г.Кострома 13 апреля 2020 года
Судья Ленинского районного суда г.Костромы Загаров И.Н., рассмотрев в порядке подготовки к рассмотрению протокол об административном правонарушении АП 44/942603 от dd/mm/yy, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, и другие материалы дела в отношении индивидуального предпринимателя Чернова И.Г.,
установил:
На рассмотрение Ленинского районного суда г.Костромы поступил протокол об административном правонарушении АП 44/942603 от dd/mm/yy в отношении ИП Чернова И.Г., составленный ст.инспектором отделения № отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Костроме Черновой И.В. Материалы дела переданы в суд на основании определения начальника отделения № отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Костроме.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение.
По правилам п.п. 1, 11 ст. 23.3 КоАП РФ органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.15 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1 настоящей статьи, вправе начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители; руководители структурных подразделений по вопросам миграции территориальных органов, их заместители.
В силу ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
В силу абз.7 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», передача на рассмотрение судье дел об административных правонарушениях, перечисленных в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ (в их числе и дела по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ), осуществляется на основании вынесенного в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ определения органа или должностного лица, к которым поступило такое дело. Указанное определение должно отвечать требованиям ст. 29.12 КоАП РФ, в том числе содержать мотивы принятого решения.
Согласно правовой позиции, выраженной в п.п. «в» п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» судьи рассматривают отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
Таким образом, передача дел на рассмотрение судье зависит от необходимости применения более строгой меры наказания, назначение которой отнесено к исключительной компетенции судей.
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении индивидуального предпринимателя Чернова И.Г.
Статьёй 18.15 КоАП РФ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели несут ответственность как юридические лица, то есть для них санкция ч.1 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотривает наказание в виде административного штрафа либо административного приостановления деятельности.
Между тем, в определении о передаче дела на рассмотрение в суд отсутствуют мотивы принятия такого решения, не указано по какой причине административный орган признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей и невозможности назначения наказания в виде административного штрафа.
Безмотивная передача дела об административном правонарушении в суд лишает лицо, в отношении которого ведётся производство по делу, права на защиту, поскольку создаёт неопределённость в вопросе о назначении предполагаемого наказания.
Указанные недостатки протокола и представленных материалов суд расценивает как существенные и непозволяющими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Исходя из этого, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежат возвращению в орган его составивший, для устранения допущенных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Протокол об административном правонарушении от 03.03.2020г. в отношении индивидуального предпринимателя Чернова И.Г. по ч.1 ст.18.15 КоАП РФ и иные материалы дела возвратить в отделение № по вопросам миграции УМВД России по г.Костроме в связи с наличием обстоятельств, влекущих невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении.
Определение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд в течении 10 суток.
Судья И.Н.Загаров