№ 2-1763/2021
26RS0012-01-2021-002957-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2021 года гор. Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Емельянова В.А.,
при секретаре судебного заседания Воинской В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного Управления МЧС России по Ставропольскому краю к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании сделки по заключению договора социального найма незаконной,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление МЧС России по Ставропольскому краю обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО2, ФИО3 А., ФИО4 А., ФИО5 о признании сделки по заключению договора социального найма незаконной.
В обоснование заявленных исковых требований, истцом указано следующее.
В производстве Пятигорского городского суда Ставропольского края находилось гражданское дело № по исковому заявлению ФИО2 к Северо-Кавказскому региональному центру МЧС России о признании решения жилищной комиссии незаконным и обязании заключить договор социального найма жилого помещения.
Решением вышеуказанного суда исковые требования удовлетворены в полном объеме. Главное управление МЧС России по Ставропольскому краю (далее - Главное управление) не привлекалось в качестве соответчика или третьего лица в данном судебном разбирательстве.
Об имеющемся решении суда Главному управлению стало известно после получения постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП, уже в момент, когда решение вступило в законную силу и истекли сроки для обжалования.
Истец считает, что вышеуказанное решение суда принято с существенными нарушениями Жилищного Кодекса Российской Федерации.
ФИО2 обратился с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ на имя председателя жилищной комиссии ГУ «СК РПСО» МЧС России о принятии его и членов его семьи на учет для получения жилой площади.
Согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии Северо- Кавказского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику распределена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, на время действия трудового договора, на основании чего был заключен договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №.
В вязи с обеспечением служебным жилым помещением ФИО2 был снят с учета подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями, согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Северо-Кавказского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ от ФИО2 поступило заявление о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: <адрес>.
Выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ от ФИО2 поступило заявление на имя председателя жилищной комиссии Северо-Кавказского регионального центра МЧС России о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с письмом Северо-Кавказского регионального центра МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 сообщили о том, что данный вопрос уже рассматривался, что подтверждается выпиской из протокола от ДД.ММ.ГГГГ №. Оснований для повторного вынесения вопроса, указанного в обращении нет.
Решением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ суд признал квартиру, расположенную по адресу: <адрес> не отнесенной к специализированному жилищному фонду.
Указывает, что действующее законодательство по общему правилу не содержит и не содержало положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования, равно как и не предусматривает признания за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения права пользования им на условиях социального найма, волеизъявление собственника жилого помещения на изменение его правового режима и принятия уполномоченным органом решения об исключении спорной квартиры из числа служебных не принималось.
Спорная квартира, расположенная по адресу: <адрес> была отнесена к служебному жилому фонду на основании приказа Северо-Кавказского регионального центра МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ и приказа Южного регионального центра МЧС России № от.ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанные приказы оспаривались в Промышленном районном суде города Ставрополя дело № 2а-2849/19, Ставропольском краевом суде дело № 33а- 347/2020, Октябрьском районном суде г. Ростов-на-Дону дело № 2а-1111/2019 и в Судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда дело № 33а-10322/2019. Решениями указанных судов приказы не отменены и действуют в полном объеме.
Ненадлежащее (искажённое, неполное либо несвоевременное) осуществление уполномоченными органами государственного учёта специализированного жилищного фонда (служебных квартир) не может и не должно изменять вид этого жилищного фонда без соответствующего решения его собственника либо иного уполномоченного органа.
После отнесения квартир к категории служебной Приказом Северо- Кавказского регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № решение об изменении служебного статуса указанных в приложении квартир - не принималось.
Главным управлением в адрес ФИО2 было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № ИВ-197-4822 с требованием о расторжении договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиком данное письмо проигнорировано, в адрес Главного управления не поступало подписанное соглашение о расторжении договора социального найма.
Исходя из вышеизложенного, Главное управление считает, что у ФИО2 отсутствуют основания, послужившее для заключения между ним и Главным управлением указанной сделки по социальному найму спорной квартиры, а поэтому необходимо: признать недействительной сделкой договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ с применением последствий недействительности сделки.
В судебном заседании представитель истца Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю – ФИО7 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Просит суд:
Признать незаконной сделку о заключении договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ между Главным управлением МЧС России по Ставропольскому краю и ФИО2
Представитель ответчика ФИО2 - ФИО8 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на основания изложенные в письменных возражениях.
Ответчики ФИО2, ФИО3 А., ФИО4 А., ФИО5 в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела, об отложении дела не ходатайствовал.
Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями п.1 ч,1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Положениями ст.92 ЖК РФ предусмотрено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч.2). Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (ч.3).
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать следующее: а) к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92- 98 ЖК РФ. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. № 42. Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ работал в поисково-спасательных формированиях МЧС России.
Решением жилищной комиссии Государственного учреждения «Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» с ДД.ММ.ГГГГ принят на учет очередников на получение жилья.
На основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между ФИО2 и Северо-Кавказским региональным центром МЧС России, ФИО2 было распределено жилое помещение по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 снят с учета в связи с обеспечением служебным жилым помещением.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в жилищную комиссию Северо-Кавказского регионального центра МЧС России с заявлением о заключении с ним и членами его семьи договора социального найма на жилое помещение, занимаемое им по договору найма служебного жилого помещения.
Выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ от ФИО2 поступило заявление на имя председателя жилищной комиссии Северо-Кавказского регионального центра МЧС России о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с письмом Северо-Кавказского регионального центра МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 сообщили о том, что данный вопрос уже рассматривался, что подтверждается выпиской из протокола от ДД.ММ.ГГГГ №. Оснований для повторного вынесения вопроса, указанного в обращении нет.
Как следует из пояснений представителя истца, волеизъявление собственника спорного жилого помещения на изменение его правового режима и принятия уполномоченным органом решения об исключении спорной квартиры из числа служебных не принималось. Спорная квартира, расположенная по адресу: <адрес> была отнесена к служебному жилому фонду на основании приказа Северо-Кавказского регионального центра МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ и приказа Южного регионального центра МЧС России № от.ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, решением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ суд признал квартиру, расположенную по адресу: <адрес> не отнесенной к специализированному жилищному фонду.
Согласно ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Предоставление жилых помещений по договору социального найма направлено на реализацию одного из основных прав, предусмотренных Конституцией РФ - права граждан на получение жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
По договору социального найма жилое помещение предоставляется малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке. Малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с ч.2 ст.6 ФЗ от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Причем их правовое положение как очередников отличается по сравнению с теми гражданами, которые были поставлены на учет после 01.03.2005 г. Для первых не имеет значения изменение их материального положения, для последних это обстоятельство предусмотрено в качестве самостоятельного основания для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В ч. 1 ст. 56 ЖК РФ указано, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Вышеназванная правовая норма устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
На основании указанных норм закона, суд приходит к выводу о том, что в данном случае отсутствовали правовые основания для снятия ФИО2 с учета очередников на получение жилья.
В соответствии с ч. 2 ст. 56 ЖК РФ, решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Распределение служебного помещения не является основанием для отказа в признании нуждающимся в получении жилья по договору социального найма.
Таким образом, при вынесении решения об отказе в признании ФИО2 нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма комиссией Северо-Кавказского филиала ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» была нарушена установленная законодательством Российской Федерации процедура, в связи с чем, данное решение было признано решением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменено.
Согласно статье 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Из ч. 1 ст. 672 ГК РФ следует, что в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 673 ГК РФ и ст. 62 ЖК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
В силу статьи 30 Федерального закона от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «»Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей», спасателям профессиональных аварийно- спасательных служб, аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти органов исполнительной власти объектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения по нормам, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации, за счет государственного муниципального или ведомственном жилищных фондов соответственно принадлежности указанных служб и формирований предоставляются в первоочередном порядке.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается стороной истца, ФИО2 и члены его семьи жилья принадлежащего на праве собственности не имеют.
Занимаемое ФИО2 жилое помещение, расположенное по адресу: СК, <адрес>. отнесено приказом СК РЦ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № к специализированному жилищному фонду.
При этом указанный приказ был также признан решением Пятигорского городского суда не соответствующим положениям, указанным в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, регламентирующим правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду. В связи с чем жилое помещение расположенное по адресу: СК, <адрес> не отнесено к специализированному жилищному фонду в соответствии с действующим законодательством, следовательно, не является служебным жилым помещением, т.е. было распределено ФИО2 из жилищного фонда социального использования.
Кроме того, Приказом Южного регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, которым жилое помещение, предоставленное ФИО2 и членам его семьи, расположенное по адресу: СК, <адрес>, отнесено к фонду жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, где также приказано начальнику ГУ МЧС России по СК заключить договор социального найма указанного жилого помещения.
В связи с изложенным, признание незаконной сделкой договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ не восстановит прав истца, при наличии неотмененного вышеуказанного Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, доводы истца о том, что волеизъявление собственника жилого помещения на изменение его правового режима и принятия уполномоченным органом решения об исключении спорной квартиры из числа служебных не принималось, опровергнуты стороной ответчика.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований Главного Управления МЧС России по Ставропольскому краю к ФИО2, ФИО3 А., ФИО4 А., ФИО5 о признании сделки по заключению договора социального найма незаконной, следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Главного Управления МЧС России по Ставропольскому краю к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о признании сделки по заключению договора социального найма незаконной, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Ессентукский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 21 сентября 2021 года.
Председательствующий, судья: В.А. Емельянов