ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волжск 05 февраля 2020 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Глуховой Ю.Р., при секретаре судебного заседания Комиссаровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области к администрации городского округа «Город Волжск» об обязании освободить земельный участок,
Установил:
Волжский межрайонный прокурор Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Волжск» с учетом неоднократных уточнений об освобождении земельного участка с кадастровым номером №, расположенный в пределах <адрес> от расположенных на нем строений:
- гостевой дом (1991 года постройки) (с котельной из кирпича, верандой и крыльцом), литера Б, Б1, кадастровый №, площадью 65,8 кв.м;
- дом летний (1997 года постройки) с сенями и навесом, литера А, кадастровый №, площадью 91,3 кв.м;
- дом летний (1997 года постройки), кадастровый №, площадью 46,3 кв.м;
- бетонный фундамент размером 15,3х6,3 м, площадью 96,3 кв.м. (ЕГРН - 27, 5 кв.м.) от гостевого дома (2001 года постройки) с верандой, литера В, В1 кадастровый №;
- баня (2011 года), литера Е, кадастровый №, площадью 32,2 кв.м. (ЕГРН-27кв.м);
- баня (2002-2003 года постройки), литера Ж, кадастровый №, площадью 25,4 кв.м., (ЕГРН -14,8 кв.м);
-жилой дом (с пристроем) (2002 года постройки), литера Д, Д1, кадастровый №, площадью-127,6кв.м. (ЕГРН-115,4 кв.м.), 2-этажный, кирпичный, крыша из металлочерепицы;
- сооружение на кирпичном фундаменте - мангал, размером 2,6х2,5 кв.м., площадь застройки 6,5 кв.м;
- кирпичный гараж (начало постройки 2002-2003 годов), фундамент, с частично возведенными стенами из кирпича, размерам 9,17х4,6 кв.м, площадью 42,2 кв.м.
В обоснование требований указано, что в результате проведенной прокурором проверки установлено использование администрацией городского округа «Город Волжск», в отсутствие на то правоустанавливающих документов, земельного участка с кадастровым номером № (в пределах 33 выдела 61 квартала Яльчинского участкового лесничества), отнесенного к землям особо охраняемых природных территорий, рекреационного и оздоровительного назначения, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра» (далее ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра»). Так, на территории указанного земельного участка расположены заявленные в исковых требованиях объекты, принадлежащие ответчику. В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером № относится к особо охраняемым территориям, ответчик не имеет документов на право пользования земельным участком, а также не осуществляет рекреационную деятельность, заявлены указанные требования.
В судебном заседании прокурор Шакиров Р.И. (по доверенности) уточненные требования поддержал, пояснил аналогичное изложенному в иске.
В судебном заседании представитель истца Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области Цепкина А.Е. (по доверенности) уточненные требования поддержала. Дополнила, что также на ответчика необходимо возложить обязанность по сносу дровяника и сарая.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора «Национальный парк «Марий Чодра» Мирончук В.В. (по доверенности) уточненные требования поддержал. Дополнил, что ответчиком при строительстве заявленных в иске объектов нарушены пункты 17, 18 Положения о национальном парке "Марий Чодра", утвержденного Приказом Минприроды России от 12 марта 2018 года N 91. Полагал необходимым возложить на ответчика обязанность по сносу забора.
В судебное заседание представитель ответчика администрации городского округа «Город Волжск» не явился, извещен надлежащим образом, предоставили возражения по существу заявленных требований.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора муниципальное унитарное предприятие «Гостиничный комплекс «Волжский», Министерство природных ресурсов и экологии, Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора, Министерство государственного имущества Республики Марий Эл, Управление Росреестра по Республике Марий Эл в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлением Совета Министров Марийской АССР от ДД.ММ.ГГГГ № в Марийской АССР создан государственный природный национальный парк «Марий Чодра» Министерства лесного хозяйства РСФСР на базе Мушмаринского и Кужерского лесхозов этого Миниртерства с предоставлением в пользование 36,6 тыс. гектаров земель государственного лесного фонда. Границы национального парка «Марий Чодра» установлены при его создании в 1985 году (т.1 л.д.248-249, т.2 л.д.1-9).
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 3020-1 при разграничении государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов в составе Российской Федерации и муниципальную собственность национальные природные парки, независимо от того, на чьем балансе они находились, и от ведомственной подчиненности, отнесены исключительно к федеральной собственности. Порядок разграничения государственной собственности не распространялся лишь на объекты, ранее переданные в собственность субъектов в составе Российской Федерации, городов, районов и на объекты, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц (пункт 16 Постановления).
Согласно пункту 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 16 Федерального закона от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование. В то же время в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на,земли национальных парков и не нарушает режим использования земель национальных парков.
Государственный природный национальный парк «Марий Чодра» расположен на земельном участке, относящемся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для рекреационного и оздоровительного назначения; площадью 178 149 787 кв.м, кадастровый №, по адресу: <адрес>, что следует из кадастрового дела данного участка и выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.30-31, 107-112).
На основании распоряжения ТУ Росимущества в Республике Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым № по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ в постоянное (бессрочное) пользование федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Марий Чодра», соответствующее вещное право которого зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.30-31).
Согласно подпунктам «е» и «д» пункта 2 статьи 15 Закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам, и которая противоречит целям и задачам национального парка, в частности промысловая охота, строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.
Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации. В то же время такие участки с учетом функциональной зоны, в которой они расположены, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством (пункт 1 статьи 17 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).
Приказом Минэкономразвития России от 12 июля 2010 года № 293 установлены дополнительные требования к подготовке и заключению договоров аренды земельных участков в границах национальных парков. Одним из таких требований является согласование указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории границ земельного участка с дирекцией соответствующего национального парка. При этом в отличие от общего порядка подготовка проекта договора аренды земельного участка, образованного из земель национального парка, осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом до принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или до принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды. К тому же проект договора аренды земельного участка согласовывается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Однако такому предоставлению земельного участка должен предшествовать отказ федерального государственного бюджетного учреждения, управляющего национальными парками, от права постоянного (бессрочного) пользования на соответствующий участок (пункт 2 статьи 17 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»). Порядок осуществления отказа установлен статьей 53 ЗК РФ и предусматривает согласование отказа с учредителем юридического лица и последующее принятие уполномоченным органом государственной власти решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Как следует из доводов иска и не оспаривалось ответчиком, администрация городского округа «Город Волжск» не имеет никаких прав на земельный участок с кадастровым номером №, на котором в настоящее время строительство хозяйственных и жилых объектов запрещено.
На основании постановления Государственного комитета Республики Марий Эл по управлению государственным имуществом № от ДД.ММ.ГГГГ, принятого во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность», в муниципальную собственность города Волжска на баланс ПЖРЭП г. Волжска переданы от АО «Марийский ЦБК» по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ и приложению № к нему дом №- квартирный (введен в эксплуатацию в 1991 году), дом летний (введен в эксплуатацию в 1997 году), дом летний (введен в эксплуатацию в 1997 году). Передача указанных объектов базы отдыха «Волна» осуществлена взамен предусмотренной планом приватизации акционерного общества от ДД.ММ.ГГГГ в редакции изменений от ДД.ММ.ГГГГ передачи принадлежавшего ему имущества пионерского лагеря им. В. Котика (т.1 л.д. 64-67, 222).
Сведения о праве собственности муниципального образования городской округ «Город Волжск» на указанные объекты недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН):
- дом 1-квартирный, площадью 65,8 кв.м., кадастровый №, запись № от ДД.ММ.ГГГГ,
- дом летний, площадью 91,3 кв.м., кадастровый №, запись № от ДД.ММ.ГГГГ,
- дом летний, площадью 46,3 кв.м., кадастровый №, запись № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.60-83, 156-168).
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации городского округа «Город Волжск» принято постановление № о передаче из муниципальной казны в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия «ГК «Волжский» названных домов, а также гостевого дома площадью 27,5 кв.м (введен в эксплуатацию в 2001 году), бани площадью 19,5 кв.м (введена в эксплуатацию в 2002 году) и бани площадью 14,8 кв.м. Заключен соответствующий договор передачи в хозяйственное ведение, сторонами которого подписан акт приема- передачи имущества (т.1 л.д. 35-41).
ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа «Город Волжск» обратилась в Управление Россреестра по Республике Марий Эл с заявлением о регистрации права собственности на объекты недвижимости: здание (баня), кадастровый №, площадью 27 кв.м; здание (баня), кадастровый №, площадью 14,8 кв.м; здание (гостевой дом), кадастровый №, площадью 27, 5 кв.м; здание (жилой дом), кадастровый №, площадью 115,4 кв.м. В регистрации указанных объектов отказано поскольку не предоставлены правоустанавливающие документы на объекты недвижимости (т.1 л.д.173-196).
Из акта осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного представителями спора и иных участников дела, фототаблицы и плана-схемы к нему, а также план-схемы размещения объектов базы отдыха «Волна», усматривается, что указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером № (в пределах 33 выдела 61 квартала Яльчинского участкового лесничества) и в настоящее время имеют следующие характеристики:
- гостевой дом (1991 года постройки) (с котельной из кирпича, верандой и крыльцом), литера Б, Б1, кадастровый №, площадь застройки 101, 4 кв.м. (ЕГРН 65,8кв.м);
- дом летний (1997 года постройки) с сенями и навесом, литера А, кадастровый №, площадь застройки 106 кв.м., (ЕГРН - 91,3 кв.м);
- дом летний (1997 года постройки), кадастровый №, площадь из ЕГРН 46,3 кв.м, в настоящее время снесен;
- бетонный фундамент размером 15,3х6,3 м, площадью 96,3 кв.м. (ЕГРН -27, 5 кв.м.) от гостевого дома (2001 года постройки) с верандой, литера В, В1 кадастровый №;
- баня (2011 года), литера Е, кадастровый №, площадью 32,2 кв.м. (ЕГРН-27кв.м);
- баня (2002-2003 года постройки), литера Ж, кадастровый №, площадью 25,4 кв.м., (ЕГРН -14,8 кв.м);
- жилой дом (с пристроем) (2002 года постройки), литера Д, Д1, кадастровый №, площадью - 127,6кв.м. (ЕГРН-115,4 кв.м.), 2-этажный, кирпичный, крыша из металлочерепицы. На указанном участке, так же имеются сооружение на кирпичном фундаменте - мангал, размером 2,6х2,5 кв.м., площадью застройки 6,5 кв.м; кирпичный гараж (начало постройки 2002-2003 годов), фундамент, с частично возведенными стенами из кирпича, размерам 9,17х4,6 кв.м, площадью 42,2 кв.м. (т.1 л.д.29, 119-127).
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ (дело № А38-1200/2019) муниципальному унитарному предприятию «Гостиничный комплекс «Волжский» отказано в требованиях к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области об образовании путем выдела из земельного участка с кадастровым номером № земельного участка, необходимого для эксплуатации базы отдыха «Волна», в соответствии с ситуационной съемкой кадастрового инженера, в связи с не установлением оснований для образования земельного участка применительно к целям его использования и необходимой для этого площади в рамках рассматриваемого спора, а также несоблюдения установленной Земельным кодексом Российской Федерации процедуры формирования земельного участка (т.1 л.д.8-11).
Указанное решение Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения (т.2 л.д.54-58).
В силу статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка (подпункт 2 пункта 1); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Согласно пункту 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Данные нормы не устанавливают каких-либо самостоятельных, специальных способов восстановления нарушенных прав. Такой способ защиты нарушенных прав и законных интересов правообладателей земельных участков, как возложение обязанности по освобождению земельного участка от незаконно возведенных на нем строений, может быть применен только по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из части 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (часть 2 указанной статьи).
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как установлено судом, объекты недвижимости с кадастровыми номерами №, №, № (в настоящее время снесен), администрацией городского округа «Город Волжск» не возводились.
Из объяснений директора муниципального унитарного предприятия «Гостиничный комплекс «Волжский» Ф.И.О., письма указанного предприятия от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.19-23) не следует, что сооружение на кирпичном фундаменте - мангал, размером 2,6х2,5 кв.м., площадью застройки 6,5 кв.м; кирпичный гараж (начало постройки 2002-2003 годов), фундамент, с частично возведенными стенами из кирпича, размерам 9,17 х 4,6 кв.м., площадью 42,2 кв.м. возведены администрацией городского округа «Город Волжск». Сторона ответчика возведение указанных построек в ходе рассмотрения дела не признала.
Сведений о нахождении указанных объектов в реестре собственности ответчика, на балансе муниципального унитарного предприятия «Гостиничный комплекс «Волжский» не представлено. В своих объяснениях Ф.И.О. указывает, что базой отдыха в разные периоды пользовались руководители города.
При недоказанности возведения указанных объектов администрацией городского округа «Город Волжск», оснований для возложения на ответчика обязанности освободить земельный участок с кадастровым номером № от объектов с кадастровыми номерами №, №, №, сооружений на кирпичном фундаменте - мангал, размером 2,6х2,5 кв.м., площадью застройки 6,5 кв.м; кирпичного гаража (начало постройки 2002-2003 годов), фундамент, с частично возведенными стенами из кирпича, размерам 9,17 х 4,6 кв.м., площадью 42,2 кв.м., не имеется.
Поскольку ответчик заявил в регистрирующий орган о регистрации его права собственности на объекты с кадастровыми номерами №; №, №, №, в обоснование доводов отзыва предоставил распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, приложение к акту приемки строительством объекта «База отдыха на оз.Яльчик» (т.1 л.д.222-225), имеются все основания для выводов о том, что данные объекты возведены администрацией городского округа «Город Волжск».
Возведение указанных объектов администрацией городского округа «Город Волжск», в отсутствие какИХ-либо прав на земельный участок, свидетельствует о самовольности построек.
С учетом приведенного правового регулирования, установленных обстоятельств, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности освободить земельный участок с кадастровым номером № от объектов с кадастровыми номерами №; №, №, № заявлены правомерно.
При этом договор на возмещении убытков лесному хозяйству при изъятии земли, передаваемой во временное пользование из состава земель Государственного лесного фонда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ не допускал возведение указанных объектов на земельной участке, который в настоящее время имеет кадастровый № (т.1 л.д.220-221, т.2 л.д.50).
Поскольку никаких уточненных письменных требований в порядке, предусмотренном статьями 39, 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отношении объекта с кадастровым номером 12:15:8801005:849, сноса дровяника, сарая и забора не поступило, оснований для их рассмотрения судом иных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области к администрации городского округа «Город Волжск» об обязании освободить земельный участок удовлетворить частично.
Обязать администрации городского округа «Город Волжск» освободить земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в пределах 33 выдела 61 квартала Яльчинского участкового лесничества от расположенных на нем строений:
- бетонный фундамент размером 15,3х6,3 м, площадью 96,3 кв.м. (ЕГРН -27, 5 кв.м.) от гостевого дома (2001 года постройки) с верандой, литера В, В1 кадастровый №;
- баня (2011 года), литера Е, кадастровый №, площадью 32,2 кв.м (ЕГРН-27кв.м);
- баня (2002-2003 года постройки), литера Ж, кадастровый №, площадью 25,4 кв.м., (ЕГРН -14,8 кв.м);
-жилой дом (с пристроем) (2002 года постройки), литера Д, Д1, кадастровый №, площадью-127,6кв.м. (ЕГРН-115,4 кв.м.), 2-этажный, кирпичный, крыша из металлочерепицы.
В остальной части требований Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия.
Судья Ю.Р. Глухова
Решение принято в окончательной форме: 12 февраля 2020 года