Дело №2-708/2024
УИД 02RS0002-01-2024-001039-58
Категория 2.129
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 сентября 2024 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи |
Ватутиной А.А., |
при секретаре |
Сакоевой М.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сонгубаева Нуртлеу Зейнуровича к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья с даты первоначальной постановки на учет,
УСТАНОВИЛ:
Сонгубаев Н.З. обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья с даты первоначальной постановки на учет, мотивируя тем, что истец с ДД.ММ.ГГГГ года состоял на учете в администрации МО «Кош-Агачский район» в категории «инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства» на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Постановлением ответчика №387 от 30 сентября 2020 года он снят с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с учетом изменений, принятых на основании Федерального закона от 20 июля 2020 года №228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». 01 марта 2022 года Конституционным судом Российской Федерации принято Постановление №9, которым уточнены условия предоставления жилищной субсидии инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устранены существенные неопределенности ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», вызывавшую противоречивую правоприменительную практику, распространив введенную им редакцию данной статьи на тех инвалидов с детства, которые уже состояли на учете в качестве имеющих право на получении субсидий на момент введения изменений в действие. В соответствии с ч. 1 Постановления №9-П статья 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года №228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» не соответствующей статьям 2, 7, 18, 40 (часть 3), 55 (часть 3) и 75.1 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой придание ею обратной силы его статье 1 рассматривается как основание для снятия инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с такого учета или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 1 января 1992 года. Поскольку истец был поставлен на учет до издания Федерального закона от 20 июля 2020 года №228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», то он подлежит восстановлению в очереди. По состоянию здоровья, истцу необходимо было проходить лечение в <адрес>, в связи с чем он был вынужден взять ипотеку и приобрести квартиру в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году истец продал квартиру, расположенную в <адрес>. В настоящее время у истца отсутствует жилое помещение за пределами района приравненного к району Крайнего Севера. Истец просит признать незаконным постановление администрации МО «Кош-Агачский район» от 30 сентября 2020 года №387 в части снятия истца с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязать восстановить истца на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства» с даты первоначальной постановки на учет.
Истец Сонгубаев Н.З. в судебное заседание не явился, о мете и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.
Представитель истца Абатаева М.Ж., действующая на основании доверенности, принимая участие в судебном заседании, состоявшемся 21.08.2024, исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО «Кош-Агачский район» в суд не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом. До судебного заседания представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому, разрешение вопроса оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора Министерства регионального развития Республики Алтай в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом. До судебного заседания представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому, в удовлетворении требований просит отказать в полном объеме, по доводам изложенным в возражении.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В ходе судебного заседания установлено, что Сонгубаев Н.З. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в администрации МО «Кош-Агачский район» по программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ от 25 октября 2002, относится к категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является инвалидом с детства.
Из свидетельства о рождении, а также паспорта следует, что Согунбаев Нуртлеу Зейнурович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Согласно справке МСЭ-2015 №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, Согунбаеву Н.З. с ДД.ММ.ГГГГ года установлена инвалидность <данные изъяты> группы, причина инвалидности: <данные изъяты>.
Постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» от 30 сентября 2020 года №387 Согунбаев Н.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снят с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании подп. «и» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 879 от 10 декабря 2002 года, а именно родившийся после 01 января 1992 года, согласно ст.1 №125-ФЗ от 25 октября 2002 года.
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон от 25 октября 2002 года №125-ФЗ) определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
В соответствии с абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ (в редакции, действующей на момент постановки на учет) право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Таким образом, на момент постановки материального истца на учет дата его рождения (до или после 01 января 1992 года) могла не учитываться при определении условий получения жилищной субсидии. Право инвалидов с детства на получение жилищных субсидий зависело только от места их рождения и длительности проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но не момента рождения.
Федеральным законом от 20 июля 2020 года №228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» внесено изменения.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в ред. Федерального закона от 20 июля 2020 года №228-ФЗ), право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 01 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Статья 2 Федерального закона №228-ФЗ придала обратную силу в части внесения изменений в ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в новой редакции, право на жилищную субсидию распространяется на инвалидов с детства в случае их рождения в районах Крайнего Севера не позднее 01 января 1992 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 01 марта 2022 года №9-П признал статью 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года №228-ФЗ не соответствующей статьям 2, 7, 18, 40 (часть 3), 55 (часть 3) и 75.1 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой придание ею обратной силы его статье 1 рассматривается как основание для снятия инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с такого учета или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 1 января 1992 года.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, распространение ст. 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года №228-ФЗ требования о рождении инвалидов с детства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 1 января 1992 года как условия приобретения права на получение жилищных субсидий на лиц, которые были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, ранее признанного за ними уполномоченными органами и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из Конституции Российской Федерации.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Федеральный закон от 20 июля 2020 года №228-ФЗ, уточнив условия предоставления жилищной субсидии инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и устранив существовавшую неопределенность статьи 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», вызывавшую противоречивую правоприменительную практику, распространил введенную им редакцию данной статьи на тех инвалидов с детства, которые уже стояли на учете в качестве имеющих право на получение субсидий на момент введения изменений в действие. В результате инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях позднее 1 января 1992 года, прожившие там не менее 15 календарных лет и включенные в список для получения субсидии в установленном законом порядке (чем фактически признано их право на данную субсидию), были лишены возможности ее получения без какого-либо недобросовестного поведения с их стороны.
Федеральным законом от 29 декабря 2022 года №626-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» статья 2 дополнена частью 2, устанавливающей, что действие положения части 1 настоящей статьи не распространяется на инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), проживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как указано выше, Сонгубаев Н.З. был поставлен на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местности ДД.ММ.ГГГГ года, до внесения изменений в Федеральный закон от 25 октября 2002 года №125-ФЗ.
Единственным основанием снятия Сонгубаева Н.З. с учета, явилось то, что он родился после 01 января 1992 года, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу, что снимая Сонгубаева Н.З. с учета, ответчик лишил последнего, возможности получения субсидии без какого-либо недобросовестного поведения с его стороны.
Доводы представителя Министерства регионального развития Республики Алтай относительно того, что истец не подлежит восстановлению на учет по причине того, что на момент его рождения мать – ФИО1 проживала за пределами Российской Федерации на территории <адрес>, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований поскольку, проживание матери истца за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на момент рождения последнего не явилось основанием для снятия Сонгубаева Н.З. с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, на основании ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года №125-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья с даты первоначальной постановки на учет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Сонгубаева Нуртлеу Зейнуровича к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья с даты первоначальной постановки на учет удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации МО «Кош-Агачский район» от 30 сентября 2020 года №387 в части снятия с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и исключении из состава участников ведомственной целевой программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Сонгубаева Нуртлеу Зейнуровича.
Обязать администрацию МО «Кош-Агачский район» восстановить Сонгубаева Нуртлеу Зейнуровича в списках граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств Федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства» с 25 апреля 2013 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Судья А.А. Ватутина
Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2024 года.