Дело № 2-869/2023 13 марта 2023 года
78RS0017-01-2022-006383-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Петроградский районный суд Санкт- Петербурга в составе:
председательствующего судьи Байбаковой Т.С.,
при секретаре Шкотовой П.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры к Казакову Николаю Ивановичу об обязании совершить определенные действия, взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику и просит обязать ответчика в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке обеспечить установку на объекте культурного наследия регионального значения «Дом Апраксина (Дача Леоновой) с территорией», расположенном по адресу: <адрес> информационной надписи и обозначений, установить размер денежных средств, подлежащих взысканию с ответчика в пользу КГИОП в случае неисполнения решения суда в установленный решением срок, как 50 000 рублей в месяц по требованию, указанному в пункте 1 просительной части настоящего искового заявления, до месяца фактического исполнения решения суда.
В обоснование своих требований истец указал, что на праве собственности ответчику принадлежит Здание, расположенное по адресу: <адрес>
Здание, расположенное по адресу: <адрес>, на основании Решения малого Совета Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об объявлении памятниками истории и культуры объектов градостроительства и архитектуры Санкт-Петербурга», является объектом культурного наследия регионального значения «Дом Апраксина (Дача Леоновой) с территорией».
Предмет охраны Объекта утвержден распоряжением КГИОП от ДД.ММ.ГГГГ №.
Распоряжением КГИОП от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено охранное обязательство собственника и (или) иного законного владельца Объекта, копия которого, в силу требований пункта 12 статьи 47.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон 73-ФЗ), направлена для исполнения в адрес Ответчика письмом КГИОП от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 части 25 раздела 6 Обязательства Ответчику в течение 36 месяцев со дня утверждения Обязательства (в срок до ДД.ММ.ГГГГ) необходимо в установленном порядке обеспечить установку информационных надписей и обозначений на Объекте.
В рамках государственного надзора (контроля) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия КГИОП ДД.ММ.ГГГГ проведено контрольное (надзорное) мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), по результатам которого установлен факт неисполнения требований, установленных подпунктом 2 пункта 1 части 25 раздела 6 Обязательства.
Уведомление о выполненных работах по установке информационной надписи с указанием даты их проведения и с приложением цветной фотофиксации Объекта до начала работ, в процессе их проведения и после завершения установки информационной надписи в КГИОП не поступало.
Учитывая изложенное, Ответчиком не исполнены условия Обязательства и, тем самым, допущено нарушение, установленных Законом 73-ФЗ требований сохранения и использования объекта культурного наследия, что послужило основанием для обращения в суд.
В судебное заседание истец явился, поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание не явился ответчик, извещен о месте и времени судебного заседания, направил своего представителя который, возражал против исковых требований, указав на то, то ими предпринимаются действия по согласованию установки информационных надписей и обозначений на Объекте, однако до настоящего времени проект не согласован, полагает, что иск предъявлен преждевременно.
В силу ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, если они не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении ответчиков о судебном заседании, при этом в суд первой инстанции не явились, уважительность причин неявки не представили, суд первой инстанции приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие ответчиков, извещенных надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, оценив добытые по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Федеральный закон Российской Федерации N 73-ФЗ регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа Российской Федерации.
Статьей 33 указанного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (п. 1 ст. 40 Федерального закона N 73-ФЗ).
Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер (п. 1 ст. 47.2 Федерального закона N 73-ФЗ).
Обязанности физических или юридических лиц, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотрены в п. 1 ст. 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ.
В силу положений статьи 27 Федерального закона N 73-ФЗ на собственниках объекта культурного наследия лежит обязанность по установке на объект информационных надписей и обозначений.
Пунктом 11 статьи 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 12 июля 2007 года N 333-64 "Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге" правительство Санкт-Петербурга непосредственно или через исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - уполномоченный орган), осуществляет меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране выявленных объектов культурного наследия, объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а также меры по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и меры по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с действующим законодательством.
Согласно части 2 статьи 3 этого же закона, к компетенции Правительства Санкт-Петербурга относится, в частности государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным федеральным законодательством, а также выявленных объектов культурного наследия в случаях, установленных федеральным законодательством.
Контроль за выполнением требований законодательства по охране объектов культурного наследия Правительством Санкт-Петербурга возложен на КГИОП.
Положением о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2004 года N 651 указанный орган исполнительной власти Санкт-Петербурга наделен правом на осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (пункт 2.3 Положения).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Из материалов дела следует, что что здание, расположенное по адресу: <адрес> на основании Решения малого Совета Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об объявлении памятниками истории и культуры объектов градостроительства и архитектуры Санкт-Петербурга», является объектом культурного наследия регионального значения «Дом Апраксина (Дача Леоновой) с территорией».
Предмет охраны Объекта утвержден распоряжением КГИОП от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ собственником Объекта является Казаков Н.И.
Распоряжением КГИОП от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено охранное обязательство собственника и (или) иного законного владельца Объекта, копия которого, в силу требований пункта 12 статьи 47.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон 73-ФЗ), направлена для исполнения в адрес Ответчика письмом КГИОП от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 части 25 раздела 6 Обязательства Ответчику в течение 36 месяцев со дня утверждения Обязательства (в срок до ДД.ММ.ГГГГ) необходимо в установленном порядке обеспечить установку информационных надписей и обозначений на Объекте.
В рамках государственного надзора (контроля) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия КГИОП ДД.ММ.ГГГГ проведено контрольное (надзорное) мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), по результатам которого установлен факт неисполнения требований, установленных подпунктом 2 пункта 1 части 25 раздела 6 Обязательства.
Уведомление о выполненных работах по установке информационной надписи с указанием даты их проведения и с приложением цветной фотофиксации Объекта до начала работ, в процессе их проведения и после завершения установки информационной надписи в КГИОП не поступало.
Как следует из приложенных ответчиком документов им, ДД.ММ.ГГГГ направлено электронное обращение в КГИОП по факту установки информационной надписи (обозначение) на объекте культурного наследия регионального значения с приложением документов.
Ответом КГИОП от ДД.ММ.ГГГГ ответчику отказано в согласовании проектной документации.
Поскольку специальным Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", предусмотрено, что обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов, суд первой инстанции, с учетом отсутствия доказательств установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия приходит к выводу о возложении обязанности по установке информационной надписи со сведениями об объекте культурного наследия, соответствующую установленным требованиям, на объекте культурного наследия регионального значения «Дом Апраксина (Дача Леоновой) с территорией», расположенном по адресу: <адрес>
Доказательств того, что выявленные нарушения были ответчиком устранены, не представлено.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной ответчиков не было представлено доказательств, в силу которых в иске истцу необходимо отказать.
При этом факт необходимости установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия ответчиком не оспаривается.
Согласно пункту 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено
Учитывая изложенное, суд полагает, что срок для выполнения ответчиком вышеуказанных работ в течение 12-ти месяцев является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Доказательств для иного вывода в материалы дела не представлено.
Согласно п. 1 ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Положения пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации по своему содержанию предполагают присуждение по требованию кредитора денежной суммы на случай неисполнения судебного акта (то есть присуждение до исполнения судебного акта с целью побуждения должника к его своевременному исполнению).
Таким образом, законодательством предусмотрена ответственность за неисполнение судебного акта, а не за просрочку исполнения судебного акта, и, как следствие, отсутствие оснований для взыскания судебной неустойки в случае, если на момент рассмотрения вопроса об ее взыскании имеются доказательства исполнения судебного акта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.
На основании изложенного суд, с учетом принципа разумности и необходимости соблюдения баланса законных интересов сторон, а также в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре полагает необходимым удовлетворить заявление истца о применении статьи 308.3 ГК РФ, присудив ответчику судебную неустойку в размере 10 000 рублей за неисполнения решения суда в установленные законом срок, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда – 20 000 рублей в месяц до месяца фактического исполнения решения суда.
Такой размер судебной неустойки, по мнению суда, в полной мере будет способствовать восстановлению прав истца.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше правовых норм об обязательствах и разъяснений суда вышестоящей инстанции, суд находит, что правовых оснований для отказа истцу во взыскании с ответчика штрафных санкций на случай неисполнения решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 67-68, 103, 167 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры к Казакову Николаю Ивановичу об обязании совершить определенные действия, взыскании неустойки – удовлетворить частично.
Обязать Казакова Николая Ивановича, паспорт РФ <данные изъяты> в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке обеспечить установку на объекте культурного наследия регионального значения «Дом Апраксина (Дача Леоновой) с территорией», расположенном по адресу: <адрес> информационной надписи и обозначений.
Установить размер денежных средств, подлежащих взысканию с Казакова Николая Ивановича в пользу Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, 10 000 рублей за неисполнения решения суда в установленные законом срок, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда – 20 000 рублей в месяц до месяца фактического исполнения решения суда.
Взыскать с Казакова Николая Ивановича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном форме посредством подачи апелляционной жалобы через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 17.03.2023