Дело № 3а-1283/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 9 сентября 2020 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Судневой В.Н.
при помощнике судьи Манько А.В.
с участием прокурора Пермского края Меньтиной А.С.,
представителя Палкина А.В. – Лысаковой К.В., действующей на основании доверенности,
представителя Правительства Пермского края и Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Мишкиной О.О., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Палкина Андрея Владимировича о признании недействующим пункт 569 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
у с т а н о в и л:
Палкин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненного административного искового заявления просит признать недействующим со дня принятия пункт 569 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
В обоснование заявленных требований Палкин А.В. указывает, что Правительством Пермского края 25 ноября 2017 г. принято постановление №944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 944-п). В пункте 569 таблицы 1 Перечня зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 г.) указано 2-хэтажное нежилое здание склада с кадастровым номером: ** общей площадью 1 478 кв.м по адресу: ****, который принадлежит ей на праве собственности.
Данное здание не обладают признаками объекта налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение его в Перечень на 2018 г. не соответствует критериям, установленным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ).
Здание склада с кадастровым номером: ** расположено на земельном участке с кадастровым номером: **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты складского назначения различного профиля, в том числе торговые базы, общей площадью 1 634 кв.м по адресу: ****.
Помещения, указанные в экспликации к техническому плану здания, не предусматривают размещение в нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
По фактическому использованию ни розничная, ни оптовая торговля на объекте не осуществляется. Объект используется под производственные и складские помещения, имеющиеся в нем кабинеты используются, как подсобные помещения для удовлетворения нужд работников.
Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права и законные интересы, поскольку незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере, чем предусмотрено действующим законодательством.
Представитель Палкина А.В. – Лысакова К.Р. требования поддерживает.
Представитель Правительства Пермского края, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края Мишкина О.О. требования не признает, указывая, что спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером: ** c видом разрешенного использования-под объекты складского назначения различного профиля, в том числе торговые базы, следовательно объект предусматривает размещение на нем торговых объектов.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.
Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно постановлению Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края. Названным Министерством Перечень 2018 г. был сформирован и Правительством Пермского края утвержден в Постановлении №944-п.
Таким образом, Постановление № 944-п издано Правительством Пермского края в установленном порядке, уполномоченным органом и официально опубликовано (обнародовано), что полностью соответствует положениям пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьям 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламенту подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края, утверждённому постановлением Правительства Пермского края от 5 октября 2007 г. № 223-п, Указу губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 г. № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункту 4 Указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края», и данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Закон Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (в редакции, действующей на день утверждения оспариваемого Перечня) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края (пункт 1 части 1 статьи 2).
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей в оспариваемый период, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В пункте 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Приведенные правовые нормы устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество физических лиц, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость.
Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возложена обязанность доказать соответствие оспариваемого пункта постановления №944-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и представить относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие наличие оснований для включения Здания в Перечень.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Правительство Пермского края обязано доказать законность включения Здания в оспариваемый Перечень.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Палкину А.А. принадлежит на праве собственности 2-хэтажное нежилое здание склада площадью 1 478 кв.м с кадастровым номером: ** по адресу: г. Пермь, ул. **** расположенное на земельном участке с кадастровым номером: **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты складского назначения различного профиля, в том числе торговые базы, общей площадью 1634 кв.м по адресу: г. Пермь, ул. ****, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, кадастровым паспортом здания (л.д. 19, 20, 119-120)
Из содержания технического паспорта, составленного ООО «БТИ-Кадастр» по состоянию на 18 сентября 2017 г., технического плана следует, что объект недвижимости с кадастровым номером: ** представляет собой 2-хэтажное нежилое здание площадью 1 478 кв.м. (л.д. 85-109)
На первом этаже спорного здания (общая площадь первого этажа 743,5 кв.м) располагаются следующие помещения: тамбур, ИТП, склад (602,2 кв.м), коридоры, лестничная клетка, санузел, три кабинета (14,6 кв.м., 18,3 кв.м, 23,3 кв.м.).
Второй этаж здания включает в себя склады (135, 6 кв.м, 149,9 кв.м, 24, 1 кв.м, 35,9 кв.м, 40, 4 кв.м), кабинеты (16,8 кв.м, 17,8 кв.м, 23,2 кв.м, 55,3 кв.м), коридоры, производственные помещения (52, 2 кв.м, 37,7 кв.м, 13,2 кв.м, 17,5 кв.м), подсобное помещение (6,3 кв.м), санузел, лестничную клетку (общая площадь 2-го этажа 734,5 кв.м).
В судебном заседании представитель административного истца пояснила, что Палкин А.В. использует указанное здание как склад, торговая деятельность, оптовая и розничная продажа в здании не осуществляется, кабинеты используются для потребностей и бытовых нужд работников склада.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Между тем, обследование спорного здания и помещений в нем на предмет его фактического использования до принятия оспариваемого Перечня в установленном порядке не проводилось.
Содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета сведения о здании не подтверждают, что объект подлежал включению в Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 г.
Термин «кабинет» не является тождественным термину «офис», помещение с назначением «кабинет» не может быть учтено в качестве офисного помещения.
Назначение поименованных выше помещений не позволяет сделать однозначный вывод о том, что указанные объекты используется в целях делового, административного и коммерческого назначения, поскольку не предусматривают размещение офисов, а равно торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания в объеме не менее 20 процентов от общей площади здания.
В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Правовое значение имеет вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание.
В рассматриваемом случае, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: ** - под объекты складского назначения различного профиля, в том числе торговые базы, на котором расположено спорное здание, определенным не является, однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объекта исключительно в целях, соответствующего приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству.
Признание торговой базы в качестве торгового объекта противоречит требованиям статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а также понятию торгового объекта, который содержится в пункте 14 ГОСТа Р51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения, утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 г. № 582 ст. Исходя из данных терминологий, торговые базы относятся к объектам материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок и не могут быть отнесены к объектам торговли.
Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), вышеназванное нежилое здание не могло быть включено в Перечень, в том числе, по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, следовательно, следует признать несостоятельным утверждение административного ответчика о законности его включения в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка.
Доказательств обратного Правительством Пермского края не представлено.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют допустимые и относимые доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие принадлежащего административному истцу Здания условиям, установленным ст. 378.2 НК РФ, и необходимым для включения этого здания в Перечень на 2018 г., в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество физических лиц и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год). Признание отдельных его положений с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска и исключения спорного здания из Перечня на 2018 год путем признания соответствующего пункта недействующим.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Факт уплаты государственной пошлины в размере 300 рублей подтверждается чек-ордером от 23 июля 2020 г. (л.д. 13).
В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, подлежат взысканию в пользу Палкина А.В. с административного ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Палкина Андрея Владимировича удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 569 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Взыскать в пользу Палкина Андрея Владимировича с Правительства Пермского края расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2020 г.
Судья -