Елизовский районный суд Камчатского края, 684010, город Елизово Камчатского края, улица 40 лет Октября, дом 7А, www.elizovsky.kam.sudrf.ru
Дело № 2а-422/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2019 года г. Елизово Камчатского края
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
Председательствующего судьи Цитович Н.В.,
при секретаре судебного заседания Барабановой К.С.,
с участием:
представителей административного истца Кольцовой И.Е. и Суббота О.А.,
представителя административного ответчика Казаковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Галахиной Евгении Юрьевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю о признании незаконными действий по приостановлению государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Галахина Е.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю о признании незаконными действий по приостановлению государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, с учетом уточнения исковых требований в редакции от 27 февраля 2019 года (л.д.122-123) просила признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю года об отказе в изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером №, оформленного в виде уведомления от 19 февраля 2019 № КУВД-001/2018-6460204/2; обязать Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и Картографии по Камчатскому краю произвести государственный кадастровый учет изменений сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером № на основании Межевого плана от 09 февраля 2018 года, выполненного ООО «Камчатская кадастровая Компания».
Обосновывая административные исковые требования, административный истец указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование: садоводство, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадь - 907 кв. м.
В связи с тем, что границы ее земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, Галахина Е.Ю. обратилась к кадастровому инженеру для проведения межевых работ с целью уточнения границ и площади земельного участка. По результатам проведенного межевания был составлен межевой план, согласно которому площадь и конфигурация земельного участка изменились по сравнению с начальной площадью, указанной в свидетельстве о праве собственности. Подготовленный межевой план с уточненными границами был направлен в Управление Росреестра по Камчатскому краю совместно с заявлением о государственном учете. 15 мая 2018 года Управлением было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости. Основанием для отказа послужило несоответствие местоположения границ земельного участка сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем право собственности на земельный участок. Отказ Управления Росреестра по Камчатскому краю от 15 мая 2018 года был обжалован в судебном порядке и был признан незаконным. Также судом была возложена обязанность на административного ответчика повторно рассмотреть заявление Галахиной Е.Ю.
При повторном рассмотрении заявления Галахиной Е.Ю., Управлением Росреестра по Камчатскому краю было вновь принято решение о приостановлении изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером №, оформленное в виде уведомления от 15 ноября 2018 № КУВД-001/2018-6460204/1. Указанное решение вынесено по тем же основаниям, которые являлись предметом рассмотрения суда, а также по дополнительным основаниям, которые Управлением Росреестра по Камчатскому краю при первоначальном рассмотрении заявления не заявлялись.
Впоследствии административным ответчиком вынесено решение об отказе в изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером №, оформленное в виде уведомления от 19 февраля 2019 № КУВД-001/2018-6460204/2. Как считает административный истец, указанное решение не соответствует нормам действующего законодательства и, соответственно, является не законным.
Административный истец Галахина Е.Ю. в судебном заседании участия не принимала, о месте, времени и дате судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представители административного истца Кольцова И.Е. и Суббота О.А. административные исковые требования с учетом их уточнения поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Кольцова И.Е. суду пояснила, что Галахина Е.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером №. В связи с тем, что границы ее земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, Галахина Е.Ю. обратилась к кадастровому инженеру для проведения межевых работ с целью уточнения границ и площади земельного участка. По результатам проведенного межевания был составлен межевой план, согласно которому площадь и конфигурация земельного участка изменились по сравнению с начальной площадью, указанной в свидетельстве о праве собственности. Подготовленный межевой план с уточненными границами был направлен в Управление Росреестра по Камчатскому краю совместно с заявлением о государственном учете. Решением от 15 мая 2018 года Управлением было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости. Основанием для отказа послужило несоответствие местоположения границ земельного участка сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем право собственности на земельный участок. Отказ Управления Росреестра по Камчатскому краю от 15 мая 2018 года был обжалован в судебном порядке и апелляционным определением Камчатского краевого суда от 18 октября 2018 года был признан незаконным. Суд в своем определении указал, что имеет место быть уточнение границ земельного участка, а также, что законодательство содержит исчерпывающий перечень для отказа. Также судом была возложена обязанность на Управление Росреестра по Камчатскому краю повторно рассмотреть заявление Галахиной Е.Ю. Административный ответчик, повторно рассмотрев заявление Галахиной Е.Ю., принял решение о приостановлении изменения основных характеристик объектов недвижимости без одновременной государственной регистрации прав, по тем же основаниям, которые уже являлись предметом рассмотрения судом, а также дополнительным основаниям, которые Росреестром при первоначальном рассмотрении заявления не заявлялись. Не выполнив указания суда, Управление Росреестра по Камчатскому краю нарушило положения ч. 10 ст. 11.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года 210-ФЗ, которой установлен запрет на отказ в предоставлении государственной услуги по иным основаниям, чем было указано в первоначальном отказе. Границы земельного участка установлены с учетом фактической ситуации на местности, сложившейся более 15 лет. Собственники смежных земельных участков претензий к уточненным границам не имеют. Границы земельного участка определены в соответствие с требованиями Федерального закона № 218-ФЗ и согласованы с собственниками смежных земельных участков. Площадь земельного участка соответствует решению Думы Елизовского муниципального района № 631 от 26 ноября 2014 года, то есть увеличилась на допустимую норму до 500 кв. м.
Представитель административного ответчика Казакова О.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала в полном объеме, в удовлетворении требований просила отказать по основаниям, приведенным в представленном отзыве, полагая отказ законным и обоснованным.
Казакова О.А. суду пояснила, что, согласно апелляционному определению от 18 октября 2018 года, Камчатским краевым судом указано, что п. 7 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ не устанавливает такого основания для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, как несоответствие местоположение границ земельного участка, полученного при построении по координатам, содержащимся в межевом плане, сведениям, содержащимся в документах, определяющим границы земельного участка. Повторно принимая решение, Управление Росреестра основывалось на п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому основанием для осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением основных характеристик земельного участка является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке. Предоставленный в Управление межевой план выполнен с нарушениями Требований к подготовке межевого плана, утверждённых приказом Минэкономразвития России № 921 от 08 декабря 2015 года, а именно п. 70, согласно которому, выполнение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации. Согласно ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа, исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В межевом плане указано, что границы уточняемого земельного участка установлены на основании плана границ, приложенного к свидетельству на право собственности на землю от 1998 года, а также фактической ситуации на местности, сложившийся более 15 лет. Исходя из этого, граница должна быть установлена на основании свидетельства. В свидетельстве установлены длины границ. Указано, что сведения взяты из свидетельства на право собственности на землю, но фактически границы не соответствуют сведениям из свидетельства. К межевому плану не приложены документы, подтверждающие, что увеличение земельного участка произошло в соответствии с законом, в нарушение п. 70 Требований. Таким образом, сведения, полученные после уточнения местоположении границ земельного участка, не соответствуют сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем право на земельный участок. 19 февраля 2019 года Управлением было вынесено решение об отказе в изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на земельный участок, по истечению срока для устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства и оценив их, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Как разъяснено в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя, таким образом, основания принятого решения, совершенного действия.
В силу части 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
На основании пункта 2 Приказа Минэкономразвития России от 01 марта 2016 года N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения",
Положение на местности характерных точек границы земельного участка и характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (далее - характерные точки, характерная точка) описывается их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Статьей 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с частью 1, пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Разрешая спор, суд установил следующие обстоятельства административного дела.
Галахина Е.Ю. является собственником земельного участка № на основании договора купли-продажи земельного участка от 17.07.2017, расположенного по адресу: <адрес> площадью 907 кв. м., ранее учтенного, с неустановленными границами земельного участка, относящегося к категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения», видом разрешенного использования – садоводство (л.д.33-36).
В связи с тем, что границы земельного участка административного истца не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, Галахина Е.Ю. обратилась в ООО «Камчатская кадастровая Компания» для проведения межевых работ с целью уточнения границ и площади земельного участка. По результатам проведенного межевания был составлен межевой план (л.д.12-50), согласно которому площадь и конфигурация земельного участка изменились по сравнению с начальной площадью, указанной в свидетельстве о праве собственности. Подготовленный межевой план с уточненными границами был направлен в Управление Росреестра по Камчатскому краю совместно с заявлением о государственном кадастровом учете.
14 февраля 2018 года Управлением Росреестра по Камчатскому краю осуществление государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости было приостановлено по основаниям несоответствия местоположения границ Земельного участка сведениям, содержащимся в документе, подтверждающим право собственности на Земельный участок (п.70 Требований к подготовке межевого плана, утв. Приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 № 921, ч. 10 ст. 22 Закона о государственной регистрации недвижимости) – (л.д.57-58).
Решением апелляционной комиссии от 05 апреля 2018 года заявление об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета отклонено (л.д.61-65). При этом, заместителем председателя комиссии Амбросом В.В. выражено особое мнение, согласно которому приостановка кадастрового учета изменений объекта недвижимости является незаконной, и заявление об обжаловании приостановки кадастрового учета изменений объекта недвижимости, подлежит удовлетворению (л.д.66-68).
Поскольку причины приостановки кадастрового учета изменений объекта недвижимости не были устранены, Управлением Росреестра по Камчатскому краю 15 мая 2018 года принято решение № 41/18-2057 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости. Основанием для отказа послужило несоответствие местоположения границ земельного участка сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем право собственности на земельный участок.
Данный отказ был обжалован административным истцом в судебном порядке.
Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 09 августа 2018 года в удовлетворении административных исковых требований Галахиной Е.Ю. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю о признании незаконным отказа Галахиной Е.Ю. в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №; возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю произвести государственный кадастровый учет изменений сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером № на основании межевого плана от 09 февраля 2018 года, выполненного ООО «Камчатская кадастровая Компания» было отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 18 октября 2018 года отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, оформленный решением № 41/18-2057 от 15 мая 2018 года, был признан незаконным. Одновременно на административного ответчика судом возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Галахиной Е.Ю. в установленный законом срок. При этом, суд указал, что признание незаконным отказа обязывает Управление Росреестра по Камчатскому краю устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца в порядке, установленном законом (л.д.71-79).
В силу пункта 2 части 4 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий, в числе которых уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета и 9или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ.
Статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Частью 2 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При повторном рассмотрении заявления Галахиной Е.Ю. решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю, оформленным в виде уведомления № КУВД-001/2018-6460204/1 от 15 ноября 2018 года, были приостановлены изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером № (л.д.79-80).
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю, оформленным в виде уведомления от 19 февраля 2019 года № КУВД-001/2018-6460204/2, административному истцу отказано в изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером № в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 01 января 2017 года № 218-ФЗ, поскольку в течение срока приостановления не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (л.д.127-129)
В качестве одного из оснований для вынесения решения о приостановлении регистрационных действий и в последующем – решения об отказе в изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером №, оформленного в виде уведомления от 19 февраля 2019 № КУВД-001/2018-6460204/2, административный ответчик указал несоответствие местоположения границ земельного участка сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем право собственности на земельный участок (п.70 Требований к подготовке межевого плана, утв. Приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 № 921, ч. 10 ст. 22 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Вместе с тем, данное основание уже являлось предметом рассмотрения Судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда 18 октября 2018 года и было признано незаконным.
Кроме того, в уведомлении № КУВД-001/2018-6460204/1 от 15 ноября 2018 года указаны следующие, дополнительные основания для вынесения решения о приостановлении регистрационных действий:
- Топографический план масштаба 1:100000 №, датой создания 1990 г., включенный в межевой план, не может подтверждать фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № и наличие забора, так как земельные участки в СОТе распределялись в 1992 году.
- Свидетельство серия РФ XIY № выдано на основании постановления Елизовского районного муниципального образования от 14 октября 1998 года № 1011 и зарегистрировано 16 октября 1998 года. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № существовал с 16 октября 1998 года в границе, содержащейся в Приложении к свидетельству серия РФ XIY 41:06 № 176983.
Данные основания являются новыми и ранее при рассмотрении заявления Галахиной Е.Ю. Управлением Росреестра по Камчатскому краю не заявлялись.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В то же время часть 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в том числе пункт 7 данной нормы, на который ссылается административный ответчик в уведомлении о приостановлении регистрационных действий, не предусматривает такого основания для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, как включение в межевой план топографического плана с более ранней, по сравнению с датой распределения земельных участков членам СОТа, датой создания, а также такого основания, как существование спорного земельного участка с 16 октября 1998 года в границе, содержащейся в Приложении к свидетельству серия РФ XIY №.
Топографический план по своему содержанию и назначению не подтверждает и не опровергает фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № и тем более наличие или отсутствие забора, соответственно, не может являться препятствием для совершения регистрационных действий.
При проведении кадастровых работ кадастровым инженером использован Топографический план масштаба 1:100000 №, датой создания 1990г., в связи с отсутствием топографических планов, изготовленных в более поздний период, а обязанность изготовления топографических планов в актуальной редакции при уточнении границ земельного участка законом на граждан не возложена.
Указанный план включен в Межевой план не в целях подтверждения фактических границ конкретного земельного участка, а для определения его нахождения на местности. Фактическое местоположение границ определено кадастровым инженером с применением иных сведений и документов, которые не включены административным ответчиком в перечень документов, представленных административным истцом, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.
Дата оформления свидетельства на право собственности серия РФ XIY 41:06 № не опровергает фактическое существование границ земельного участка с 1992 года, поскольку 16 октября 1998 года была произведена регистрация права, а не создан спорный объект недвижимого имущества.
Указанные основания для отказа в изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 41:05:0101054:2285 не могут препятствовать кадастровому учету изменений объекта недвижимости как не соответствующие требованиям Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ.
Более того, Управлением Росреестра по Камчатскому краю по заявлению Галахиной Е.Ю. от 09 февраля 2018 года уже приостанавливались регистрационные действия по основаниям, которые были признаны судом незаконными. Тем самым, были фактически устранены обстоятельства, препятствующие осуществлению кадастрового учета изменений характеристик объекта недвижимости.
Повторное решение административного ответчика о приостановлении регистрационных действий с указанием дополнительных оснований является прямым нарушением установленного ч.10 ст. 11.1 Закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» запрета на отказ в предоставлении государственной услуги по иным основаниям, чем было указано в первоначальном отказе.
Как видно из материалов межевого дела, представленного в виде копий, земельный участок с кадастровым номером № является ранее учтенным, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Согласно плану границ земельного участка, являющемуся приложением к свидетельству серия РФ XIY №, границы земельного участка определены весьма условно и не соответствуют геодезической системе координат. Координаты характерных точек границ не установлены, как это предусмотрено Требованиями к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а так же требованиями к определению площади здания, сооружения и помещения, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 01 марта 2016 года № 90.
В указанной связи с достоверностью установить местоположение земельного участка, его точную площадь, конфигурацию по данным, имеющимся в приложении к свидетельству серия РФ XIY №, не представляется возможным.
