Решение по делу № 2-2308/2023 (2-8828/2022;) от 16.11.2022

УИД 24RS0056-01-2022-008619-64

Дело № 2-2308/2023

копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 февраля 2023 года                                 г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Савченко М.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Егоровой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах Антоновой Татьяны Владимировны к министерству здравоохранения Красноярского края о взыскании затрат на приобретение лекарственного средства, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

    

Прокурор Кировского района г. Красноярска в интересах Антоновой Татьяны Владимировны к министерству здравоохранения Красноярского края о взыскании затрат на приобретение лекарственного средства, компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Кировского района г. Красноярска проведена проверка по обращению Антоновой Т.В. по факту необеспечения лекарственным препаратом ДуоРесп Спиромакс пор. д/ингал. доз.+ингалятор 160мкг 4.5 мкг 120 доз.

Проверкой установлено, что Антонова Т.В. является инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию, основной диагноз: <данные изъяты>. Антонова Т.В. наблюдается в КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника № 1». 01.06.2022 КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника № 1» Антоновой Т.В. выдан рецепт серии на обеспечение лекарственным препаратом <данные изъяты> Указанный рецепт предъявлен Антоновой Т.В. 02.06.2022 в АО «Губернские аптеки» (аптека № 121, расположенная по адресу: г. Красноярск, ул. Мичурина, д. 39), где был поставлен на отсроченное обслуживание, в выдаче препарата было отказано по причине его отсутствия. Так как более месяца Антонова Т.В. не была обеспечена указанным лекарством, она была вынуждена приобрести его за свой счёт (16.07.2022 за 1 593 руб.).

Антонова Т.В. является инвалидом, нуждается в постоянном и бесперебойном медицинском обеспечении, в связи с тем, что она в течение месяца не получала лечения, Антонова Т.В. испытывала нравственные страдания, переживания за состояние своего здоровья, чем ей был причинён моральный вред, который она оценивает в 500 руб.

На основании изложенного, просит суд взыскать с министерства здравоохранения Красноярского края в пользу Антоновой Т.В. в счет компенсации морального вреда 500 руб., а также компенсацию стоимости приобретенного лекарственного препарата в размере 1 593 руб.

Представитель процессуального истца прокурор Кировского района г. Красноярска Рукосуева Е.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме.

В судебное заседание материальный истец Антонова Т.В., представитель ответчика министерства здравоохранения Красноярского края, представители третьих лиц АО «Губернские аптеки», КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника № 1» не явились, о времени и месте его проведения извещены в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ.

Представитель ответчика министерства здравоохранения Красноярского края направил в адрес суда заявление, которым поддержал ранее изложенную в возражениях позицию, просил рассмотреть дело в своё отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется, в том числе путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8).

В силу ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ (в редакции, действующей на момент обращения истца за получением лекарственных препаратов) в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Органом, уполномоченным на организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе на льготных условиях или бесплатно, а также граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в порядке, предусмотренном действующим законодательством, является министерство здравоохранения Красноярского края (Положение о министерстве здравоохранения Красноярского края, утвержденное постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008 N 31-п).

В судебном заседании установлено, что Антонова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет основной диагноз «<данные изъяты>.», имеет право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

По результатам врачебной комиссии от 04.05.2022 Антоновой Т.В. решено назначить ТН лекарственного препарата: <данные изъяты> - 12 стандартов.

В соответствии с п. 3.25, 3.29 Положения о министерстве здравоохранения Красноярского края, утвержденного постановлением правительства Красноярского края от 07.08.2008 № 31-п, к компетенции министерства отнесена организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в том числе: осуществление закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе на льготных условиях и бесплатно, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Порядок расходования средств, предназначенных для обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», и средств, предназначенных для обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или инвалидности, за исключением гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше, злокачественных новообразований лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянного склероза, гемолитико-уремического синдрома, юношеского артрита с системным началом, мукополисахаридоза I, II и VI типов, состояний после трансплантации органов и (или) тканей, согласно приложению утвержден Постановлением Совета администрации Красноярского края от 06.02.2007 № 24-п (далее – Порядок расходования средств).

