Решение по делу № 7У-1422/2023 [77-1018/2023] от 10.02.2023

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                                          № 77-1018/2023

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                                                              4 апреля 2023 года

Судебная коллегия по уголовным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Колесника А.В.,

судей Ляшева С.С. и Ермаковой И.М.,

    при ведении протокола секретарем судебного заседания Таирской О.А.,

рассмотрела в судебном заседании материалы уголовного дела по кассационным жалобам осужденных Бобрышева А.Ю. и Милостного С.Н. на приговор Ейского городского суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи Колесника А.В., выступления осужденных Бобрышева А.Ю. и Милостного С.Н., их защитников Кузьминской Я.А. и Александровой И.А. в поддержку доводов кассационных жалоб, возражения прокурора Анищенко М.М., судебная коллегия

установила:

по приговору Ейского городского суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ Бобрышев А.Ю., <данные изъяты>, судимый:

- ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка            <адрес> края по ст. 2641 УК РФ к 150 часам обязательных работ с лишением права управления транспортными средствами на срок        2 года (наказания отбыты),

осужден:

- по п. «б» ч. 3 ст. 2281 УК РФ – к 8 годам лишения свободы;

- по «г» ч. 4 ст. 2281 УК РФ – к 10 года 6 месяцам лишения свободы;

- по ч. 1 ст. 228 УК РФ – к 1 году исправительных работ с удержанием    10 % из заработка осужденного в доход государства.

В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний Бобрышеву А.Ю. назначено окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 11 лет в исправительной колонии строгого режима,

а также Милостной С.Н., 3 <данные изъяты> ранее не судимый, осужден к лишению свободы на срок:

- по п. «г» ч. 4 ст. 2281 УК РФ – 11 лет;

- по ч. 2 ст. 228 УК РФ – 3 года;

- по п. «г» ч. 4 ст. 2281 УК РФ – 10 лет 6 месяцев.

В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний Милостному С.Н. назначено окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 12 лет в исправительной колонии строгого режима,

В приговоре решены вопросы о мере пресечения, исчислении срока наказания и его зачете, вещественных доказательствах.

Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ приговор оставлен без изменения.

По приговору суда Бобрышев А.Ю. признан виновным и осужден за незаконный сбыт наркотических средств в значительном размере, незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств в значительном размере, а также незаконный сбыт наркотических средств группой лиц по предварительном сговору в крупном размере.

Милостной С.Н. признан виновным и осужден за незаконный сбыт наркотических средств группой лиц по предварительном сговору в крупном размере, незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере, а также незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере.

Преступления совершены в сроки и при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

В кассационной жалобе осужденный Милостной С.Н. выражает несогласие с принятыми по делу судебными решениями в связи с несоответствием изложенных в приговоре выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также в связи с существенным нарушением уголовно-процессуального закона. В обоснование доводов жалобы указывает, что в нарушение положений ст. 73 УПК РФ по делу не установлены обстоятельства, подлежащие доказыванию, в том числе, где и когда он приобрел наркотическое средство, которое хранил для личного потребления. Считает, что судом ему назначено чрезмерно суровое наказание за преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 228 УК РФ. Кроме того по делу не установлены наступившие общественно опасные последствия, их размер и характер. Просит судебные решения изменить и смягчить назначенное наказание.

В кассационной жалобе осужденный Бобрышев А.Ю. тоже выражает несогласие с принятыми по делу судебными решениями, просит их отменить и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение.

В обоснование жалобы, цитируя нормы уголовно-процессуального закона и приводя собственный анализ обстоятельств дела, указывает на несоответствие изложенных в приговоре выводов суда фактическим обстоятельствам уголовного дела. Обращает внимание на то, что суд первой инстанции исключил из числа доказательств протоколы допросов свидетелей ФИО10 и ФИО11, в связи с чем, по мнению автора жалобы, показания этих свидетелей в суде тоже должны считаться доказательствами, полученными с нарушением уголовно-процессуального закона, так как были даны суду после оглашения государственным обвинителем их протоколов допросов. Поэтому в приговоре в обоснование вины суд необоснованно сослался на показания указанных свидетелей. Одновременно считает незаконным судебное постановление от ДД.ММ.ГГГГ о признании протоколов допросов вышеуказанных свидетелей недопустимыми доказательствами. Ссылаясь на показания свидетелей ФИО12 и    ФИО13, утверждает о том, что в приговоре суд их исказил. Приводит довод о том, что на прослушанной аудиозаписи, полученной в результате оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ), его голоса нет, на ней слышен только голос свидетеля обвинения ФИО14 Указывает, что сторона защиты неоднократно обращала внимание на аудиофайлы «<данные изъяты> содержащиеся на исследованном компакт-диске с надписью «Аудиозаписи ПЗ от ДД.ММ.ГГГГ», которые созданы ДД.ММ.ГГГГ, что ставит под сомнение сам факт проведения в отношении него ОРМ «проверочная закупка». Кроме того, на прослушанной аудиозаписи предположительно голос свидетеля под псевдонимом «<данные изъяты>», который обращаясь к неустановленному лицу, называет его «<данные изъяты>». При этом автор жалобы утверждает о том, что у него никогда не было такого прозвища. В нарушение положений ст. 73 УПК РФ судом не установлены обстоятельства его вступления в преступный сговор с Милостным С.Н., направленный на незаконный сбыт наркотического средства, доказательств этому не приведено. Выражает несогласие с протоколом обыска в жилище, считает, что указанное следственное действие проведено с нарушениями уголовно-процессуальных норм и является недопустимым доказательством, поскольку следователем было принято процессуальное решение о производстве обыска только в жилище Бобрышева А.Ю., однако обыск проведен не только в нем, но и на дворовой территории и в нежилой постройке, где обнаружено наркотическое средство, при этом указанная нежилая постройка не является жилищем.

В возражениях государственный обвинитель – помощник Ейского межрайонного прокурора Краснодарского края Богданов Н.В. полагает приведенные в кассационных жалобах доводы необоснованными и просит оставить их без удовлетворения.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Обвинительный приговор соответствует требованиям ст. 303, 304,    307 – 309 УПК РФ. В нем указаны обстоятельства преступных деяний, установленные судом, проанализированы доказательства, обосновывающие вывод суда о виновности осужденных Бобрышева А.Ю. и Милостного С.Н. в содеянном, и мотивированы выводы относительно квалификации преступлений.

Как видно из материалов уголовного дела, обстоятельства совершения осужденными противоправных действий установлены на основании доказательств, которые непосредственно исследовались в судебном заседании в соответствии с требованиями ст. 240 УПК РФ, а затем с достаточной полнотой приведены в приговоре.

Вопреки доводам кассационных жалоб все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, судом установлены с приведением в приговоре мотивов принятого решения.

Довод осужденного Милостного С.Н. о том, что по делу не установлено, где и когда он приобрел хранившееся при нем наркотическое средство, является несостоятельными, поскольку последний осужден только за хранение наркотических средств без цели сбыта.

В судебном заседании было обеспечено равенство прав сторон, которым суд, сохраняя объективность и беспристрастность, создал необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела.

Выводы суда о виновности осужденных в совершении преступлений, за которые они осуждены, подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, исследованных в судебном заседании и приведенных в приговоре: показаниями свидетелей ФИО14, ФИО16, ФИО12, ФИО13, ФИО10, ФИО11, ФИО17 и других, заключениями экспертов и протоколами следственных действий, а также иными документами.

У суда не имелось оснований не доверять показаниям свидетелей, поскольку не установлено оснований и мотивов оговора ими осужденных, а также какой-либо их заинтересованности в незаконном привлечении Бобрышева А.Ю. и Милостного С.Н. к уголовной ответственности за содеянное. Показания свидетелей объективно подтверждены иными доказательствами, имеющимися в материалах уголовного дела.

Судом первой инстанции в ходе разбирательства по делу тщательно проверены, в приговоре оценены и обоснованно отвергнуты доводы            Бобрышева А.Ю. и Милостного С.Н. об их якобы невиновности к инкриминируемым деяниям. Как видно из материалов уголовного дела, эти показания осужденных существенно противоречат фактическим обстоятельствам дела и не нашли своего объективного подтверждения, в связи с чем доводы кассационных жалоб об обратном являются несостоятельными.

Довод осужденного Бобрышева А.Ю. о том, что в приговоре искажены показания свидетелей ФИО12 и ФИО13, опровергается протоколом судебного заседания от 12 февраля и ДД.ММ.ГГГГ (т. 9,        л. д. 175 – 183; т. 10, л. д. 34 – 50).

Помимо этого в основу обвинительного приговора положены показания свидетелей ФИО10 и ФИО11 в судебном заседании, а их показания на предварительном следствии, изложенные в протоколах допроса, обоснованно признаны недопустимыми доказательствами в связи с допущенными следователем процессуальными нарушениями.

Вопреки доводам жалобы осужденного Бобрышева А.Ю. в судебном заседании достоверно установлено, что ОРМ проведены в строгом соответствии с законом, а умысел у осужденных на сбыт наркотических средств сформировался независимо от деятельности сотрудников правоохранительных органов. Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что в ходе проведения этих мероприятий на Бобрышева А.Ю. и Милостного С.Н. оказывалось противоправное воздействие с целью склонения их к сбыту наркотических средств, не имеется.

В приговоре дана правильная оценка результатам ОРМ, осуществленных по делу. Результаты этих мероприятий надлежащим образом задокументированы, рассекречены и переданы органам следствия с соблюдением Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.

Таким образом, доказательства оценены судом по правилам, предусмотренным ст. 88 УПК РФ, с точки зрения их достаточности, полноты, допустимости и относимости к рассматриваемому событию. Не имеется каких-либо противоречивых доказательств, которые могли бы существенно повлиять на выводы суда о виновности Бобрышева А.Ю. и Милостного С.Н., и которым суд не дал оценки в приговоре.

Изложенные в кассационных жалобах осужденных доводы являлись предметом тщательной проверки в судебном заседании и обоснованно отвергнуты судами первой и апелляционной инстанций. Сомневаться в правильности выводов судов оснований не имеется.

В частности, в приговоре дана надлежащая и правильная оценка доводам жалоб о создании двух аудиофайлов «<данные изъяты>» якобы ДД.ММ.ГГГГ, незаконности обыска в жилище ФИО1 и его доводам о том, что голос на прослушанной аудиозаписи ему не принадлежит, а также о недоказанности совершения преступления группой лиц по предварительному сговору.

Таким образом, содержание кассационных жалоб осужденных Бобрышева А.Ю. и Милостного С.Н. повторяет процессуальную позицию стороны защиты в судебном заседании, которая была в полном объеме проверена при рассмотрении дела предыдущими судебными инстанциями и отвергнута как несостоятельная после исследования всех юридически значимых обстоятельств с приведением выводов, опровергающих доводы этой стороны. При этом выводы судов первой и апелляционной инстанций о допустимости положенных в основу приговора доказательств надлежащим образом мотивированы, приведенные аргументы убедительны, сомнений в своей объективности не вызывают.

    Тот факт, что данная оценка доказательств не совпадает с позицией осужденных, не свидетельствует о нарушении судами требований уголовно-процессуального закона и не является основанием к отмене или изменению судебных решений.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о виновности осужденных в изложенных в приговоре преступных действиях сделан в результате всестороннего, полного исследования собранных по делу доказательств, при выполнении требований ст. 15 УПК РФ об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Сведений о том, что предварительное следствие и судебное разбирательство проводились предвзято либо с обвинительным уклоном и что суд отдавал предпочтение какой-либо из сторон, из материалов дела не усматривается.

На основании полно и объективно исследованных в судебном заседании доказательств судом правильно установлены фактические обстоятельства дела и сделан обоснованный вывод о виновности осужденных Бобрышева А.Ю. и Милостного С.Н. в совершении преступлений, за которые они осуждены. Юридическая квалификация действий осужденных по вмененным им преступлениям в приговоре мотивирована и является правильной.

Наказание осужденным назначено в соответствии с требованиями       ст. 6, 43, 60 УК РФ, суд учел характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, влияние назначенного наказания на исправление осужденных, данные о личности Бобрышева А.Ю. и Милостного С.Н., смягчающие наказание обстоятельства, в качестве которых Бобрышеву А.Ю. признаны <данные изъяты> и признание вины на предварительном следствии по    ч. 1 ст. 228 УК РФ; Милостному С.Н. признаны <данные изъяты>

Именно совокупность указанных обстоятельств позволила суду прийти к выводу о возможности не назначать осужденным дополнительные наказания в виде штрафа, ограничения свободы, а также лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, предусмотренные санкцией ч. 2 ст. 228, чч. 3 и 4 ст. 2281     УК РФ.

Вместе с тем перечисленные смягчающие наказание обстоятельства не могли быть расценены в качестве исключительных, существенно уменьшающих степень общественной опасности содеянного                Бобрышевым А.Ю. и Милостным С.Н., являющихся основанием для применения к ним положений ст. 64 УК РФ. В кассационных жалобах также не содержатся ссылки на такие основания.

Обстоятельств, отягчающих наказание Бобрышева А.Ю. и Милостного С.Н., судом не установлено.

Мотивы решения всех вопросов, касающихся назначения конкретного вида и размера наказания, в том числе назначения осужденным наказания без применения ч. 6 ст. 15, ст. 64 и 73 УК РФ, в приговоре приведены.

Назначенное Бобрышеву А.Ю. и Милостному С.Н. наказание нельзя признать чрезмерно суровым, оно справедливо и отвечает требованиям закона.

Выводы суда о необходимости назначения Бобрышеву А.Ю. и Милостному С.Н. реального отбывания наказания в виде лишения свободы в приговоре надлежащим образом мотивированы и являются правильными.

В соответствии с требованиями п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ судом правильно назначен вид исправительного учреждения.

При рассмотрении уголовного дела в отношении Бобрышева А.Ю. и Милостного С.Н. в апелляционном порядке судом в соответствии с требованиями закона были проверены доводы апелляционных жалоб                   (с дополнениями) осужденных Бобрышева А.Ю., Милостного С.Н., а также их защитников Васильевой А.А. и Журавлева Г.О., аналогичные изложенным осужденными в кассационных жалобах, и приведены в определении мотивы принятого решения. Основания для переоценки в этой части выводов суда второй инстанции по делу отсутствуют. Содержание апелляционного определения соответствует требованиям ст. 389.28 УПК РФ.

Какие-либо нарушения уголовного и уголовно-процессуального законов, относящиеся к существенным и в соответствии с                                         ч. 1 ст. 40115 УПК РФ влекущим отмену или изменение приговора, в кассационных жалобах не приведены. Назначенное наказание соответствует требованиям закона, в связи с чем основания для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций, о чем ставится вопрос в кассационных жалобах, отсутствуют.

Принимая во внимание изложенное судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 38928, 40114 УПК РФ, судебная коллегия

                                          определила:

кассационные жалобы осужденных Бобрышева А.Ю. и Милостного С.Н. на приговор Ейского городского суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.

В соответствии со ст. 4013 УПК РФ кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке главы 471 УПК РФ.

Председательствующий

Судьи

7У-1422/2023 [77-1018/2023]

Категория:
Уголовные
Статус:
ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА
Истцы
Шемет Валерия Игоревна
Богданов Н.В.
Другие
Барышева И.Е.
Идрисова Мария Павловна
Попов Андрей Анатольевич
Кузьминская Я.А.
Милостной Сергей Николаевич
Александрова И.А.
Уваров Р.Н.
Бобрышев Андрей Юрьевич
Журавлев Гурам Отарович
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Колесник А. В.
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
16.03.2023Судебное заседание
04.04.2023Судебное заседание
04.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее