УИД 71RS0009-01-2023-001773-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ефремов Тульской области 8 февраля 2024 года
Ефремовский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Гришина И.В.,
при секретаре судебного заседания Прониной К.С.,
с участием истца Рунушкина И.В.,
его представителя в порядке ст. 53 ГПК РФ Юшиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-27/2024 по иску Рунушкина Игоря Васильевича к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области о взыскании денежных средств,
установил:
истец Рунушкин И.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области (далее - ГУ МЧС России по Тульской области) о взыскании с ответчика в его пользу оплаты за работу в нерабочие праздничные дни, взыскании компенсации за задержку вышеуказанных выплат, а также взыскании компенсации морального вреда в размере 20000 руб.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
На основании контракта о службе в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее – ФПС ГПС) от 01.01.2020 истец осуществляет службу в должности <данные изъяты>. Согласно табелю рабочего времени, за 8 месяцев 2023 года истцом отработано 26 смен, из них в праздничные дни 48 часов (с 01.01.2023 по 08.01.2023). В 2023 году истцу не были предоставлены дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, также они не были присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. Также истцу не были предоставлены ни дополнительные дни отдыха, ни денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей в праздничные дни в 2020 году (отработано в праздничные дни 72 часа), в 2021 году (отработано в праздничные дни 48 часов), в 2022 году (отработано в праздничные дни 64 часа). Истцом было направлено обращение о нарушении трудовых прав в Прокуратуру Тульской области. Письмом от 29.09.2023 №7/2-1411-2023 истцу был дан ответ, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
Определением от 19.12.2023 Ефремовский межрайонный прокурор привлечен по инициативе суда, к участию в гражданском деле, в качестве прокурора.
В судебном заседании истец уточнил заявленные исковые требования, просил суд взыскать с ответчика в его пользу оплату за работу в нерабочие праздничные дни за 2020 год в размере 9228,95 руб., за 2021 год в размере 5201,11 руб., за 2022 год в размере 6991 руб., за 2023 год в размере 5453,17 руб., компенсацию за задержку вышеуказанных выплат в размере 8900, 59 руб., а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.
Представитель истца в порядке ч.6 ст.53 Юшина В.А. в судебном заседании уточненный иск поддержала.
Представитель ответчика по доверенности Тютерев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения которого извещен судом надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также письменные возражения по иску.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя ответчика.
Выяснив позицию сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ст.5 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ "О пожарной безопасности", организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Пунктом 9 Положения "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 №385, установлено, что личный состав федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: 1) лиц рядового и начальствующего состава (далее - сотрудники); 2) военнослужащих; 3) лиц, не имеющих специальных или воинских званий.
Согласно абз.1 п.10 Положения "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы", порядок и условия прохождения службы сотрудниками и военнослужащими федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение службы в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также нормативными актами МЧС России.
В силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ "О пожарной безопасности", гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как усматривается из положений ч.2 ст.1 Федерального закона от 23.05.2016 №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 23.05.2016 №141-ФЗ), правоотношения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе военнослужащими или государственными гражданскими служащими, регулируются законодательством Российской Федерации соответственно о военной службе или государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством Российской Федерации.
На основании ч.6 ст.54 Федерального закона от 23.05.2016 №141-ФЗ, сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
В силу ч.1 ст.55 Федерального закона от 23.05.2016 №141-ФЗ, режим служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом.
Согласно п.8 «Устава подразделений пожарной охраны», утвержденного приказом МЧС России от 20.10.2017 №452, боевое дежурство осуществляется личным составом дежурного караула посредством посменного несения службы.
Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников ФПС ГПС утвержден приказом МЧС России от 21.03.2013 №195.
В соответствии с п.94 приказа МЧС России от 21.03.2013 №195, сотрудникам со сменным режимом работы оплата в выходные дни (суббота, воскресенье), которые по графику сменности являются для них рабочими днями, производится в обычном порядке.
На основании п.96 приказа МЧС России от 21.03.2013 №195, сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет рабочего времени (год, полугодие, квартал).
Порядок привлечения сотрудников ФПС ГПС к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утвержден приказом МЧС России от 24.09.2018 №410 (далее - Приказ от 24.09.2018 №410).
Сотруднику федеральной противопожарной службы, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, предоставляется дополнительное время отдыха, равное продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику федеральной противопожарной службы, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется дополнительный день отдыха (п.11 Приказа от 24.09.2018 №410).
Отдых соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику федеральной противопожарной службы в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику федеральной противопожарной службы предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указывается количество дополнительных дней отдыха. В случае присоединения дополнительных дней отдыха к ежегодному оплачиваемому отпуску общая продолжительность непрерывного отпуска не должна превышать шестьдесят календарных дней (без учета времени на проезд к месту проведения отпуска и обратно) (п.12. Приказа от 24.09.2018 №410).
На основании п.15 Приказа от 24.09.2018 №410, предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника федеральной противопожарной службы, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется: Министром, руководителем (начальником) подразделения МЧС России; иным руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром, руководителем (начальником) подразделения МЧС России.
Пунктом 16 Приказа от 24.09.2018 №410 установлено, что рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в п.15 Приказа от 24.09.2018 №410, доводится до сведения сотрудника федеральной противопожарной службы и передается его непосредственным руководителем (начальником) в течение трех рабочих дней ответственному за ведение табеля.
Самовольное использование сотрудником федеральной противопожарной службы дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни не допускается (п.17 Приказа от 24.09.2018 №410).
Согласно п.18 Приказа от 24.09.2018 №410, по просьбе сотрудника федеральной противопожарной службы вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МЧС России от 21.03.2013 №195.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено следующее.
Истец Рунушкин Игорь Васильевич занимает должность начальника <данные изъяты> (далее - <данные изъяты>).
Истцом было направлено обращение от 31.08.2023 о нарушении трудовых прав в Прокуратуру Тульской области.
Письмом Прокуратуры Тульской области от 29.09.2023 №7/2-1411-2023 истцу был дан ответ, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
27.11.2023 истцом написан рапорт на имя начальника <данные изъяты> ФИО5 с просьбой о ходатайстве перед вышестоящим руководством о выплате истцу денежных средств, при этом, истец в рапорте указал, что, согласно табелю рабочего времени, в 2020 году отработано 52 смены, из них в праздничные дни 72 часа (с 01.01.2020-02.01.2020 48 часов, 01.05.2020 8 часов, 09.05.2020 24 часа); в 2021 году отработано 56 смен, из них в праздничные дни 48 часов (01.01.2021 по 10.01.2021 40 часов, 12.06.2021 8 часов); в 2022 году отработано 58 смен, из них в праздничные дни 64 часа (с 01.01.2022 по 09.01.2022 24 часа, 23.02.2022 8 часов, 01.05.2022 16 часов, 09.05.2022 16 часов), за 8 месяцев 2023 года отработано 26 смен, из них в праздничные дни 48 часов (с 01.01.2023 по 08.01.2023).
В этот же день начальником <данные изъяты> ФИО5 написан рапорт на имя начальника <данные изъяты> ФИО6 с ходатайством по существу вышеуказанного рапорта истца.
В этот же день <данные изъяты> ФИО6 написан рапорт на имя начальника ГУ МЧС России по Тульской области Павлова А.А. с ходатайством по существу вышеуказанного рапорта истца.
Указанное подтверждается письменными доказательствами.
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика по доверенности Тютерев А.В., и что не оспорено истцом, в соответствии с должностными инструкциями по вышеуказанной должности истца, продолжительность служебного времени - суточное дежурство, после которого следует три дня отдыха; вышеуказанная должность истца предусматривает сменный режим работы с суммированным учетом рабочего времени, также сторонами не оспаривался факт работы истца в нерабочие праздничные дни в спорный период.
На основании вышеуказанных норм законодательства следует, что требование о предоставлении дополнительных дней отдыха либо о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени носит заявительный характер и осуществляется только на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
Между тем, материалы дела не содержат доказательств обращения истца за предоставления ему дополнительных дней отдыха либо их присоединения к отпуску в спорный период, при условии, что рапорт истца, написанный 27.11.2023 на имя начальника <данные изъяты> ФИО5, содержит отметки о предоставлении истцу дополнительных дней отдыха.
Таким образом, отказ от волеизъявления, подачи рапортов на предоставление дополнительных дней отдыха либо присоединение их к отпуску, на дополнительные дни отдыха был инициативой самого Рунушкина И.В., следовательно, последующее обращение в суд является злоупотреблением правом с его стороны при недобросовестном использовании предоставляемых ему гарантий.
Разрешая заявленные истцом требования о взыскании с ответчика в его пользу оплаты за работу в нерабочие праздничные дни, взыскании компенсации за задержку вышеуказанных выплат, а также взыскании компенсации морального вреда за 2020-2022 года, суд приходит к следующему.
Так, за судебной защитой своих прав истец Рунушкин И.В. обратился в суд 02.11.2023, т.е. с пропуском без уважительных причин срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, началом течения которого являлся месяц, в котором истцом выполнялись служебные обязанности в выходные нерабочие праздничные дни, поскольку, в силу ч.2 ст.1 Федерального закона от 23.05.2016 №141-ФЗ, регулируются трудовым законодательством РФ.
Довод истца Рунушкина И.В. о том, что ему было отказано в предоставлении дополнительных дней отдыха по его устной просьбе в праздные дни со ссылкой на Приказ № 818 от 29.12.2023 О служебной деятельности и повышении готовности сил и средств Главного управления МЧС России по Тульской области от 29.12.2023 по 09.01.2024, суд находит несостоятельным, поскольку материалы дела не содержат доказательств обращения истца с соответствующим рапортом в указанный период времени.
Поскольку истцом не представлены факты нарушения ответчиком его трудовых прав, отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований Рунушкина Игоря Васильевича к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области о взыскании денежных средств в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Ефремовский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 февраля 2024 года.