Дело № 2-1833/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2024 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи ЗАХАРЕНКО Л.В.
при секретаре Гаджиевой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, администрация Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, Министерство финансов Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что Распоряжением администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № постановлено, в том числе: включить ФИО2, составом семьи один человек: он, в список граждан, имеющих право на внеочередное получениежилых помещений по договорам социального найма, в связи с тем, что он страдает тяжелой формой хронического заболевания. В то же время никаких решений, направленных на предоставление жилого помещения ответчиком не принято. Постановлением от 22 января 2018 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. В абзаце 5 пункта 4 указанного Постановления от 22 января 2018 года № 4-П отмечено, что пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации во всяком случае не предполагает вынесения решения о предоставлении несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности получать должные уход и воспитание, т.е. без учета необходимости постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а, следовательно, проживания в предоставляемом ему жилом помещении по крайней мере еще одного взрослого члена семьи. Не может данное законоположение рассматриваться и как препятствующее предоставлению жилого помещения исходя из необходимости проживания несовершеннолетнего вместе с членами его семьи. Соответственно, истец вправе претендовать на внеочередное предоставление ему, как инвалиду второй группы, имеющего тяжелое хроническое заболевание, жилого помещения по договору социального найма. На основании изложенного, истец просит суд возложить на Администрацию города Ростова-на-Дону обязанность обеспечить Морозова Александра Александровича, 05.12.1983 года рождения, благоустроенным жилым помещением по договору социального найма, находящимся в пределах города Ростова-на-Дону, по норме предоставления общей площади жилого помещения.
В судебное заседание явились представители истца ФИО2 – ФИО1, действующая на основании доверенности, и адвокат ФИО6, действующий по ордеру, исковые требования поддержали, дали пояснения, аналогичные изложенным в иске, просили исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации города Ростова-на-Дону ФИО7, действующая на основании доверенности от 19.10.2023 года, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица Министерства финансов Ростовской области ФИО8, действующая на основании доверенности от 09.01.2024 года, в судебное заседание явилась, дала пояснения, аналогичные изложенным в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители третьих лиц Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, Администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки в судебное заседание суду не сообщили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей третьих лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей истца, представителя ответчика, представителя третьего лица Министерства финансов Ростовской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно акту обследования жилищных условий гражданина от 15.02.2023 года, истец ФИО2 проживает вместе с ФИО1, 19.10.1953 г.р., ФИО2, 05.11.1979 г.р., ФИО9, 1972 г.р., ФИО10, 2001 г.р., ФИО11, 06.01.2005 г.р., ФИО11, 31.10.2006 г.р., ФИО11, 26.10.2008 г.р., ФИО11, 17.01.2011 г.р., ФИО11, 05.03.2013 г.р., ФИО12, 19.01.2016 г.р., по адресу: <адрес>
Согласно адресным справкам, по адресу: <адрес>, зарегистрированы: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права (серия 61 АБ, 215756) от ДД.ММ.ГГГГ в собственности ФИО1 находится квартира, площадью 52,3 кв.м., в т.ч. жилой 33 кв.м., расположенная на 9 этаже 9-этажного дома, литер А по адресу: <адрес>
Распоряжением главы администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от 18.04.2023 года № 225 ФИО2 включен составом семьи один человек: он, в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма.
Основанием включения ФИО2 в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма, явилось то, что он страдает тяжелой формой хронического заболевания.
Указание в Распоряжении органа местного самоуправления на включение истца в списки лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, подтверждает, что ФИО2 имеет право на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Как следует из ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2).
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствие с ч. 1 п. 4 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2012 года № 987н, включены хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
В соответствии со ст. 23 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» признаками тяжелого психического расстройства являются: непосредственная опасность больного для себя или окружающих, или его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности.
Согласно медицинской справке ВК, выданной ГБУ РО «ПНД» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Приказом МЗ РФ от 29 ноября 2012 года № 987н, при котором невозможно проживание граждан в одной квартире.
В Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.11.2012 года года № 991н, включены психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.
Таким образом, истец, как лицо, состоящее на учете во внеочередном списке по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, которые предполагают предоставление жилого помещения лицу, в составе семьи которого имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, при условии отсутствия иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, вправе получить такое жилое помещение незамедлительно вне зависимости от того, под каким номером в данном списке он стоит, поскольку законом не предусмотрена очередность предоставления в данном случае.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
В силу ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 6 Областного закона Ростовской области № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная общая площадь жилого помещения в размере не более 10 метров общей площади жилого помещения.
Порядок и условия предоставления дополнительной общей площади жилого помещения и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются федеральным и областным законодательством.
Поскольку в соответствии с ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2012 года № 991н Морозов А.А. имеет право на дополнительную жилую площадь, то жилое помещение должно быть предоставлено с учетом этого права.
Согласно п. 3 ст. 6 Областного закона Ростовской области № 363-ОЗ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, определенным областным законодательством, составляет: 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - для одиноко проживающих граждан; 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из 2 человек; 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.
В соответствии с требованиями части 7 статьи 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Как видно из Уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области сведения о принадлежности ФИО2 в виде жилых помещений на праве собственности отсутствуют.
Таким образом, суд считает, что ФИО2 должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным, строительным, эпидемиологическим нормам, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, с учетом права на дополнительную жилую площадь, и находящееся в границах города Ростов-на-Дону.
Установив, что ФИО2 имеет право на внеочередное получение жилого помещения, и право на дополнительную жилую площадь, учитывая, что в силу положений ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено указание на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории, то есть положения части 2 статьи 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований частично.
Законодатель, предусматривая право лица, страдающего тяжелой формой включенного в Перечень № 987н заболевания, на внеочередное предоставление жилого помещения, исходит из необходимости оградить его и проживающих совместно с ним лиц (независимо от того, являются ли они членами разных семей либо одной семьей) от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию. Таким образом, являясь получателем жилищной льготы, ФИО2 вправе претендовать на отдельное жилое помещение вне очереди по договору социального найма.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.11.2012 года № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» правом на дополнительную жилую площадь обладают лица, страдающие психическим заболеванием, требующим обязательного диспансерного наблюдения. Представленной в материалы дела Медицинской справкой ВК № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУ РО «РНД» подтверждается, что характер заболевания ФИО2 предусматривает право на дополнительную площадь.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у ФИО2 права на получение благоустроенного жилого помещения в соответствии с нормами предоставления по договору социального найма, с учетом его права на дополнительную жилую площадь, поскольку ФИО2 страдает тяжелой формой хронического заболевания.
В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органа местного самоуправления, следовательно, обязанность по предоставлению жилья истцу должна быть возложена именно на Администрацию города. Органом местного самоуправления в г. Ростове-на-Дону, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, учитывая положения ст. 35.1 Устава города Ростова-на-Дону, является Администрация г. Ростова-на-Дону, которая в силу п. 1.6.2 Устава города Ростова-на-Дону уполномочена вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлять соответствующие жилые помещения в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма.
Руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону, ИНН 6164056684, ОГРН 1026103282743 предоставить ФИО2, паспорт № благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным, строительным, эпидемиологическим нормам, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, с учетом права на дополнительную жилую площадь, и находящееся в границах города Ростов-на-Дону.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2024 года.
Судья