Административное дело № 2а-1392/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего- судьи Ефимовой А.М.,
с участием представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по ЧР А.,
административного ответчика Корнилова А.А.,
при секретаре Уральской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по ЧР к Корнилову А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по ЧР (далее - МИФНС России № по ЧР) обратилась в суд с административным иском к Корнилову А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ год.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик Корнилов А.А. являлся индивидуальным предпринимателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) являлся плательщиком страховых взносов. Согласно п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (п. 2 ст. 432 НК РФ). В связи с тем, что деятельность в качестве индивидуального предпринимателя Корниловым А.А. была прекращена ДД.ММ.ГГГГ, последнему начислены страховые взносы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме № рублей, в том числе на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере № рублей; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС в размере № рубль. До настоящего времени оплата задолженности по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ год административным ответчиком не произведена. Просит взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ год, всего в размере № рублей.
В судебном заседании представитель административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по ЧР А. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске,по поводу возражений административного ответчика указала, что наличие заболевания у последнего не является основанием для освобождения его от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в указанный период.
Административный ответчик Корнилов А.А. в судебном заседании административные исковые требования налогового органа не признал по доводам, приведенным в письменных возражениях, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ году начал болеть, в связи с чем предпринимательскую деятельность не осуществлял, в связи с болезнью не снимался с учета в качестве предпринимателя.
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование, в том числе вопросы взыскания недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, переданы налоговым органам в связи с упразднением этих функций у Пенсионного фонда Российской Федерации с указанной даты.
В силу пункта 2 части 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее - плательщики) признаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно части 1 статьи 232 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 части 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса.
Согласно пункту 1 ст. 430 НК РФ (в редакции, действующей до 01 января 2018 года) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
В силу пункта 5 названной статьи в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
На 1 января 2017 года МРОТ установлен в сумме 7 500 рублей в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в редакции Федерального закона от 02.06.2016 года № 164-ФЗ).
Таким образом, сумма страховых взносов, подлежащая уплате индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в ДД.ММ.ГГГГ году составила на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб. за расчетный период в размере, определяемом как 1 МРОТ (№
Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ДД.ММ.ГГГГ году составлял № рублей (1 МРОТ, то есть №).
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Корнилов А.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45).
Налоговым органом в адрес административного ответчика Корнилова А.А. было направлено требование за № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому последний обязан уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме №; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный ФОМС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме №. В указанном в требовании предложено погасить недоимку по страховым взносам в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Из состояния расчетов на ДД.ММ.ГГГГ следует, что административным ответчиком в полном объеме не исполнена обязанность по уплате страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ год, данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании и административным ответчиком.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 12 мая 2005 года № 211-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина П.Ю. на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 и статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 года № 164-О.
Таким образом, процедура прекращения статуса в качестве индивидуального предпринимателя носит заявительный характер, то есть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Административный ответчик Корнилов А.А. в качестве доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности представил суду следующие документы:
медицинскую справку от ДД.ММ.ГГГГ, выданную врачом общей практики <данные изъяты>, из которой следует, что Корнилов А.А. состоит на «№» учете у <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года с диагнозом: <данные изъяты> (л.д. №);
справку серии № №, выданную филиалом № <данные изъяты>, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ Корнилову А.А. установлена № группа инвалидности по <данные изъяты> бессрочно;
сведения из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь № на имя Корнилова А.А., из которой видно, что последний находился в отделении <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по поводу лечения <данные изъяты>
В рамках рассматриваемого дела судом для проверки доводов административного ответчика направлен запрос в <данные изъяты> Согласно сообщению указанного учреждения (л.д. №) Корнилов А.А. за последние № лет находился на стационарном лечении в <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на <данные изъяты> стационаре с диагнозом «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты> отделении с диагнозом «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты> отделении с диагнозом «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ ему установлена инвалидность № группы по заболеванию «<данные изъяты>». Состоит на диспансерном учете у <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ - диагноз «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «<данные изъяты>».
При этом в судебном заседании установлено, что задолженность административного ответчика по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за ДД.ММ.ГГГГ год взыскивалась УПФР в г. К. ЧР в принудительном порядке через службу судебных приставов, то есть в период, когда Корнилов А.А. уже имел заболевания, которые как он указывает, препятствовали ему сняться с учета в налоговом органе. В судебном заседании административный ответчик подтвердил факт принудительного с него взыскания указанной задолженности по страховым взносам.
Порядок государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности установлен в статье 22.3 Закона №129-ФЗ.
Для прекращения предпринимательской деятельности гражданин должен представить в налоговый орган заявление установленной формы, документ об уплате государственной пошлины и документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пунктом 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Таким образом, личное участие лица при процедуре прекращения статуса индивидуального предпринимателя обязательно.
Принимая во внимание вышеприведенные письменные доказательства, свидетельствующие о том, что наличие ряда заболеваний у административного ответчика объективно не препятствовали ему подаче соответствующего заявления в налоговый орган о прекращении статуса индивидуального предпринимателя, суд приходит к выводу, что указанные обстоятельства не являются доказательством наличия непреодолимых обстоятельств, обстоятельств исключительного характера не позволивших Корнилову А.А. своевременно и в надлежащем порядке обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
Обстоятельства того, что истец фактически не осуществлял предпринимательскую деятельность ввиду болезни, инвалидности также не являются основаниями для освобождения его от уплаты страховых взносов.
Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривал обращения индивидуальных предпринимателей, в том числе являющихся инвалидами, и не осуществляющими фактически предпринимательскую деятельность, и указал, что обязанность уплачивать страховые взносы для этих лиц не противоречит Конституции РФ и не может рассматриваться как нарушающая их конституционные права (Определения от 12 мая 2005 г. N 183-О, от 20 марта 2014 г. N 528-О, от 29 мая 2014 г. N 1116-О и др.).
Поскольку обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, пени административным истцом исполнена, правильность расчета сумм недоимки по обязательным платежам и пени проверена судом, расчет взыскиваемых сумм не оспорен ответчиком, срок обращения в суд по заявленным требованиям соблюден, административным истцом представлены доказательства, подтверждающие его полномочия на обращение в суд с указанными требованиями, иск налогового органа подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей подлежит уплате госпошлина в размере 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей (ст. 333.19 пункт 1 части 1 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, с административного ответчика Корнилова А.А. подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в размере №.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по ЧР к Корнилову А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам, удовлетворить.
Взыскать с Корнилова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, в пользу бюджета задолженность по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ год, всего в размере № в том числе:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере № (код бюджетной классификации - № ОКТМО (ОКАТО) - №),
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере № (код бюджетной классификации - №, ОКТМО (ОКАТО) - №).
Взыскать с Корнилова А.А. государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий-судья А.М. Ефимова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.