АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(УИД 34RS0027-01-2023-001060-85)
от 6 декабря 2023 года по делу № 33-12974/2023
Судья Беляева М.В. г.Волгоград
6 декабря 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Станковой Е.А.,
судей Колгановой В.М. и Марчукова А.В.
при секретаре Антюфеевой Т.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1102/2023 по иску Полтавцевой Веры Юрьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о взыскании страховой выплаты,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области
на решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 22 августа 2023 года, которым исковые требования истца были удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Апарневу Е.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Полтавцева В.Ю. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о взыскании страховой выплаты в сумме 68811 рублей
В обосновании требований указано на то, что она состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ «Михайловская центральная районная больница».
03 февраля 2023 года она осуществляла прием пациента, у которого впоследствии диагностирована новая коронавирусная инфекция (COVID-19).
При надлежащем исполнении своих трудовых обязанностей она была инфицирована новой коронавирусной инфекцией COVID-19, в связи с чем была нетрудоспособна с 14 по 18 февраля 2022 года. Работодатель своевременно не оформил документы на страховую выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников».
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточненных требований, истец просила суд взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области установленную законом страховую выплату в размере 68 811 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оспаривает законность принятого судом решения, просит его отменить, постановить новое решение об отказе в иске.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (статья 195 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия полагает, что такие основания к отмене судебного акта в данном случае отсутствуют.
В силу положений ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
Этим правам работника корреспондируют обязанности работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является одним из направлений государственной политики в области охраны труда (ч. 1 ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Полтавцева В.Ю. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ «Михайловская центральная районная больница», занимает должность медицинской сестры участковой отделения общей врачебной (семейной) практики поликлиники.
Дополнительным соглашением № 10 от 01 июня 2018 года к трудовому договору она переведена в Большовскую больницу, Етеревский фельдшерско-акушерский пункта, для выполнения работы по должности медицинской сестры.
В период исполнения трудовых обязанностей с 14 по 18 февраля 2022 года истец находилась на лечении в связи с временной нетрудоспособностью.
Согласно выписке из амбулаторной карты № 61464 с 14 по 18 февраля 2022 года истец проходила амбулаторное лечение в ГБУЗ «Михайловская ЦРБ» с диагнозом «новая коронавирусная инфекция, вирус идентифицирован. U07.1. Острый фарингит (л.д. 16).
Материалами дела подтвержден факт наступления страхового случая, указанный в выписке из амбулаторной карты № 61464 диагноз соответствует Перечню заболеваний (синдромов) или осложнений, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 года № 1272-р.
Кроме того судом первой инстанции установлено, что в порядке, предусмотренном, Временным положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 мая 2020 года № 695 в установленные сроки расследование страхового случая причинения вреда здоровью Полтавцевой В.Ю. не проводилось, лечебным учреждением в адрес работодателя истца соответствующее уведомление не направлялось, комиссия в составе представителя работодателя, представителя лечебной организации, установившей диагноз, и Фонда социального страхования не создавалась.
ГБУЗ «Михайловская ЦРБ» спустя 6 месяцев после возникновения заболевания у работника Полтавцевой В.Ю. была создана комиссия по расследованию (приказ № 229/5 от 26.08.2022).
Согласно протоколу заседания врачебной комиссии № 121 от 26 августа 2022 года у Полтавцевой В.Ю., медицинской сестры Етеревского ФАП Большовской участковой больницы ГБУЗ «Михайловская ЦРБ» имелась новая короновирусная инфекция, подтвержденная лабораторными методами исследования, которая повлекла временную утрату трудоспособности, не приведшую к инвалидности. Данное острое инфекционное заболевание возникло при осуществлении медицинской деятельности по оказанию медицинской помощи пациентке с подтвержденным диагнозом новой короновирусной инфекцию (COVID-19), Кильдеркиной А.А., у которой была подтверждена новая короновирусная инфекция (COVID-19). Данный случай заражения попадает под действие п.п. «б» п. 2 Указа Президента РФ от 06.05.2022 № 313 (л.д. 12).
Разрешая спор, суд первой инстанции взыскал с ответчика единовременную страховую выплату в размере 68 811 рублей, с чем судебная коллегия соглашается, по следующим основаниям.
В целях обеспечения государственных гарантий по обязательному государственному страхованию работников медицинских организаций при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) 6 мая 2020 г. Президентом Российской Федерации принят Указ № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников», утративший силу с 15 июля 2022 г.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. № 313 установлено, что дополнительные страховые гарантии в виде единовременной страховой выплаты предоставляются врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу медицинских организаций, водителям автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающим с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию (далее - медицинские работники).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. № 313 предусмотрены страховые случаи, при наступлении которых производится единовременная страховая выплата. Таким страховым случаем в силу подп. «б» является причинение вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования (а при отсутствии возможности проведения лабораторных исследований - решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких) и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности. Перечень таких заболеваний (синдромов) и осложнений утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень заболеваний (синдромов) или осложнений, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 года № 1272-р, и направлен на реализацию пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. № 313 в части причинения вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболеваний (синдромов) или осложнений, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности.
Согласно подп. «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года № 313 в случае, предусмотренном подп. «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года № 313, единовременная страховая выплата производится в размере 68811 рублей.
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года № 313 единовременная страховая выплата производится Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, по результатам расследования страхового случая, проведенного в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации.
В целях организации расследования страховых случаев, указанных в подп. «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. № 313 Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2020 года № 695 утверждено Временное положение о расследовании страховых случаев причинения вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, которым установлен порядок расследования страховых случаев причинения вреда здоровью врачей, среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций, водителей автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающих с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции, и пациентами с подозрением на новую коронавирусную инфекцию (далее - работники) в связи с развитием у них полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее соответственно - перечень, заболевания), и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности.
Пунктом 2 указанного Временного положения предусмотрено, что при установлении работнику диагноза заболевания, включенного в перечень, медицинская организация, установившая случай заболевания работника, обязана незамедлительно уведомить о заболевании работника Фонд социального страхования Российской Федерации и руководителя организации (руководителя структурного подразделения организации), в которой работает работник (далее - работодатель).
Работодатель в день получения уведомления обязан создать врачебную комиссию по расследованию страхового случая (далее - врачебная комиссия) в составе не менее 3 человек, включающую представителей работодателя (председатель врачебной комиссии), медицинской организации, указанной в пункте 2 настоящего Временного положения, и Фонда социального страхования Российской Федерации (пункт 3).
Согласно пункту 4 названного положения расследование страхового случая проводится врачебной комиссией в течение суток со дня создания врачебной комиссии.
По результатам расследования страхового случая врачебной комиссией в Фонд социального страхования Российской Федерации направляется справка, подтверждающая факт осуществления работы работником, содержащая следующую информацию: фамилия, имя, отчество (при наличии) работника; дата рождения работника (число, месяц, год); реквизиты документа, удостоверяющего личность работника (серия, номер, дата выдачи, кем выдан); страховой номер индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования; адрес места постоянного проживания работника (субъект Российской Федерации, город, улица, дом, квартира); наименование работодателя; должность работника; период работы работника в указанной должности; перенесенное заболевание; предпочтительный способ получения работником выплаты (пункт 5).
Фонд социального страхования Российской Федерации в день получения справки, указанной в пункте 5 данного Временного положения, подготавливает документы для осуществления единовременной страховой выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников» работнику, и осуществляет ее не позднее следующего дня со дня получения справки (пункт 6).
Перечень заболеваний (синдромов) или осложнений, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 года № 1272-р, направлен на реализацию пункта 2 Указа в части причинения вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболеваний (синдромов) или осложнений, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности.
Материалами дела подтвержден факт наступления страхового случая, предусмотренного подпункта «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации № 313 от 06 мая 2020 года.
Указанный в выписном эпикризе Полтавцевой В.Ю. диагноз соответствует Перечню заболеваний (синдромов) или осложнений, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 года № 1272-р.
Таким образом, разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Полтавцевой В.Ю., суд первой инстанции, исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, правильно пришел к выводу о представлении в материалы дела доказательств, подтверждающих заражение Полтавцевой В.Ю. COVID-19 при исполнении своих трудовых обязанностей.
В обжалуемом судебном акте приведено правильное толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области доводы сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 22 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области – без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -