Решение по делу № 33а-245/2020 от 24.12.2019

Судья Ремезов Д.А.                     Дело № 33а-245/2020

УИД24RS0028-01-2019-002441-52

А-3.024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 января 2020 года                                г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего судьи Войты И.В.,

судей Корниенко А.Н., Мирончика И.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кировского района г. Красноярска к МУ МВД России «Красноярское», ГУ МВД России по Красноярскому краю о признании действий по содержанию лиц, подвергнутых административному аресту в деятельности специального приемника, незаконными

по апелляционной жалобе представителя МУ МВД России «Красноярское» по доверенности Шевченко В.В.

на решение Кировского районного суда г. Красноярска от 23 октября 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Кировского района г. Красноярска к МУ МВД России «Красноярское», ГУ МВД России по Красноярскому краю о признании действий по содержанию лиц, подвергнутых административному аресту в деятельности специального приемника МУ МВД России «Красноярское», расположенном по адресу: <адрес>, незаконными удовлетворить.

Возложить обязанность на МУ МВД России «Красноярское», ГУ МВД России по Красноярскому краю в течение одного года со дня вступления в силу решения суда организовать специальный приемник для лиц, подвергнутых административному аресту, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.04.2013г. №67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста", утвержденных Приказом МВД России от 10.02.2014г. N 83. Обеспечить лиц, подвергнутых административному аресту: ежедневной прогулкой в дневное время продолжительностью не менее одного часа; нормой санитарной площади в помещении, предназначенном для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, не менее четырех квадратных метров на одного человека (п.21 ч.1 ст.7, ч.2 ст.13 Федерального закона от 26.04.2013г. №67-ФЗ). Оборудовать помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту: шкафом для хранения продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях; санитарным узлом (с соблюдением необходимых требований приватности); светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа (п.п. 47.2, 47.3, 47.10 Правил, утвержденных Приказом МВД России от 10.02.2014 N 83)».

Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

И.о. прокурора Кировского района г. Красноярска Чуприков Д.А. обратился с указанным административным исковым заявлением.

Требования мотивированы тем, что 14.06.2019г. прокуратурой Кировского района г. Красноярска проведена проверка исполнения законодательства об условиях содержания лиц, подвергнутых административному аресту в деятельности специального приемника МУ МВД России «Красноярское» по адресу: <адрес> Проверкой установлены нарушения норм содержания лиц, подвергнутых административному аресту и несоблюдение прав последних. Так, в нарушение Федерального закона от 26.04.2013г. №67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных Приказом МВД России от 10.02.2014г. №83, арестованные не обеспечены ежедневными прогулками из-за отсутствия прогулочного двора, места отбывания административного ареста не оборудованы санитарным узлом, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, норма санитарной площади в помещении составляет менее четырех квадратных метров на человека.

И.о. прокурора Кировского района г. Красноярска Чуприков Д.А. просил:

- признать действия МУ МВВД России «Красноярское» по содержанию лиц, подвергнутых административному аресту в специальном приемнике МУ МВД России «Красноярское» по адресу: <адрес>, противоречащими требованиям ФЗ РФ «О порядке отбывания административного ареста» № 67-ФЗ от 26.04.2013г. в части необеспечения указанных лиц ежедневными прогулками и нормой санитарной площади в помещении не менее четырех квадратных метров на одного человека, отсутствия санитарного узла, отсутствия светильников дневного и ночного освещения закрытого типа, отсутствия шкафа для хранения продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях;

- обязать МУ МВД России «Красноярское», ГУ МВД России по Красноярскому краю в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда организовать специальный приемник для лиц, подвергнутых административному аресту;

- обеспечить лиц, подвергнутых административному аресту: ежедневной прогулкой в дневное время; нормой санитарной площади в помещении не менее четырех квадратных метров на одного человека;

- оборудовать помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту: шкафом для хранения продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях; санитарным узлом (с соблюдением необходимых требований приватности); светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель МУ МВД России «Красноярское» по доверенности Шевченко В.В. просила решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку судом не дано надлежащей оценки возражениям административного ответчика о соблюдении в специальном приемнике нормы санитарной площади, не менее 4 кв.м. на одного человека в помещении, также в части оборудования помещений светильниками, соответствия санитарных узлов требованиям приватности. Также судом не учтено, что МУ МВД России «Красноярское» ведется работа, направленная на улучшение условий содержания лиц в специальных учреждениях полиции, их инженерно-технической укрепленности и материально-бытового обеспечения.

Заслушав представителя МУ МВД России «Красноярское» по доверенности Шевченко В.В., поддержавшую апелляционную жалобу, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Смирнову Я.Е., согласившуюся с решением суда, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия считает, что решение суда не подлежит изменению по следующим основаниям.

Согласно ст. ст. 2, 17 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции Российской Федерации).

Порядок отбывания административного наказания в виде административного ареста урегулирован Федеральным законом от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденными Приказом МВД России от 10.02.2014 N 83.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ местами отбывания административного ареста являются подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» отбывание административного ареста осуществляется в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства. При отбывании административного ареста не допускается причинение физических или нравственных страданий лицам, подвергнутым административному аресту.

Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ установлено, что лицам, подвергнутым административному аресту, создаются бытовые условия, отвечающие требованиям санитарии, гигиены и правилам пожарной безопасности.

Норма санитарной площади в помещении, предназначенном для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, составляет четыре квадратных метра на одного человека (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ)

Помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, места отбывания административного ареста оборудуются шкафом для хранения продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях, санитарным узлом (с соблюдением необходимых требований приватности) и умывальником с подводкой холодной и горячей воды, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, приточной и (или) вытяжной вентиляцией (п.п. 47.2, 47.3, 47.10, 47.11 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, условия содержания лиц, подвергнутых административному аресту в специальном приемнике МУ МВД России «Красноярское» по адресу: <адрес>, не отвечают требованиям приведенного выше законодательства.

Данные обстоятельства подтверждаются жалобами Воронцова Р.В. от 27.03.2019г., от 08.05.2019г. на условия содержания в специальном приёмнике, направленными прокурору Кировского района г.Красноярска, из которых следует, что в камере №6 площадью 12-14 кв.м. вместе с Воронцовым Р.В. содержалось 8 человек, чем превышена минимальная площадь на одного человека. Санитарный узел в камере не отвечает требованиям приватности, прогулки не осуществлялись, так как нет прогулочного двора, нет шкафа для хранения продуктов питания, личных вещей, нет достаточного освещения.

5 апреля 2019 г. прокурором Кировского района г.Красноярска в связи с коллективным обращением лиц, содержащихся в специальном приемнике, о нарушении их прав внесено представление начальнику МУ МВД России «Красноярское» об устранении выявленных нарушений условий содержания арестованных.

6 мая 2019 г. МУ МВД России «Красноярское» дан ответ, что факт наличия нарушений к условиям содержания лиц в специальном приемнике, подвергнутых административному аресту, не оспаривался и подтверждено, что помещение специального приемника не соответствует требованиям закона в части площади, которая должна приходиться на одного арестованного.

На основании жалобы Воронцова Р.В. и решения о проведении проверки от 27.05.2019г., прокуратурой Кировского района г.Красноярска 14.06.2019г. проведена проверка указанного специального приемника, по результатам которой установлено, что в специальном приемнике оборудовано 54 койко-места в 7 камерах, то есть на 1 человека приходится в среднем 3,3 кв.м. (182 кв.м. /54 места). Санитарные узлы в камерах не отвечают требованиям приватности, прогулки не осуществляются, в камерах нет положенных светильников, шкафов для хранения продуктов и вещей. Указанные обстоятельства зафиксированы актом осмотра от 14.06.2019г. с фотофиксацией нарушений.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ предоставленные доказательства в совокупности с требованиями указанного законодательства, регулирующего порядок отбывания административного ареста, исходил из того, что по делу доказаны нарушения правил содержания лиц, подвергнутых административному аресту, выразившиеся в использовании санитарных узлов без условий приватности, без светильников дневного и ночного освещения закрытого типа, без прогулочного дворика, в отсутствии шкафов для хранения продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров.

При этом судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы административного ответчика на недостаточность финансирования и производимую переписку с ГУ МВД России «Красноярское», администрацией г. Красноярска, включении строительства специального приемника в План капитального строительства (реконструкции) объектов ГУ МВД России по Красноярскому краю на 2019г. и плановый период 2020-2030г.г., как на основания к отказу в иске, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют об устранении сохраняющихся нарушений условий содержания лиц, подвергнутых административному аресту.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела. Бытовые условия помещений специализированного приемника для лиц, подвергнутых административному аресту должны отвечать принципам гуманизма, уважения человеческого достоинства, а также требованиям санитарии, гигиены и правилам пожарной безопасности. Соответствующий специальный приемник МУ МВД России «Красноярское» по адресу: <адрес>, этим требованиям не отвечает.

В таком положении суд первой инстанции обоснованно возложил на административных ответчиков обязанность в течение одного года со дня вступления в силу решения суда организовать специальный приемник для лиц, подвергнутых административному аресту, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.04.2013г. №67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста", утвержденных Приказом МВД России от 10.02.2014г. N 83.

Доводы апелляционной жалобы на указанное решение суда, повторяют правовую позицию МУ МВД России «Красноярское», изложенную в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в решении, оснований не согласиться с которой Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда не установила.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Красноярска от 23 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

судьи:

33а-245/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Кировского района г. Красноярска
Ответчики
ГУ МВД России по Красноярскому краю
МУ МВД РОСИИ КРАСНОЯРСКОЕ
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Корниенко Александр Николаевич
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
15.01.2020Судебное заседание
23.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
15.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее