Дело №2-1231/2022 Дело №33-16171/2022
Судья Соловьева А.Ю.
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 06 декабря 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кутыревой Е.Б.,
судей Кочетковой М.В., Корниловой О.В.,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кутыревой Е.Б.
дело по апелляционной жалобе ФИО1
с участием адвоката ФИО10, ФИО11
на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 13 июля 2022 года
По делу по иску ФИО1 к ООО «МСК-НТ» о признании предоставленных услуг ненадлежащего качества, признании начисления долга неправомерным,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «МСК-НТ» о признании предоставленных услуг ненадлежащего качества, признание начисление долга неправомерным.
В обоснование требований указала, что в [дата] года ей вручена квитанция – платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги: обращение с ТКО, где указана задолженность в размере 8162,06 рублей, в том числе пени 574,98 рублей. Ранее ФИО1 обращалась к ответчику с заявлением об аннулировании незаконно начисленного долга за вывоз ТКО, однако ответчик ответил отказом. Также обращалась в прокуратуру с жалобой на незаконные действия ответчика.
В ходе прокурорской проверки установлено, что в соответствии с реестром контейнерных площадок на территории населенных пунктов Чернухинского сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области ближайшая к доме [номер] по [адрес] контейнерная площадка расположена около дома [номер] по [адрес]. При этом, расстояние от дома истицы до указанной контейнерной площадки составляет около 800 метров, то есть превышение расстояния нарушает нормы СанПИН.
По результатам проверки, проведенной прокуратурой, установлено, что начисление платы за коммунальную услугу «обращение с ТКО» производится ответчиком неправомерно в нарушение вышеуказанных требований законодательства. В адрес руководителя ответчика внесено прокурорское представление.
Истица просила суд признать предоставление ООО «МСК-НТ» услуги: обращение с ТКО, ненадлежащего качества, признать начисление долга по лицевому счету [номер] (адрес [адрес]) в размере 7231,76 рублей за период с [дата] года по [дата] года неправомерным, незаконным.
В уточненном исковом заявлении от [дата], истица просила признать предоставление ООО «МСК-НТ» услуги: обращение с ТКО, ненадлежащего качества, признать начисление долга по лицевому счету [номер] (адрес [адрес]) в размере 9096,63 рублей за период с [дата] года по [дата] года неправомерным, незаконным; взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф.
В судебном заседании суда первой инстанции истец-ФИО1, представитель истца адвокат ФИО10 (по ордеру) исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ООО «МСК-НТ» ФИО8 (по доверенности) исковые требования не признала.
Третье лицо ФИО11 исковые требования поддержал.
Третье лицо ФИО12, представитель третьего лица администрации Чернухинского сельсовета Арзамасского района Нижегородской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 13 июля 2022 года постановлено: «В удовлетворении исковых требований ФИО1 (ИНН [номер]) к ООО «МСК-НТ» (ИНН [номер]) о признании предоставленных услуг ненадлежащего качества, признании начисления долга неправомерным отказать».
ФИО1 на решение суда принесена апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, полагает, что суд при вынесении решения не выяснил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327, частями 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Законность и обоснованность судебного решения проверена судебной коллегией по правилам положений, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся по делу лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги.
Согласно части 4 той же статьи, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно, статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с пунктами 1, 4, 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы) (статья 438 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.
В соответствии с пунктом 148 (1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
В силу пункта 148 (2) Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО).
В силу пункта 8 (17) Правил обращения с ТКО региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: [адрес].
В жилом доме на регистрационном учете состоят ФИО1, ФИО11, ФИО12
ООО «МСК-НТ» на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зонах деятельности №[номер] ([адрес] и [адрес]).
С [дата] согласно Федеральному закону от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» все потребители (собственники коммунальных отходов) обязаны заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор имеет типовую форму согласно Постановлению Правительства №156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» от 12.11.2016, и носит публичный характер.
оВ силу данных обстоятельств ООО «МСК-НТ» осуществляло начисление платы за услуги по обращению с ТКО по адресу занимаемого истцом жилого помещения.
За период с [дата] года по [дата] года по адресу: [адрес], за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начислено к оплате 9096,63 рублей, из которых 1509,55 рублей пени.
ФИО1 обратилась с заявлением к ООО «МСК-НТ» о перерасчете за вывоз мусора по адресу: [адрес], так как услуги не оказываются, контейнерная площадка отсутствует.
Письмом [номер]Н от [дата] ООО «МСК-НТ» в удовлетворении заявления ФИО1 отказано.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «МСК-НТ», суд первой инстанции исходил из того, что между собственниками домовладений в [адрес] и региональным оператором ООО «МСК-НТ» заключен публичный договор на оказание услуги по обращению с ТКО, которым, ООО «МСК-НТ» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для собственников жилых домов [адрес].
Указанное общество осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов из мест, определенных органом местного самоуправления на территории [адрес], и не может нести ответственность за недостаток или отсутствие контейнерных площадок, поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание площадок для накопления ТКО.
При этом, несоблюдение предусмотренных нормативных расстояний между площадками для установки контейнеров и жилым домом не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100 м расстоянии от жилого дома истца. Само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для изменения или отмены платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Данный вывод суда представляется правильным, основанным на законе, установленных по делу обстоятельствах, представленных доказательствах, которым в порядке ст.67 ГПК РФ, дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ближайшая контейнерная площадка расположена на расстоянии 800 метров от дома истца, что лишает ее возможности пользоваться услугой, и означает, что фактически ООО «МСК-НТ» не оказывало услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, признаются несостоятельными.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Статья 8 указанного Закона относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Создание и содержание контейнерных площадок (мест накопления ТКО) площадок в соответствии с действующим законодательством не входит в обязанности регионального оператора.
В спорный период ответчиком были обеспечены контейнеры и контейнерные площади для сбора отходов по адресу: [адрес].
Несоблюдение расстояний между площадкой для установки контейнеров и жилым домом ФИО1, их удаленное расположение от жилого дома истца, вопреки её утверждению, не свидетельствуют о том, что услуга по обращению с ТКО региональным оператором не была оказанноц.
Допустимых доказательств того, что в спорный период ООО «МСК-НТ» на территории [адрес] не оказывало услуг по вывозу твердых коммунальных отходов и истец не имел возможности ею пользоваться истцом не представлено.
Выводы суда о том, что в спорный период ООО «МСК-НТ» оказывало услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, истица имела возможность пользоваться услугой по обращению с ТКО, используя контейнерные площадки, расположенные по адресу: [адрес], отсутствуют основания для перерасчета платы за коммунальную услугу по вывозу ТКО и аннулирования задолженности истца за период с [дата] года по [дата] года, являются правильными. Вопреки доводам жалобы обстоятельство некачественного предоставления услуг является недоказанным.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства имеющие значение по делу, установил характер спорных правоотношений, к которым применил норму права их регулирующий.
Приведенные доводы жалобы правильности выводов суда не опровергают, сводятся к переоценке обстоятельств и представленных доказательств, что не может являться основанием к отмене судебного решения.
Вопреки доводам жалобы решение суда первой инстанции содержит объективные выводы, вытекающие из установленных обстоятельств дела, требований закона, ссылки на доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы и оценку собранных по делу доказательств.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 13 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06 декабря 2022 года.