.....), Ледмозерское сельское поселение, за пределами границ населенного пункта Ледмозеро, в кадастровом квартале №. Частично расположена на территории земельного участка с кадастровым № и Муезерского лесничества, по сведениям ЕГРН. Правилами землепользования и застройки Ледмозерского сельского поселения территориальная зона на данную территорию не установлена. Графическое изображение местоположения границ свалки отображено в приложении № к экспертному заключению (л.д.19 т.5). Каталог координат характерных точек границ свалки отходов производства и потребления вблизи (.....) приведен в таблице № (л.д.9 т.5).
Согласно современным материалам лесоустройства свалка отходов производства и потребления вблизи (.....) Республики Карелия частично расположена на землях государственного лесного фонда, в квартале 88 выдел 40 Ледмозерского лесничества. Основная часть свалки согласно материалам лесоустройства, расположена на землях сторонних землепользователей. На картматериале обозначена литерой «б».
Установленная экспертом площадь свалки отходов производства и потребления вблизи (.....) Республики Карелия составляет 39187 кв.м.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым № имеет площадь 17423308 кв.м, относится к категории земель – земли лесного фонда, имеет разрешенное использование – для ведения лесного хозяйства, расположен в границах реестровой зоны 10:00-15.9 Муезерского лесничества, находится в собственности Российской Федерации, границы данного земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д.133 т.3).
Из материалов дела следует, что Постановлением мэрии (.....) Совета народных депутатов от ХХ.ХХ.ХХ № по заявке Ледмозерского поселкового Совета народных депутатов из гослесфонда Ледмозерского лесничества в квартале 88 выдел 28 Ледмозерского лесничества был изъят и передан во временное пользование Ледмозерскому поселковому Совету народных депутатов сроком на 10 лет земельный участок площадью 4 га для устройства свалки бытовых отходов (л.д.153 т.2).
Постановлением Главы местного самоуправления муниципального образования (.....) от ХХ.ХХ.ХХ № срок использования земельного участка площадью 4 га для размещения свалки бытовых отходов, предоставленного Постановлением мэрии (.....) Совета народных депутатов от ХХ.ХХ.ХХ №, был продлен до ХХ.ХХ.ХХ (л.д.154 т.2).
В акте технического обследования земельных участков испрашиваемых к отводу из земель Гослесфонда от ХХ.ХХ.ХХ указано, что выдел 28 имеет площадь 4 га. Данный выдел не покрыт лесными насаждениями и в данном месте располагается свалка.
Несмотря на то, что в настоящий момент нумерация выделов изменена, экспертом сделан вывод по результатам проведенного исследования, что в настоящий момент свалка отходов производства и потребления (вблизи (.....) Республики Карелия) расположена на территории бывшего квартала № выдел № Ледмозерского лесничества, площадь и конфигурация свалки соответствует выделу № квартала № Ледмозерского лесничества, свалка отходов производства и потребления вблизи (.....) Республики Карелия расположена в месте, указанном в Постановлении мэрии (.....) Совета народных депутатов от ХХ.ХХ.ХХ №.
Экспертом также установлено, что свалка отходов производства и потребления вблизи (.....) не имеет ярко выраженных границ на местности. Экспертом границы свалки определялись по краю нарушенного почвенного слоя и навалам мусора. Свалка расположена в Республике Карелия, (.....), Ледмозерское сельское поселение, за пределами границ населенного пункта Тикша, в кадастровом квартале №. Полностью расположена на территории земельного участка с кадастровым № и Муезерского лесничества по сведениям ЕГРН. Однако, Правилами землепользования и застройки Ледмозерского сельского поселения, на данной территории установлена территориальная зона Сп2 «Зона свалки ТБО».
Каталог координат характерных точек границ свалки отходов производства и потребления вблизи (.....) приведен в таблице № (л.д.10 т.5), графическое изображение в приложении № (л.д.22 т.5).
Основная часть свалки, согласно материалам лесоустройства, расположена на землях сторонних землепользователей. На картматериале обозначена литерой «г».
Площадь свалки отходов производства и потребления вблизи (.....) Республики Карелия составляет 8453 кв.м.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым № имеет площадь 29809722 кв.м, относится к категории земель – земли лесного фонда, имеет разрешенное использование – для заготовки древесины, расположен в границах реестровой зоны 10:00-15.9 Муезерского лесничества, находится в собственности Российской Федерации, границы данного земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Данный земельный участок передан в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Костомукшская строительная компания» на основании договора аренды участка лесного фонда №-з от ХХ.ХХ.ХХ, заключенного с Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (л.д.116 т.2).
Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета (.....) Совета народных депутатов от ХХ.ХХ.ХХ № по заявке Тикшинского сельского Совета народных депутатов из гослесфонда был изъят и передан во временное пользование Администрации (.....) сроком на 10 лет земельный участок площадью 0,56 га вблизи (.....) в квартале 9 выдела 38 Южно-Чирко-Кемского лесничества для свалки бытовых отходов (л.д.80, 82, 91 т.4, л.д.151 т.2).
В материалах дела имеется Акт выбора обследования земельного участка под строительство поселковой свалки от ХХ.ХХ.ХХ (л.д.86 т.4) и Акт технического обследования земельных участков испрашиваемых к отводу из земель Гослесфонда от ХХ.ХХ.ХХ (л.д.87 т.4). В данных документах рассмотрен земельный участок площадью 0.56 га, расположенный в квартале 9 выдел 38 Южно-Чирко-Кемского лесничества.
Согласно выводам эксперта, свалка отходов производства и потребления вблизи (.....) Республики Карелия расположена в месте, указанном в решении Исполнительного комитета (.....) Совета народных депутатов от ХХ.ХХ.ХХ №. В настоящий момент нумерация выделов изменена, в современных материалах лесоустройства на данной территории также указаны сторонние землепользователи, площадь сторонних землепользователей составляет 0,922 га, территория свалки площадью 0.56 га выведена из состава земель гослесфонда.
Экспертом также указано, что в сведениях ЕГРН имеется реестровая ошибка, заключающаяся в ошибочном включении территории свалки, ранее изъятой из земель лесного фонда, в границы земельного участка с кадастровым №.
Свои выводы эксперт Трусов А.А., будучи допрошенным в судебном заседании суда апелляционной инстанции, подтвердил и пояснил также, что территория свалки вблизи (.....) по сведениям ЕГРН исключена из границ реестровой зоны 10:00-15.9 Муезерского лесничества, но ошибочно включена в границы земельного участка с кадастровым №.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ).
Предназначение местного самоуправления, приоритетом которого выступает решение социально-экономических задач в пределах муниципального образования как территории совместной жизнедеятельности населения, определяется вместе с тем целями наиболее эффективной реализации вытекающих из Конституции Российской Федерации задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина (включая право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, являющуюся одним из важнейших условий обеспечения достойной жизни и свободного развития человека), а также по использованию и охране земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статьи 2, 7, 9, 41 и 42 Конституции РФ).
Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области местного самоуправления, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который, как следует из его преамбулы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, а также определяет государственные гарантии его осуществления.
Федеральный закон от ХХ.ХХ.ХХ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливая, в частности, перечни вопросов местного значения городского поселения и муниципального района, относит к ним соответственно участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории городского поселения (пункт 18 части 1 статьи 14) и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района (пункт 14 части 1 статьи 15), а также определяет круг вопросов местного значения сельского поселения и возлагает на органы местного самоуправления муниципального района обязанности по решению возникающих на территориях сельских поселений, входящих в его состав, вопросов местного значения, предусмотренных данным Федеральным законом для городских поселений, но прямо не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений (части 3 и 4 статьи 14), в том числе вопроса, предусмотренного пунктом 18 части 1 статьи 14 данного Федерального закона.
Федеральный закон от ХХ.ХХ.ХХ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 10), а также устанавливает требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (статья 51).
Согласно Федеральному закону от ХХ.ХХ.ХХ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом (пункты 1 и 2 статьи 13).
Из примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 следует, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Статья 7 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее также – Закон об охране окружающей среды) определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в частности, устанавливает, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. К вопросам местного значения относятся выявление объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде применительно к территории, расположенной в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.
Согласно статье 8 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Таким образом, органы местного самоуправления - как наиболее приближенные к источникам образования отходов органы публичной власти - в рамках предоставленных им полномочий по муниципальному земельному контролю имеют объективную возможность максимально оперативно, еще на начальном этапе формирования мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, выявлять такие места, устанавливать лиц, в результате деятельности которых данные отходы образуются и размещаются на не предназначенных для этого территориях, а также собственников или пользователей земельных участков, ответственных за их загрязнение, предъявлять к таким лицам требования об освобождении земельных участков от несанкционированных свалок. Кроме того, в контексте реализации полномочий органов местного самоуправления городского поселения и муниципального района в области обращения с твердыми коммунальными отходами, возложенных на них пунктами 1 и 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», указанные органы обязаны устранять причины образования новых несанкционированных свалок путем своевременного создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, их рационального (с учетом потребностей населения) размещения, не допускать превышения лимитов размещения на таких площадках отходов, организовывать общественные мероприятия с целью формирования экологической культуры и пр.
Именно муниципальные образования рассматриваются как субъекты, непосредственно ответственные за содержание (в том числе за недопущение размещения отходов) не только земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, но и расположенных в границах этих муниципальных образований земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в государственной собственности и не закрепленных за конкретным пользователем.
В силу ст. 50.7, ч. 7 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - ЛК РФ) леса подлежат охране, в том числе, от пожаров и от загрязнения, которая направлена на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию, осуществляемые органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных, по общему правилу, в соответствии со ст. ст. 81 - 84 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. ч. 1 и 3 ст. 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия, которая осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом, Законом №7-ФЗ и другими федеральными законами.
По настоящему делу установлено, что спорные свалки были созданы уполномоченным органом местного управления в 1991-1992 годах и обе спорные территории были определены в качестве территорий для размещения свалок бытовых отходов жителей поселков Ледмозеро и Тикша, более 20 лет использовались населением муниципального образования именно в таком качестве, находятся в границах Ледмозерского сельского поселения Муезерского муниципального района, функционировали долгое время и официально закрыты для приема твердых коммунальных отходов не были.
Каких-либо мероприятий по ликвидации, консервированию данных свалок органом местного самоуправления не производилось. Данные обстоятельства ответчиками не оспорены.
Более того, территория свалка вблизи (.....) признается органом местного самоуправления в качестве таковой, поскольку Правилами землепользования и застройки Ледмозерского сельского поселения, на данной территории установлена территориальная зона Сп2 «Зона свалки ТБО».
Между тем, в настоящее время указанные территории в качестве мест размещения отходов не признаются, в реестр объектов размещения отходов не включены, что в настоящее время свидетельствует об их несанкционированности.
Таким образом, существование указанных спорных свалок находится в прямой зависимости от ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления данного муниципального образования возложенных на него полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и муниципального земельного контроля, что является основанием для возложения на уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района обязанности обеспечить финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, образовавшихся на этих землях и земельных участках. С учетом приведенного правового регулирования и установленных фактических обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что лицом, ответственным за ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления отходов вблизи поселков Ледмозеро и Тикша, является Администрация Муезерского муниципального района.
Территория под свалкой вблизи (.....) исключена из границ земельного участка лесного фонда с кадастровым № и из территории реестровой зоны Муезерского лесничества. Установленное экспертом частичное попадание отходов за пределы территории, отведенной для размещения свалки Постановлением мэрии (.....) Совета народных депутатов от ХХ.ХХ.ХХ №, обусловлено «расползанием» свалки в результате длительности ее существования, что, вместе с тем, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязанности по ее ликвидации и в части, попадающей на территорию земельного участка лесного фонда с кадастровым №, и соответственно не может являться основанием для возложения такой обязанности на лиц, в ведении которых находятся территории лесного фонда, в частности, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Территория свалки вблизи (.....) расположена за пределами территории реестровой зоны Муезерского лесничества, в месте, указанном в решении Исполнительного комитета (.....) Совета народных депутатов от ХХ.ХХ.ХХ №. Как указано экспертом в экспертном заключении, в связи с низким качеством имеющегося картографического материала и расхождения сведений о местоположении земель лесного фонда, определить в каком именно месте свалка отходов производства и потребления (вблизи (.....) Республики Карелия) накладывается на земли лесного фонда не представляется возможным.
Установленное экспертом частичное несущественное попадание отходов за пределы территории, отведенной для размещения свалки решением Исполнительного комитета (.....) Совета народных депутатов от ХХ.ХХ.ХХ №, также обусловлено «расползанием» свалки в результате длительности ее существования, что, вместе с тем, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязанности по ее ликвидации и в части, попадающей на территорию земель лесного фонда, и соответственно не может являться основанием для возложения такой обязанности на лиц, в ведении которых находятся территории лесного фонда, в частности, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия и арендатора земельного участка с кадастровым № ООО «Костомукшская строительная компания».
Согласно пункту 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Использование средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований регламентировано статьей 78.2 Закона об охране окружающей среды (введена Федеральным законом от ХХ.ХХ.ХХ №446-ФЗ).
Указанной нормой предусмотрено, что зачисленные в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, направляются на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (пункт 1). Данные средства носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели (пункт 5).
По смыслу приведенных выше норм правовое регулирование отношений, возникающих из причинения вреда окружающей среде, осуществляется на основе гражданско-правового института внедоговорных (деликтных) обязательств.
Так, согласно положениям пункта 1 статьи 1064 ГК РФ, а также пункта 1 статьи 77 Закона «Об охране окружающей среды», обязанность по возмещению вреда возлагается на лиц, в результате хозяйственной деятельности которых произошло соответствующее загрязнение.
Как указано в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ХХ.ХХ.ХХ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, обосновывающие с разумной степенью достоверности причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Таким образом, гражданская ответственность за экологический вред носит имущественный (компенсационный) характер и призвана обеспечить в хозяйственном обороте реализацию принципа «загрязнитель платит", который, как следует из статьи 3 Закона об охране окружающей среды, выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Свалка вблизи (.....) на территории земельного участка с кадастровым № была образована задолго до передачи его в аренду ООО «Костомукшская строительная компания». «Расползание» зоны размещения отходов за пределы территории, выделенной решением Исполнительного комитета (.....) Совета народных депутатов от ХХ.ХХ.ХХ №, не может являться основанием для возложения обязанности по ликвидации этих отходов на ООО «Костомукшская строительная компания», данные расходы не размещавшее. Обязанность же по ликвидации обнаруженных на арендуемом лесном участке несанкционированных свалок договором аренды участка лесного фонда №-з от ХХ.ХХ.ХХ на ООО «Костомукшская строительная компания» не возложена.
Региональный оператор по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО осуществляет свою деятельность с ХХ.ХХ.ХХ на основании заключенного с Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия соглашения. Вместе с тем, спорные несанкционированные свалки были организованы до ХХ.ХХ.ХХ. Кроме того, соглашением не определен источник возмещения затрат на ликвидацию свалок, образовавшихся до выбора регионального оператора.