В соответствии с пунктом 2 Порядка расходования средств, министерство здравоохранения Красноярского края расходует денежные средства путем:

- расчетов с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими в установленном законодательством порядке фармацевтическую деятельность, на основании государственных контрактов, заключенных по результатам закупок товаров, работ, услуг, проведенных агентством государственного заказа <адрес>;

- предоставления медицинским организациям, являющимся краевыми государственными учреждениями, субсидий на иные цели для обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам врачей бесплатно или со скидкой 50% их стоимости, а также лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или инвалидности, за исключением гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше, злокачественных новообразований лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянного склероза, гемолитико-уремического синдрома, юношеского артрита с системным началом, мукополисахаридоза I, II и VI типов, состояний после трансплантации органов и (или) тканей;

- предоставления субсидий аптечным организациям в целях возмещения недополученных доходов и (или) фактически понесенных затрат, возникающих в связи с оказанием услуг по обеспечению льготополучателей препаратами, изделиями и питанием по рецептам врачей бесплатно или со скидкой 50% их стоимости в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Между министерством здравоохранения Красноярского края (заказчик) и АО «Губернские аптеки» (исполнитель) были заключены несколько контрактов на услуги, в том числе государственные контракты об оказании услуг уполномоченного склада в отношении федеральных и региональных льготополучателей.

В рамках указанных государственных контрактов на АО «Губернские аптеки» возложена обязанность оказать услуги приемки, входного контроля, хранения, отпуска товара на конкретную сумму в определенных государственным контрактом пунктах отпуска. Объем оказываемых услуг определяется стоимостью фактически полученного от поставщиков и отпущенного гражданам и представителям товара. Отпускать льготополучателю возможно лишь тот препарат, который закуплен <данные изъяты>

Как следует из материалов дела, 01.06.2022 лечебным учреждением Антоновой Т.В. был выдан рецепт серии на получение лекарственного препарата «<данные изъяты>», который был предъявлен в аптеку АО «Губернские аптеки» 02.06.2022, и по причине отсутствия лекарственного препарата в аптеке и на уполномоченном медицинском складе поставлен на отсроченное обслуживание (срок обеспечения – 05.05.2022).

По причине необеспечения лекарственным препаратом, необходимым Антоновой Т.В. для поддержания состояния своего здоровья после обращения в АО «Губернские аптеки», истец была вынуждена самостоятельно приобрести лекарственный препарат «<данные изъяты>» 16.07.2022 на сумму 1 593 руб., за счет собственных средств, что подтверждается платежным документом.

Согласно пункту 5 Приказа Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов" назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию. Аптечная организация отпускает препарат, закупленный Минздравом края, по торговому наименованию в пределах международного непатентованного наименования в количестве и дозировке, указанных в рецепте. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанных в соответствии с пунктом 14 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", либо по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии.

Таким образом, в случае наличия признаков непереносимости выписанных препаратов, либо каких-то других жизненных показаний, льготополучатель может обратиться в медицинскую организацию для осуществления выписки лекарственного препарата по торговому наименованию.

По причине отсутствия лекарственных препаратов, закупленных министерством здравоохранения Красноярского края, АО «Губернские аптеки» направило ответчику письмо от 08.06.2022 с просьбой решить вопрос по обеспечению льготополучателей, рецепты которых находятся на отсроченном обслуживании, в том числе рецепта, выписанного истцу.

16.06.2022 министерство здравоохранения заключило государственный контракт с поставщиком ООО «ФК Гранд Капитал» на поставку персонифицировано лекарственных препаратов для конкретных льготополучателей, в том числе Антоновой Т.В. со сроком поставки 20 календарных дней на уполномоченный склад.

В связи с длительным необеспечением медицинской организацией, 05.07.2022 был выписан рецепт серии от 05.07.2022 на лекарственный препарат согласно международному непатентованному наименованию <данные изъяты>), указанный рецепт был предъявлен истцом 26.07.2022 и в тот же день она была обеспечена указанным лекарственным препаратом.

Государственный контракт на поставку препарата для Антоновой Т.В. ( от 16.06.2022) был заключен министерством после получения протокола врачебной комиссии от 04.05.2022 со сроком поставки 20 календарных дней с даты заключения контракта, т.е. до 06.07.2022, однако со стороны поставщика были нарушены условия контракта в части срока поставки, и товар поступил на уполномоченный склад только 01.08.2022, в связи с чем министерство обратилось в АО «Губернские аптеки» с просьбой оказать содействие в обеспечении пациентки за счет препаратов из других источников (договор субсидий).

АО «Губернские аптеки» проведены мероприятия по перемещению лекарственного препарата из другого структурного подразделения, находящего на территории Красноярского края, для обеспечения льготополучателя необходимым лекарственным препаратом. Лекарственный препарат поступил в аптеку 04.08.2022, о чем был уведомлен льготополучатель 05.08.2022.

Фактически Антонова Т.В. была обеспечена указанным препаратом, спустя 10 дней с момента её уведомления - 15.08.2022.

При таких обстоятельствах, учитывая установленный порядок приобретения лекарственных препаратов и обеспечения лекарственными препаратами льготополучателей, принимая во внимание, что, несмотря на истечение срока отложенного обслуживания указанного выше рецепта, на протяжении определенного времени министерством здравоохранения Красноярского края не принимались исчерпывающие меры для разрешения вопроса о закупке лекарственного препарата «<данные изъяты>», либо даче поручения АО «Губернские аптеки» о проведении в кратчайшие сроки мероприятий по перемещению лекарственного препарата из другого структурного подразделения Общества, находящего на территории Красноярского края, после непосредственного обращения за ним льготополучателей, в частности Антоновой Т.В., суд приходит к выводу о наличии вины ответчика в неполучении истцом своевременно лекарственного препарата, необходимого ему для поддержания своего здоровья по льготному рецепту от 01.06.2022.

В ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения срока обеспечения Антоновой Т.В. лекарственным препаратом «<данные изъяты>», в связи с чем её действия по приобретению лекарства «<данные изъяты>» за счет собственных средств носили оправданный характер. На данном основании суд полагает необходимым возместить Антоновой Т.В. понесенные расходы путем взыскания с министерства здравоохранения Красноярского края в пользу истца его стоимости в размере 1 593 руб.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

Судом при рассмотрении настоящего дела установлена названная совокупность юридически значимых обстоятельств: наличие у Антоновой Т.В. права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, неполучение в установленный законом срок необходимого ей лекарства «<данные изъяты>» назначенного на бесплатной основе, вину и противоправные действия, имевшие место со стороны министерства здравоохранения Красноярского края, выразившиеся в неисполнении возложенной на него законом обязанности по своевременному обеспечению граждан в установленном порядке лекарственным препаратом, и наступившие в связи с этим последствия - приобретение истцом необходимого ей лекарственного препарата за счет собственных средств.

Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Жизнь и здоровье, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (часть 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения (часть 2 статьи 150 ГК РФ).

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В силу положений ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Разрешая требования о взыскании денежной компенсации морального вреда, суд, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, исходя из конкретных обстоятельств причинения вреда, основываясь на требованиях разумности и справедливости, приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований о компенсации морального вреда, связанного с необеспечением Антоновой Т.В. необходимым для поддержания здоровья лекарственным препаратом.

Принимая во внимание, что бездействием ответчика было нарушено нематериальное благо истца – его здоровье, поскольку неполучение своевременно лекарственного препарата лишило его возможности принимать его в необходимом количестве по назначению врача, суд определяет размер компенсации 500 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кировского района г.Красноярска, действующего в интересах Антоновой Татьяны Владимировны, удовлетворить.

Взыскать с министерства здравоохранения Красноярского края в пользу Антоновой Татьяны Владимировны расходы по приобретению лекарственного препарата в размере 1 590 руб., компенсацию морального вреда в размере 500 руб., всего 2 090 руб.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.

Подписано председательствующим.

Копия верна.

Судья                                    М.Ю. Савченко

Мотивированное решение составлено 09.03.2023

2-2308/2023 (2-8828/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кировского района г.Красноярска
Антонова Татьяна Владимировна
Ответчики
Министерство Здравоохранения Красноярского края
Другие
КГБУЗ "Красноярская межрайонная поликлиника №1"
АО "Губернские аптеки"
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Судья
Савченко Мария Юрьевна
Дело на сайте суда
centr.krk.sudrf.ru
16.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2022Передача материалов судье
23.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.01.2023Предварительное судебное заседание
13.02.2023Судебное заседание
09.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее