Полный текст решения изготовлен 31 мая 2024 года.
дело №2-3092/2024
50RS0005-01-2023-001196-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2024 года г. Дмитров
Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Калюжной А.С., при секретаре судебного заседания Медведевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО12 к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчикам и просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Требования мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение предоставлено ФИО2, вместе с дочерью – истцом по делу, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. В целях реализации своего права на приватизацию занимаемого жилья, она обратилась в Комитет по управлению имуществом Администрации Дмитровского городского округа Московской области с заявлением о передаче жилого помещения в собственность, но получила отказ, поскольку квартира не находится в муниципальной собственности. Полагает, что имеет право приватизировать занимаемое жилое помещение, а данный отказ ущемляет жилищные права, в связи с чем, вынуждена обратиться в суд.
Истец ФИО5 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще о времени и месте слушания дела, обеспечила участие своего представителя, которая исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дате слушания извещался надлежащим образом, возражений в суд не представил.
Представитель ответчика ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений в суд не представил.
Представитель ответчика Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом МО РФ, в судебное заседание не явился, о дате слушания извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, возражений в суд не представил.
Представители третьих лиц ТУ Росимущества по Московской области, Администрации Дмитровского городского округа Московской области, ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, мнения по иску не выразили.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, опросив свидетеля, приходит к следующему.
Как установлено судом, ФИО5 (ранее ФИО11) ФИО6 зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>.На регистрационный учет была поставлена с ДД.ММ.ГГГГ, согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в составе семьи из 2-х человек, ФИО2 и дочь ФИО3, был выдан ордер № на право занятия одной комнаты в <адрес> по <адрес>.
Согласно ответу Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ», в проверенной картотеке учета офицерского состава ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не значится, персональный учет рядового, сержантского состава, прапорщиков и военнослужащих сверхсрочной службы велся непосредственно по месту службы, личные дела и послужные карты не оформлялись.
Исходя из ответа Министерства обороны РФ, по документам персонального учета военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, находящихся на хранении в Главном управлении кадров Министерства обороны РФ, ФИО2 не значится.
Федеральную государственную гражданскую службу в Министерстве обороны РФ ФИО2 не проходил. Сведений о трудовой деятельности на ФИО2 ГУ кадров Министерства обороны РФ не располагает.
Изменениями, внесенными в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов ФСБ, утвержденными распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, военный городок дом отдыха <адрес> (<адрес>) исключен из Перечня закрытых военных городков.
Право на приватизацию жилого помещения истцом ранее не реализовано, что подтверждается справкой из Администрации Дмитровского г.о. Московской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ из ФГАУ «Росжилкомплекс» истцу было сообщено, что для принятия решения о передаче данного жилого помещения в собственность в порядке приватизации истцу необходимо предоставить документы, перечисленные в ответе.
Сторона истца настаивает, что ФИО5 имеет право на приватизацию спорного жилого помещения, поскольку зарегистрирована в указанной квартире и занимает ее фактически на условиях социального найма; данные о том, что указанная квартира имеет или сохраняет статус служебной, отсутствуют.
Учитывая предмет и основание заявленного спора, суд приходит к выводу, что юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению, является определение правового статуса квартиры.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 25 постановления от 29 мая 2014 года №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусевоеннослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей вправе приобрести в собственность в порядке приватизации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации занимаемые ими на условиях социального найма жилые помещения, за исключением жилых помещений в закрытых военных городках. Передача указанным гражданам, а также лицам, указанным в пункте 3.1 статьи 24 настоящего Федерального закона, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в порядке приватизации осуществляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент принятия решения о предоставлении ФИО2 квартиры (ДД.ММ.ГГГГ.), было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии с абзацем 1 статьи 28 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда согласно статье 50 Жилищного кодекса РСФСР осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Жилищный кодекс Российской Федерации также в качестве основания заключения договора социального найма предусматривает наличие решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании опрошен свидетель ФИО10, которая суду пояснила, что является матерью истца ФИО5, ФИО2 ее муж, которого направили <адрес> в воинскую часть прапорщиком, на пенсию выйти не успел, так как умер. Вначале они жили в бараке, затем ему предоставили комнату. На учете нуждающихся в жилых помещениях не состояли, муж, как военнослужащий, не подавал заявление о предоставлении жилого помещения в муниципалитет, Министерство обороны РФ.
Согласно ответа из Администрации Дмитровского г.о. Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества Администрации Дмитровского г.о. Московской области не значится.
Отсутствие спорной квартиры в муниципальной собственности подтверждается Приложениями к Постановления Администрации Дмитровского г.о. Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ. и № от ДД.ММ.ГГГГ. «О принятии в муниципальную собственность Дмитровского городского округа Московской области муниципального имущества муниципального образования сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района Московской области».
На основании приказа директора Департамента военного имущества Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ. № спорное жилое помещение передано в ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.
Сведений о постановке на учет ФИО2 в качестве нуждающегося в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми для постоянного проживания, в материалах дела отсутствуют; заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми для постоянного проживания также не представлено.
Согласно данным Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, сведений о постановке ФИО2 не имеется.
Таким образом, спорная квартира предоставлялась в закрытом городке и находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации, следовательно, спорное жилое помещение не было предоставлено истцу на условиях социального найма.
При этом, проживание истца в спорном жилом помещении, не свидетельствует о фактическом заключении с ФИО2, как с нанимателем договора социального найма.
Исключение военного городка из перечня закрытых военных городков также не влечет прекращение статуса служебных жилых помещений до принятия соответствующего решения уполномоченным органом.Изменение статуса служебного жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом.Министерством обороны РФ решения об исключении из числа служебных спорного жилого помещения не принималось.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 06.05.1983 № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
По общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, назначенным на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского звания (начиная с 1 января 1998 года), офицерам, заключившим первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 1998 года, прапорщикам и мичманам, сержантам и старшинам, солдатам и матросам, являющимся гражданами, поступившими на военную службу по контракту начиная с 1 января 1998 года, и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении указанными военнослужащими-гражданами общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральнойсобственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанными федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Анализируя все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что спорная квартира является служебным жилым помещением и ее собственник – Российская Федерация – согласия на приватизацию не давал; в материалах дела отсутствуют сведения о том, что ФИО2, как на момент предоставления спорной квартиры, так и за весь период прохождения военной службы признавался нуждающимся в предоставлении жилого помещения, что спорная квартира могла быть, и предоставлена истцу, как военнослужащему на условиях договора социального найма; кроме того, отсутствуют доказательства прохождения ФИО2 военной службы, а также не имеется сведений об изменении статуса жилого помещения, передачи его в муниципальную собственность.
Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО5 – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Дмитровский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья А.С. Калюжная