С учетом изложенного судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции по процессуальным основаниям, полагает необходимым принять по настоящему делу новое решение о частичном удовлетворении исковых требований прокурора и возложении на Администрацию Муезерского муниципального района обязанности произвести вывоз и утилизацию отходов производства и потребления (ликвидацию несанкционированных свалок) с территории Ледмозерского сельского поселения, расположенных: в кадастровом квартале № вблизи (.....) Республики Карелия, площадь захламления 39187 кв.м, и в кадастровом квартале № в пределах границ (по сведениям ЕГРН) земельного участка с кадастровым № вблизи (.....) Республики Карелия, площадь захламления 8453 кв.м, указав в резолютивной части апелляционного определения координаты характерных точек, определенных методом построения спутниковых геодезических измерений со средней квадратической погрешностью 0,10 м, ограничивающих соответствующую территорию, в соответствии с таблицами № и № (л.д.9, 10 т.5) экспертного заключения ИП Трусова А.А.
На основании положений ст.206 ГПК РФ судебная коллегия полагает необходимым возложить на ответчика обязанность совершить указанные действия в течение одного года со дня вступления в законную силу настоящего апелляционного определения, полагая, что указанный срок является разумным и достаточным. Доводов о несогласии с таким сроком, установленным судом первой инстанции, лицами, участвующими в деле, в суде апелляционной инстанции не приводилось.
Вместе с тем, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на Министерство финансов Российской Федерации и Правительство Республики К.. обязанности возместить из федерального бюджета и бюджета Республики Карелия в равных долях фактически понесенные Администрацией Муезерского муниципального района расходы на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с территории Ледмозерского сельского поселения на указанных выше участках, полагая, что такие выводы не вступают в противоречие с правовым позициями, высказанными Конституционным Судом Российской Федерации, в том числе и в Постановлении от 30 мая 2023 г. №27-П, которым указано на необходимость определения судом при рассмотрении дел данной категории объема необходимого финансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что спорные несанкционированные свалки выявлены на территории Ледмозерского сельского поселения, на которую распространяются полномочия Администрации Муезерского муниципального района по решению вопросов местного значения. Кроме того, принимая во внимание, что соответствующие изменения с учетом нормативного толкования, данного Конституционным Судом Российской Федерации, в правовое регулирование в настоящее время не внесены, Администрация Муезерского муниципального района в соответствии с положениями пункта 2 упомянутого Постановления не лишена права в случае полного исполнения за счет бюджета муниципального образования после вынесения настоящего Постановления судебного решения на возмещение части расходов, фактически понесенных ею на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов из федерального бюджета либо из бюджета субъекта Российской Федерации. Подобный правовой подход выражен в определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от ХХ.ХХ.ХХ №.
Учитывая, что прокурор, увеличив и уточнив исковые требования в суде апелляционной инстанции, не отказался от исковых требований к ответчикам Администрации Ледмозерского сельского поселения, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, требования к данным ответчикам рассматриваются судом по существу. Поскольку оснований для их удовлетворения в силу приведенного выше правового обоснования не имеется, судебная коллегия полагает необходимым в иске к данным ответчикам отказать.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Муезерского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по настоящему делу отменить. Принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора Муезерского района удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Муезерского муниципального района в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу произвести вывоз и утилизацию отходов производства и потребления (ликвидацию несанкционированных свалок) с территории Ледмозерского сельского поселения, расположенных:
- в кадастровом квартале № вблизи (.....) Республики Карелия, площадь захламления 39187 кв.м, на территории, ограниченной следующими координатами характерных точек, определенных методом построения спутниковых геодезических измерений со средней квадратической погрешностью 0,10 м:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
Х |
Y |
|
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
- в кадастровом квартале № в пределах границ земельного участка с кадастровым № вблизи (.....) Республики Карелия, площадь захламления 8453 кв.м, на территории, ограниченной следующими координатами характерных точек, определенных методом построения спутниковых геодезических измерений со средней квадратической погрешностью 0,10 м:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
Х |
Y |
|
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
(.....) |
В остальной части исковых требований, в том числе в иске к Администрации Ледмозерского сельского поселения, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, обществу с ограниченной ответственностью "Костомукшская строительная компания", Министерству финансов Российской Федерации, Правительству Республики Карелия, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи