Мотивированное решение
составлено 31 августа 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Невьянск Свердловской области 24 августа 2020 года
Невьянский городской суд Свердловской области
в составе председательствующего судьи Черепанина М.А.,
при ведении протокола помощником судьи Зубовой К.Б.,
с участием:
старшего помощник Невьянского городского прокурора Баданова С.Д.,
представителей ответчика Чекмачевой Е.Ю., Иванова С.А., Ворониной Н.С., действующих на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Невьянское карьероуправление» о возложении обязанности устранить нарушения в области охраны окружающей среды
установил:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Невьянское карьероуправление»о возложении обязанности в срок до 00.00.0000: разработать и согласовать с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области План мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в период НМУ;разработать и утвердить программу производственного экологического контроля; провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработать и утвердить проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; в срок до 00.00.0000 подать заявку в Росприроднадзор о выдаче комплексного экологического заключения.
В обоснование заявленных требований, прокурор указал, что в ходе проверки установлено, что ООО «Невьянское карьероуправление», расположенное по адресу: ...., направило заявку на постановку предприятия на учет как объект относящийся к объектам I категории негативного воздействия на окружающую среду.
При осуществлении производственной деятельности предприятием осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс загрязняющих веществ в окружающую среду и образуются отходы I-V класса опасности.
Согласно отчету 2-тп-воздух за 2018 г. у организации 15 неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в 2018 г. в атмосферный воздух выброшено 92,483 т загрязняющих веществ, в том числе, пыль неорганическая (доломит, шамот, цемент) 42,617т, керосин 3,696 т, азота оксид 3,927 т, сажа 1,043 т.
Срок действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданного Департаментом Росприроднадзора по УрФО, истек.
На момент проверки у предприятия отсутствуют утвержденные нормативы предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешение на выброс загрязняющих веществ и утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Комплексное экологическое разрешение по объекту на момент проверки организацией не получено, в связи с чем выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и размещение отходов производства и потребления от промплощадки ООО «Невьянское карьероуправление» осуществляются без наличия разрешительной документации.
План мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в период НМУ на момент проверки не разработан и не согласован с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области.
Программа производственного экологического контроля для промплощадки ООО «Невьянское карьероуправление» не разработана и не утверждена.
По итогам проверки директору ООО «Невьянское карьероуправление» 00.00.0000 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Между тем, согласно ответу на представление от 00.00.0000, нарушения не устранены и меры, принятые по устранению нарушений федерального законодательства, рассчитаны на долгосрочный период времени.
Таким образом, ООО «Невьянское карьероуправление» нарушены обязательные требования по соблюдению природоохранного законодательства нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 3, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В ходе рассмотрения искового заявления Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, исковые требования к Обществу с ограниченной ответственностью «Невьянское карьероуправление» уточнил, и просил обязать ответчикав срок до 00.00.0000: разработать и согласовать с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области План мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в период НМУ; разработать и утвердить программу производственного экологического контроля; в срок до 00.00.0000 разработать и утвердить проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании старший помощник Невьянского городского прокурора Баданов С.Д.,уточненные заявленные требования поддержал, настаивална их удовлетворении в полном объеме.
Представители ответчика ООО «Невьянское карьероуправление» Чекмачева Е.Ю., Иванов С.А., Воронина Н.С., действующие на основании доверенности, в судебном заседании, с учетом уточненных исковых требований, в удовлетворении исковых требований не возражали. В судебном заседании пояснили, что относительно требования о разработке проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до 00.00.0000, в рамках Договора *** (13-20) от 00.00.0000, Ответчик также поручил Исполнителю выполнение следующих работ:
- разработка «Проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферу для ООО «Невьянское карьероуправление» (далее - Проект ПДВ).
- сопровождение согласования Проекта ПДВ в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области.
Ответчик поясняет, что по состоянию на текущую дату Проект ПДВ готов и передан Исполнителю по Договору *** (13-20) в целях подачи документов в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Свердловской области» для проведения экспертизы проекта и получения экспертного заключения. Результатом экспертизы является положительное или отрицательное экспертное заключение.
Услуга оказывается на основании гражданско-правового договора, при этом срок ее оказания находятся в зоне компетенции Исполнителя и мнение Заказчика при согласовании данного условия договора не учитывается.
Ориентируясь на сложившуюся практику, Исполнитель поясняет, что такой срок составляет 60 (шестьдесят) календарных днейпосле осуществления Заказчиком полной авансовой оплаты услуг (письмо от 00.00.0000 исх.***). Договор выдается Заказчику после расчета стоимости услуг на основании заявки на проведение экспертизы.
Также исходя из представленной Исполнителем информации, практика сопровождения работ на данном этапе свидетельствует, что подписание договора и выставление счета занимают примерно 14 (четырнадцать) календарных дней.
В случае наличия замечаний, Проект ПДВ и отрицательное экспертное заключение (копия) передаются разработчику проектной документации. В этом случае после повторной оплаты экспертизы рассмотрение документов займет те же 60 (шестьдесят) календарных дней (согласно вышеуказанным пояснениям Исполнителя).
В случае наличия замечаний, Проект ПДВ и отрицательное экспертное заключение (копия) передаются разработчику проектной документации. В этом случае после повторной оплаты экспертизы рассмотрение документов займет те же 60 (шестьдесят) календарных дней (согласно вышеуказанным пояснениям Исполнителя).
Следующей стадией согласования Проекта ПДВ является проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы в территориальном органе Роспотребнадзора. Результат услуг – выдачасанитарно-эпидемиологического заключения.
Данная услуга является бесплатной и выполняется на основании Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. N 775), согласно п.16 которого срок выдачи итогового документа составляет 30 (тридцать) календарных дней, т.е. находится исключительно в зоне компетенции Исполнителя.
В случае наличия замечаний, Проект ПДВ и отрицательное экспертное заключение (копия) передаются разработчику проектной документации. В этом случае повторная экспертиза займет те же 30 (тридцать) календарных дней (согласно вышеуказанным пояснениям Исполнителя).
Следующей стадией является утверждение Проект ПДВ в территориальном органе Росприроднадзора. Результат услуг - выдача заверенной копии приказа об установлении ПДВ или предоставление мотивированного отказа в установлении ПДВ.
Данная услуга выполняется на основании Административного регламента по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов (утв. приказом Минприроды России от 29.09.2015 г. N 414), согласно абз. 1 п. 10 которого срок выдачи итогового документа составляет 35 (тридцать пять) рабочих дней,т.е. находится исключительно в зоне компетенции Исполнителя.
В случае наличия замечаний, Проект ПДВ передается разработчику. В этом случае повторная экспертиза займет те же 35 (тридцать пять) рабочих дней (согласно вышеуказанным пояснениям Исполнителя).
Следующей стадией является получение разрешения на выброс в территориальном органе Росприроднадзора. Результат услуг - выдача разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух или предоставление мотивированного отказа в выдаче.
Данная услуга выполняется на основании Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) (утв. приказом Минприроды России от 25.07.2011 г. N 650), согласно п.8.1 которого срок выдачи итогового документа составляет 35 (тридцать пять) рабочих дней,т.е. находится исключительно в зоне компетенции Исполнителя.
В случае наличия замечаний, Проект ПДВ передается разработчику. В этом случае повторная экспертиза займет те же 35 (тридцать пять) рабочих дней (согласно вышеуказанным пояснениям Исполнителя).
Таким образом, вышеизложенные сроки подтверждают объективную невозможность исполнения возложенной обязанности до 00.00.0000 с учетом имеющихся на сегодняшний день результатов.
При этом в исковом заявлении полностью отсутствует какое-либо обоснование предложенных Истцом сроков исполнения требуемой обязанности, подтверждающее их достаточность, исполнимость. Между тем в силу ч.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть обоснованным. В противном случае нарушаются положения ст.6, ч.1 ст. 6.1, ч. 1 ст.56, ч.2 ст. 67 ГПК РФ. Кроме того, Истец указывает только предельную дату исполнения обязанности, без учета начала ее исполнения и сроков, необходимых для ее завершения.
Ответчик считает, что разумным и справедливым будет установление начала срока исполнения обязанности с момента вступления решения суда в законную силу (ст.209 ГПК РФ).
При этом минимальная продолжительность срока исполнения обязанности, исчисленная непрерывно с учетом изложенных выше сроков (п.2.1. - п.2.4 настоящего Отзыва) составит 204 календарных дня (14 календарных дней, 60 календарных дней, 30 календарных дней, 35 рабочих дней*, 35 рабочих дней, при этом, при пересчете рабочих дней на календарные, максимальным сроком, в зависимости от дня недели, является 50 календарных дней.
Обращаем внимание, что указанный срок исчислен без учетавозможного срока на устранение замечаний, времени на формирование пакета документов во исполнение Административных регламентов, подачу их с учетом особенностей режима работы государственных органов в период пандемии коронавируса и прочих организационных обстоятельств (минимум 30 календарных дней).
С учетом изложенного, в целях соблюдения разумного баланса прав и законных интересов как должника, так и взыскателя, Ответчик ходатайствует об установлении реального срока исполнения возложенной обязанности - 234 календарных дня с момента вступления решения суда в законную силу.
Относительно требования разработать и согласовать с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области План мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в период НМУ в срок до 00.00.0000.
В рамках Договора *** (13-20) от 00.00.0000, Ответчик также поручил Исполнителю выполнение следующих работ:
- разработка Плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий (в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области № 343-ПП от 04.04.2012 г.)
Ответчик поясняет, что по состоянию на текущую дату данная работы выполнена, что подтверждается Актом сдачи - приемки научно - технической продукции от 00.00.0000 Результат работ включен в состав Проекта ПДВ.
Между тем в соответствии с требованиями законодательства РФ Мероприятия по НМУ согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в отдельном порядке, после полного завершения процедуры утверждения Проекта ПДВ.В соответствии с п.19 приказа Минприроды России от 28.11.2019 г. N 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий», рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при НМУ не должен превышать 60 днейс даты их поступления в соответствующий орган.
Указанный срок исчислен без учетавозможного срока на устранение замечаний, времени на формирование пакета документов во исполнение Административных регламентов, подачу их с учетом особенностей режима работы государственных органов в период пандемии коронавируса и прочих организационных обстоятельств (минимум 30 календарных дней).
С учетом изложенного, в целях соблюдения разумного баланса прав и законных интересов как должника, так и взыскателя, Ответчик ходатайствует об установлении реального срока исполнения возложенной обязанности - 90 календарных дней с момента утверждения в установленном законом порядке Проекта ПДВ (с учетом сроков, указанных в п.2 настоящего Отзыва и времени на формирование пакета документов во исполнение Административных регламентов и прочих организационных факторов).
В связи с чем, в отсутствие уточнения Истцом исковых требований, требования Истца не подлежат удовлетворению в силу невозможности исполнения.
Относительно требования разработать и утвердить программу производственного контроля в срок до 00.00.0000.
Программа находится в стадии разработки силами Ответчика в соответствии с п.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также приказом Минприроды России от 28.02.2018 г. N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Предложенный Истцом срок является приемлемым для исполнения данной обязанности.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч.1, 2 ст.22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2007 №7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
Согласно требованиям ст.30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, осуществляющие выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с ч.1, 2 ст.20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерием безопасности и безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно-допустимые концентрации, устанавливаются санитарными правилами.
В соответствии с ч.1, ч.8, ч.9 ст.15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
На момент проверки у предприятия отсутствуют утвержденные нормативы предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешение на выброс загрязняющих веществ и утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с ч.3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
План мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в период НМУ на момент проверки не разработан и не согласован с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области.
В соответствии с ч.2 ст.67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2007 №7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля определены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.02.2018 N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
Программа производственного экологического контроля для промплощадки ООО «Невьянское карьероуправление» не разработана и не утверждена.
По итогам проверки директору ООО «Невьянское карьероуправление» 00.00.0000 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Между тем, согласно ответу на представление от 00.00.0000, нарушения не устранены и меры, принятые по устранению нарушений федерального законодательства, рассчитаны на долгосрочный период времени.
В связи с нарушением ООО «Невьянское карьероуправление» обязательных требований по соблюдению природоохранного законодательства нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 3, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░»░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 00.00.0000 ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░;
░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░;
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 00.00.0000 ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 6000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –