Дело № 2а-1092/2021
УИД 34RS0019-01-2021-001985-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2021 г. г. Камышин
Волгоградская область
Камышинский городской суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Яровой О.В.,
при секретаре ФИО4,
с участием прокурора – старшего помощника Камышинского городского прокурора Волгоградской области ФИО5,
представителя административного истца – Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № .... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ....» – ФИО6,
административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № .... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ....» об установлении административного надзора в отношении ФИО2,
установил:
административный истец – Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № .... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ....» (далее – ФКУ ИК№ .... УФСИН России по ....) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осуждённого ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на 8 лет с установлением административных ограничений – обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22 часов до 06 часов следующих суток, мотивируя заявленные требования тем, что ФИО2 в настоящее время отбывает наказание по приговору мирового судьи судебного участка № .... от ДД.ММ.ГГГГ в виде лишения свободы на срок 1 год 2 месяца за совершение преступления, предусмотренного ст.319 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании ч.5 ст.69 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию, назначенному по приговору от ДД.ММ.ГГГГ в виде исправительных работ на срок 9 месяцев с удержанием 10% в доход государства, с применением п. «в» ч.1 ст.71 Уголовного кодекса Российской Федерации частично присоединено наказание по приговору мирового судьи судебного участка № .... от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО2 осуждён за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.119 Уголовного кодекса Российской Федерации, к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год. Ранее ФИО2 был осуждён приговором .... районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по п. «г» ч.2 ст.161, ч.1 ст.119, ч.3 ст.69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 5 годам лишения свободы в исправительной колонии особого режима, преступление совершено в условиях особо опасного рецидива, освобождён условно-досрочно ДД.ММ.ГГГГ по постановлению .... городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, тем самым ФИО2 имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления, совершённого при особо опасном рецидиве. За время отбывания наказания характеризуется удовлетворительно, дисциплинарных взысканий не имеет, освобождается из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца – Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № .... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ....» – ФИО6, действующая на основании доверенности, принимающая участие в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи, поддержав административный иск, просила заявленные требований удовлетворить полностью, установив административный надзор в отношении осуждённого ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на 8 лет с установлением административных ограничений – обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22 часов до 06 часов следующих суток. Дополнительно указала, что преступления, за которые ФИО2 осуждён, совершены им в ночное время.
Административный ответчик ФИО2, принимающий участие в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи, высказывая несогласие с административным иском в части срока административного надзора – 8 лет, просил снизить таковой до 2 лет; против удовлетворения административного иска в остальной части не возражал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, указавшей на обоснованность административного иска и полагавшей его частичному удовлетворению, исследовав материалы административного дела и материалы личного дела осуждённого ФИО2, оценив представленные доказательства по делу в совокупности, суд приходит к следующему.
Подпунктом 1 ч.1 ст.270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд исправительным учреждением в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы.
Частью 1 ст.173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (п.1 ч.1 ст.3 настоящего Федерального закона).
Из п.2 ч.2 ст.3 указанного Федерального закона следует, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В силу ч.8 ст.272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и виды административных ограничений.
Частью 1 ст.4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» установлено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определённых местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (п.1 ч.2 ст.4 указанного Федерального закона).
Пунктом 2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч.1 (п.3) и ч.2 ст.3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч.1 ст.3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п.1 ч.3 ст.3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в чч.2 и 2.1 ст.3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п.1 ч.3 ст.5 указанного Федерального закона).
Пункт же 1 ч.3 ст.5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» лишь конкретизирует правила исчисления срока административного надзора, который в силу п.1 ч.1 этой статьи, во всяком случае, не может превышать срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В силу п. «г» ч.3 ст.86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осуждённых к лишению свободы за тяжкие преступления, – по истечении восьми лет после отбытия наказания.
При рассмотрении административного дела судом установлено и подтверждено материалами дела, что приговором .... районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 осуждён по п. «г» ч.2 ст.161, ч.1 ст.119, ч.3 ст.69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
При постановлении приговора в действиях ФИО2 установлен особо опасный рецидив преступлений.
Постановлением .... городского суда .... от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 освобождён от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы по приговору .... районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно на 5 месяцев 12 дней.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 освобождён из мест лишения свободы условно-досрочно на неотбытый срок 5 месяцев 12 дней.
Приговором мирового судьи судебного участка № .... от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 осуждён по ч.1 ст.119 Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Приговором мирового судьи судебного участка № .... от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 осуждён по ст.319 Уголовного кодекса Российской Федерации к исправительным работам на срок 9 месяцев с удержанием 10% из заработной платы осуждённого в доход государства; на основании ч.5 ст.69 Уголовного кодекса Российской Федерации путём частичного сложения неотбытой части наказания, назначенного по приговору мирового судьи судебного участка № .... от ДД.ММ.ГГГГ, и наказания, назначенного по приговору от ДД.ММ.ГГГГ, окончательно назначено 1 год 2 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В настоящее время ФИО2 отбывает наказание в ФКУ ИК№ .... УФСИН России по .... по приговору мирового судьи судебного участка № .... от ДД.ММ.ГГГГ (начало срока – ДД.ММ.ГГГГ, конец срока – ДД.ММ.ГГГГ), характеризуется удовлетворительно, согласно материалам личного дела осуждённого за время отбывания наказания поощрений и взысканий не имел.
Таким образом, освобождаясь из мест лишения свободы, ФИО2, имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений.
Разрешая административный иск по существу, исходя из того, что ФИО2, освобождаемый из мест лишения свободы и имеющий непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления, в его действиях при постановлении приговора судом установлен особо опасный рецидив преступлений, в связи с чем, установление в отношении него административного надзора в силу п.2 ч.2 ст.3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ является обязательным, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного административного иска.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, учитывая положения Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ, данные о поведении осуждённого за весь период отбывания наказания, его отношение к установленному порядку отбывания наказания, к исполнению обязанностей и к труду, данные о его личности, в целях предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, суд приходит к выводу об установлении административного надзора в отношении ФИО2 сроком на 8 лет с административными ограничениями в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление данного вида административных ограничений будет направлено на предупреждение совершения новых преступлений и правонарушений путём оказания на ФИО2 индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Определяя срок административного надзора, суд принимает во внимание положения п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ, а также п. «г» ч.3 ст.86 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которому судимость погашается в отношении лиц, осуждённых к лишению свободы за тяжкие преступления, – по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Срок погашения судимости в отношении лица, осуждённого к лишению свободы за тяжкое преступление, установлен приведённой выше нормой Уголовного кодекса Российской Федерации и не подлежит снижению в рамках рассмотрения административного иска об установлении административного надзора, в связи с чем, доводы административного ответчика о снижении срока административного надзора до 2 лет судом отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм закона.
Рассматривая административный иск ФКУ ИК-№ .... УФСИН России по .... об установлении в отношении ФИО2 на срок административного надзора административного ограничения – запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22 часов до 06 часов следующих суток, суд полагает необходимым в указанной части иска отказать, исходя из следующего.
В силу ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года № 1741-О, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (п.1 ст.1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (ст.2), а не к мерам ответственности за совершённое правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечёт за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.
Согласно приговору .... районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ, по которому судом рассматривается вопрос об установлении административного надзора, ФИО2 осуждён за совершение двух преступлений, одно из которых – грабёж, то есть открытое хищение чужого имущества с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья (п. «г» ч.2 ст.161 Уголовного кодекса Российской Федерации), совершено им примерно в 22 часа 30 минут, при этом указанное преступление совершено ФИО2 по месту его жительства, что указывает на то, что на момент совершения преступления он находился в жилом помещении, являющимся его местом жительства, пределы его не покидал.
При таком положении суд полагает, что установление ФИО2 административного ограничения – запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22 часов до 06 часов следующих суток, преждевременно и необходимость установления такового административным истцом объективно не подтверждена.
ФИО2 из мест лишения свободы по приговору .... районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ освободился условно-досрочно ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, в отношении него должен быть установлен административный надзор до ДД.ММ.ГГГГ за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по вышеназванному приговору.
Исчисление срока административного надзора со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения осуждённого определено в соответствии с п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ.
Руководствуясь изложенным и ст.175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № .... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ....» об установлении административного надзора в отношении ФИО2, удовлетворить частично.
Установить административный надзор за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем ...., сроком на 8 (восемь) лет, до ДД.ММ.ГГГГ, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении ФИО2 на срок административного надзора административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Наблюдение за соблюдением ФИО2 установленного судом административного ограничения, возложить на орган внутренних дел по месту его жительства, пребывания или фактического нахождения.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учёт ФИО2 в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В удовлетворении административного искового заявления Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № .... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ....» об установлении в отношении ФИО2 на срок административного надзора административного ограничения – запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22 часов до 06 часов следующих суток, отказать.
Разъяснить ФИО2, что согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья О.В. Яровая
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.