Согласно межевому плану, заключению кадастрового инженера, местоположение земельного участка установлено на основании плана границ земельного участка, переданного Еременко Н.В. (предыдущему собственнику), являющегося приложением к свидетельству серия РФ XIY №. Границы земельного участка установлены с учётом фактической ситуации на местности, сложившейся более 15 лет, в том числе: граница земельного участка от точки 6554 до точки 6549 проходит по ограждению, отображенному в схеме расположения земельного участка; граница земельного участка от точки 6549 до точки 6554 проходит по границе земельного участка с кадастровым №, сведения о котором имеются в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно Справке СНТ «Березка-Объединения Продтовары-2» от 29.07.2017, земельные участки в СНТ распределялись в 1992 году. С момента предоставления земельного участка Еременко Н.В. (предыдущему собственнику), земельный участок использовался и осваивался в границах установленного ограждения, на нем расположены дом, постройки, которые, как и забор, существуют уже более 15 лет. Собственники смежных земельных участков Товкань Н.А. (№- поз. 88/1) и Кайзер Л.С. (№-поз. 88/3), претензий к уточненным границам земельного участка не имеют. Между членами СНТ разногласия по местоположению уточненных границ земельного участка, принадлежащего Галахиной Е.Ю., отсутствуют.
По результатам выполнения кадастровых работ земельный участок определен в измененной конфигурации и площади по сравнению с данными, имеющимися в приложении к свидетельству серия РФ XIY №, но в пределах допустимых действующим законодательством изменений.
В силу пункта 32 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
На территории Елизовского муниципального района установлены Правила землепользования и застройки, принятые решением Думы Елизовского муниципального района № 631 от 26 ноября 2014 года. Согласно карте градостроительного зонирования межселенных территорий Елизовского муниципального района уточняемый земельный участок расположен в территориальной зоне ЗСП – зона садоводства и дачных участков. В данной зоне для земельных участков с разрешенным использованием «садоводство» установлен предельный минимальный размер -500 кв. м. таким образом, площадь уточняемого земельного участка увеличена с 907 кв. м. до 1 382 кв. м. – на 475 кв. м., что не превышает предельного минимального размера земельного участка, установленного в зоне ЗСП.
Межевой план соответствует требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», содержит все необходимые сведения и пояснения.
Доводы представителя административного ответчика о не соответствии межевого плана вышеуказанным требованиям суд признает не состоятельными, поскольку материалами дела указанные доводы не подтверждены.
Из заявления административного истца о государственном учете изменений объекта недвижимости следует, что местоположение границ принадлежащего ей земельного участка, полученное при построении по координатам, содержащимся в межевом плане, не соответствует сведениям, содержащимся в документах, определяющих границы этого земельного участка, и такое несоответствие должно быть разрешено в порядке, установленном Законом о государственной регистрации недвижимости.
Доводы представителя административного ответчика о том, что сведения, полученные после уточнения местоположении границ земельного участка, не соответствуют сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем право на земельный участок, не могут быть положены в основу решения об отказе в удовлетворении требований административного истца, поскольку Федеральный закон не ставит возможность уточнения местоположения границ и площади ранее учтенного земельного участка, о котором просит административный истец в своем заявлении о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, в прямую зависимость от сведений, содержащихся в документе (свидетельстве на право собственности, приложениях к нему), определяющем его границы.
При таких обстоятельствах законных оснований для приостановления изменений основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером №, а в последующем - отказа в изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на указанный земельный участок, у административного ответчика не имелось.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца и удовлетворяет их в полном объеме.
В силу ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Принимая решение о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю года об отказе в изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером №, оформленного в виде уведомления от 19 февраля 2019 № КУВД-001/2018-6460204/2, суд в соответствии с требованиями п.1 ч.9 ст.227 КАС РФ считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность произвести государственный кадастровый учет изменений сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером №, поскольку восстановить права, свободы и законные интересы административного истца иным способом не представляется возможным.
При этом суд устанавливает административному ответчику срок устранения препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца, и обязанность сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Галахиной Евгении Юрьевны удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю года об отказе в изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером №, оформленного в виде уведомления от 19 февраля 2019 № КУВД-001/2018-6460204/2.
Обязать Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и Картографии по Камчатскому краю произвести государственный кадастровый учет изменений сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером № на основании Межевого плана от 09 февраля 2018 года, выполненного ООО «Камчатская кадастровая Компания», в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, и сообщить о его исполнении в суд и Галахиной Е.Ю.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 04 марта 2019 года.
Судья Н.В. Цитович