Решение по делу № 2-813/2022 от 19.04.2022

дело № 2-813/2022

24RS0014-01-2022-000794-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Енисейск 20 октября 2022 г.

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Ларионовой Н.М.

при секретаре Ламбиной А.В.

с участием истца Литвинова Д.С., его представителя – Литвиновой Т.Ю., представителя администрации Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края – Недобитко Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Литвинова Дмитрия Сергеевича к администрации Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности заключить соглашение о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Литвинов Д.С. обратился в суд с иском к администрации Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности заключить соглашение о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что Литвинов Д.С. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и постоянно проживает по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1/2 вышеуказанного жилого помещения на основании договора передачи жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ
, с ДД.ММ.ГГГГ является собственником другой 1/2 доли вышеуказанного жилого помещения на основании договора дарения 1/2 доли квартиры (выдан ДД.ММ.ГГГГ удостоверен ФИО6), право собственности зарегистрировано
ДД.ММ.ГГГГ .1/2 доля жилого помещения по адресу: <адрес>, ранее принадлежала на праве собственности сестре истца – ФИО1 на основании договора передачи жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности было зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, проживавшая по указанному адресу и зарегистрированная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подарила свою долю жилого помещения брату (истцу), так как вышла замуж ипереехала к мужу, предоставив полное право владения квартирой и право участия в программе переселения из аварийного жилищного фонда брату, путем получения субсидии на приобретение квартиры в г. Красноярске (где возможно трудоустройство инвалида детства по слуху).ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации Енисейского района № 689-п <адрес> был признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае»
на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. № 144-п. 19 марта 2021 года администрацией Верхнепашинского сельского совета было вынесено постановление № 20-п «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», в том числе в перечень изымаемых объектов недвижимости был включен и <адрес> с жилым помещением общей площадью 55,8 кв.м. 25 марта 2022 г. года в адрес истца поступило уведомление о предстоящем изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения за 1/2 долю жилого помещения в размере 647692,5 руб., так как согласно разъяснений ответчика при возникновении права собственности на жилое помещение после признания дома аварийным, в соответствии с ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса
Российской Федерации, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения. Предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения или предоставление дополнительных мер поддержки, установленных ч. 8 и 8.1 ст. 32 ЖК РФ в отношении таких граждан не применяются. Сумма возмещения определена в размере 1/2 оценочной стоимости, рассчитанной в порядке, установленном п. 7 ст. 32 ЖК РФ, согласно отчета от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценке размера возмещения за изымаемое жилое помещение по адресу: Россия, <адрес>,
<адрес>», определенном в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ в сумме 647692,5 руб. (1 295 385,0 руб./2). Ответчик уведомляет, что за другую 1/2 долю жилого помещения по адресу:
<адрес>, право собственности на которую возникло до признания дома аварийным, истец имеет право на получение субсидии на приобретение (строительство) другого жилого помещения в размере, рассчитанном в соответствии п. 2.1 Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение (строительство) другого жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 30.03.2021 г. № 167-п (далее Порядок предоставления субсидии), в сумме 1 543 428,0 руб. (55,8 кв. м* 1/2*55320,0 руб.). В ответ на данное уведомление истец ответил отказом в подписании соглашения, поскольку на момент признания дома аварийным, а также на дату формирования данного искового заявления у Истца отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для проживания и на момент дарения 1/2 доли квартиры Литвинова М.С. не знала, что в Жилищный кодекс внесены изменения в части невозможности получения дополнительных мер поддержки собственникам, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным, и отчуждением своей доли она лишит истца права на получение субсидии за всю площадь жилого помещения. В силу сложившегося финансового положения и необходимости приобретения жилого помещения в г. Красноярске, при выплате предоставлении субсидии только за 1/2 долю жилого помещения и выплате возмещения за другую 1/2 долю изымаемого жилого помещения истец фактически будет лишен права на другое пригодное для проживания жилье, поскольку ситуация на рынке недвижимости не позволит приобрести пригодное и безопасное для проживания жилье, не являющееся аварийным.

Ссылаясь на положения ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 288 ГК РФ,
ст. 2 ЖК РФ, истец просит обязать администрацию Верхнепашинского сельсовета заключить с ним соглашение о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения.

Представитель истца – Литвинова Т.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Истец Литвинов Д.С. в судебном заседании доверил представлять свои интересы Литвиновой Т.Ю. В силу имеющегося заболевания позицию вслух не озвучил.

Представитель ответчика администрации Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края – Недобитко Т.Е. в судебном заседании полагала, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Третьи лица – Министерство строительства Красноярского края и Министерство строительства и ЖКХ России, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителей не направили. Со стороны Министерства Красноярского края представлен отзыв на исковое заявление, в котором Министр Рабушко М.С. просил о рассмотрении дела без участия их представителя, а также указал, что истцу правомерно было отказано в предоставлении субсидии на общую площадь жилого помещения, поскольку собственник не соответствует всем условиям, указанным в
п. 1.3 Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение (строительство) другого жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 30.03.2021 г. № 167-п.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ст. 27 ч. 1, ст. 40 ч. 1).

В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в то числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 8.2. ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Согласно ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Как установлено в судебном заседании, на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, Верхнепашинской сельской администрацией в лице главы ФИО8 передано в собственность ФИО13
Дмитрия Сергеевича и Литвиновой Марии Сергеевны жилое помещение – квартира, состоящая из 2-х комнат, общей площадью 55,80 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. Право собственности за
Литвиновым Д.С. на 1/2 долю жилого помещения зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельство о государственной регистрации права.

ДД.ММ.ГГГГ между Литвиновой М.С. (Даритель) и Литвиновым Л.С. (Одаряемый) заключен договор дарения 1/2 доли квартиры, согласно которому Даритель передал в дар Одаряемому 1/2 долю в праве собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>.

Право собственности на 1/2 долю указанного жилого помещения, перешедшую на основании договора дарения, зарегистрировано за Литвиновым Д.С. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Постановлением администрации Енисейского района от 17 ноября 2016 года № 689-п многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>,
<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в срок до 2026 года.

Многоквартирный жилой дом признан аварийным 17 ноября 2016 года и, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», подлежит расселению в рамках адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда»
на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от
29 марта 2019 № 144-п, в которую включены все многоквартирные жилые дома, признанные в период с 01 декабря 2012 года до 01 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу.

В связи с признанием в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>,
<адрес> и учитывая, что снос жилого дома в указанный срок собственниками не произведен, администрацией Верхнепашинского сельсовета <адрес> принято постановление № 20-п от 19 марта 2021 года «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийным и подле­жащим сносу». Согласно пункту 6 данного постановления определено: изъять для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, в целях сноса многоквартирного дома, признанного в установ­ленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

Пунктом 1.1. этого же постановления определено: изъять для муниципальных нужд жилые помещения в многоквар­тирном <адрес> по указанному выше адресу, в том числе жилое помещение .

25 марта 2022 г. администрацией Верхнепашинского сельсовета Енисейского района в адрес Литвинова Д.С. направлено письмо, в котором указан предполагаемый способ участия в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2022 г., согласно которому собственник имеет право:

- на выплату субсидии на приобретение (строительство) другого жилого помещения за 1/2 жилого помещения по адресу: <адрес>, в размере, рассчитанном в соответствии п. 2.1 Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение (строительство) другого жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 30.03.2021 г. № 167-п, в сумме 1 543 428,0 руб. (55,8 кв. м* 1/2*55320,0 руб.);

- на выплату денежного возмещения за 1/2 доли жилого помещения в размере 1/2 оценочной стоимости, рассчитанной в порядке, установленном п. 7 ст. 32 ЖК РФ, согласно отчета от 21.03.2022 г. № 21-03-22/1 «Об оценке размера возмещения за изымаемое жилое помещение по адресу: Россия, <адрес>», определенном в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ в сумме
647692,5 руб. (1 295 385,0 руб./2).

Определяя право Литвинова Д.С. на выплату денежного возмещения за 1/2 доли жилого помещения, ответчик руководствовался тем, что право собственности истца на 1/2 доли жилого помещения возникло после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Литвинов Д.С. отказался от подписания данного соглашения, полагая, что он имеет право на получении субсидии за всю площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности, поскольку на момент признания дома аварийным, у истца отсутствовали иные жилые помещения, пригодные для проживания, и на момент дарения 1/2 доли квартиры Литвинова М.С. не знала, что в Жилищный кодекс РФ внесены изменения в части невозможности получения дополнительных мер поддержки собственникам, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным, Литвинова М.С. не знала, что отчуждением своей доли она лишает истца права на получение субсидии за всю площадь жилого помещения.

Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам
Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам
Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса
Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Вместе с тем, Федеральным законом от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена ч. 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч.ч.8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 года.

Поскольку 1/2 доля жилого помещения по адресу: <адрес> была приобретена Литвиновым Д.С. ДД.ММ.ГГГГ (дата регистрации договора дарения), то есть после признания жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу, по возмездной сделке и в период действия положений
ч. 8.2 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая, что истец имеет право только на получение денежного возмещения (в отношении 1/2 доли жилого помещения) с учетом указанных положений действующего жилищного законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии у истца права на предоставление субсидии на приобретение другого жилого помещения взамен изымаемого, за 1/2 доли жилого помещения, перешедшей в собственность в порядке дарения.

Доводы истца о том, что при заключении договора дарения его сестра не знала о внесении изменений в жилищное законодательство, в данном случае не имеют правового значения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Литвинова Дмитрия Сергеевича к администрации Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности заключить соглашение о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, в отношении 1/2 доли жилого помещения, перешедшей в собственность в порядке дарения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.

Председательствующий Н.М. Ларионова

мотивированное решение составлено 12 декабря 2022 г.

Судья Н.М. Ларионова

дело № 2-813/2022

24RS0014-01-2022-000794-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Енисейск 20 октября 2022 г.

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Ларионовой Н.М.

при секретаре Ламбиной А.В.

с участием истца Литвинова Д.С., его представителя – Литвиновой Т.Ю., представителя администрации Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края – Недобитко Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Литвинова Дмитрия Сергеевича к администрации Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности заключить соглашение о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Литвинов Д.С. обратился в суд с иском к администрации Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности заключить соглашение о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что Литвинов Д.С. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и постоянно проживает по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1/2 вышеуказанного жилого помещения на основании договора передачи жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ
, с ДД.ММ.ГГГГ является собственником другой 1/2 доли вышеуказанного жилого помещения на основании договора дарения 1/2 доли квартиры (выдан ДД.ММ.ГГГГ удостоверен ФИО6), право собственности зарегистрировано
ДД.ММ.ГГГГ .1/2 доля жилого помещения по адресу: <адрес>, ранее принадлежала на праве собственности сестре истца – ФИО1 на основании договора передачи жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности было зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, проживавшая по указанному адресу и зарегистрированная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подарила свою долю жилого помещения брату (истцу), так как вышла замуж ипереехала к мужу, предоставив полное право владения квартирой и право участия в программе переселения из аварийного жилищного фонда брату, путем получения субсидии на приобретение квартиры в г. Красноярске (где возможно трудоустройство инвалида детства по слуху).ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации Енисейского района № 689-п <адрес> был признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае»
на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. № 144-п. 19 марта 2021 года администрацией Верхнепашинского сельского совета было вынесено постановление № 20-п «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», в том числе в перечень изымаемых объектов недвижимости был включен и <адрес> с жилым помещением общей площадью 55,8 кв.м. 25 марта 2022 г. года в адрес истца поступило уведомление о предстоящем изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения за 1/2 долю жилого помещения в размере 647692,5 руб., так как согласно разъяснений ответчика при возникновении права собственности на жилое помещение после признания дома аварийным, в соответствии с ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса
Российской Федерации, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения. Предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения или предоставление дополнительных мер поддержки, установленных ч. 8 и 8.1 ст. 32 ЖК РФ в отношении таких граждан не применяются. Сумма возмещения определена в размере 1/2 оценочной стоимости, рассчитанной в порядке, установленном п. 7 ст. 32 ЖК РФ, согласно отчета от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценке размера возмещения за изымаемое жилое помещение по адресу: Россия, <адрес>,
<адрес>», определенном в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ в сумме 647692,5 руб. (1 295 385,0 руб./2). Ответчик уведомляет, что за другую 1/2 долю жилого помещения по адресу:
<адрес>, право собственности на которую возникло до признания дома аварийным, истец имеет право на получение субсидии на приобретение (строительство) другого жилого помещения в размере, рассчитанном в соответствии п. 2.1 Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение (строительство) другого жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 30.03.2021 г. № 167-п (далее Порядок предоставления субсидии), в сумме 1 543 428,0 руб. (55,8 кв. м* 1/2*55320,0 руб.). В ответ на данное уведомление истец ответил отказом в подписании соглашения, поскольку на момент признания дома аварийным, а также на дату формирования данного искового заявления у Истца отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для проживания и на момент дарения 1/2 доли квартиры Литвинова М.С. не знала, что в Жилищный кодекс внесены изменения в части невозможности получения дополнительных мер поддержки собственникам, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным, и отчуждением своей доли она лишит истца права на получение субсидии за всю площадь жилого помещения. В силу сложившегося финансового положения и необходимости приобретения жилого помещения в г. Красноярске, при выплате предоставлении субсидии только за 1/2 долю жилого помещения и выплате возмещения за другую 1/2 долю изымаемого жилого помещения истец фактически будет лишен права на другое пригодное для проживания жилье, поскольку ситуация на рынке недвижимости не позволит приобрести пригодное и безопасное для проживания жилье, не являющееся аварийным.

Ссылаясь на положения ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 288 ГК РФ,
ст. 2 ЖК РФ, истец просит обязать администрацию Верхнепашинского сельсовета заключить с ним соглашение о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения.

Представитель истца – Литвинова Т.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Истец Литвинов Д.С. в судебном заседании доверил представлять свои интересы Литвиновой Т.Ю. В силу имеющегося заболевания позицию вслух не озвучил.

Представитель ответчика администрации Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края – Недобитко Т.Е. в судебном заседании полагала, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Третьи лица – Министерство строительства Красноярского края и Министерство строительства и ЖКХ России, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителей не направили. Со стороны Министерства Красноярского края представлен отзыв на исковое заявление, в котором Министр Рабушко М.С. просил о рассмотрении дела без участия их представителя, а также указал, что истцу правомерно было отказано в предоставлении субсидии на общую площадь жилого помещения, поскольку собственник не соответствует всем условиям, указанным в
п. 1.3 Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение (строительство) другого жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 30.03.2021 г. № 167-п.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ст. 27 ч. 1, ст. 40 ч. 1).

В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в то числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 8.2. ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Согласно ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Как установлено в судебном заседании, на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, Верхнепашинской сельской администрацией в лице главы ФИО8 передано в собственность ФИО13
Дмитрия Сергеевича и Литвиновой Марии Сергеевны жилое помещение – квартира, состоящая из 2-х комнат, общей площадью 55,80 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. Право собственности за
Литвиновым Д.С. на 1/2 долю жилого помещения зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельство о государственной регистрации права.

ДД.ММ.ГГГГ между Литвиновой М.С. (Даритель) и Литвиновым Л.С. (Одаряемый) заключен договор дарения 1/2 доли квартиры, согласно которому Даритель передал в дар Одаряемому 1/2 долю в праве собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>.

Право собственности на 1/2 долю указанного жилого помещения, перешедшую на основании договора дарения, зарегистрировано за Литвиновым Д.С. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Постановлением администрации Енисейского района от 17 ноября 2016 года № 689-п многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>,
<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в срок до 2026 года.

Многоквартирный жилой дом признан аварийным 17 ноября 2016 года и, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», подлежит расселению в рамках адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда»
на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от
29 марта 2019 № 144-п, в которую включены все многоквартирные жилые дома, признанные в период с 01 декабря 2012 года до 01 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу.

В связи с признанием в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>,
<адрес> и учитывая, что снос жилого дома в указанный срок собственниками не произведен, администрацией Верхнепашинского сельсовета <адрес> принято постановление № 20-п от 19 марта 2021 года «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийным и подле­жащим сносу». Согласно пункту 6 данного постановления определено: изъять для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, в целях сноса многоквартирного дома, признанного в установ­ленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

Пунктом 1.1. этого же постановления определено: изъять для муниципальных нужд жилые помещения в многоквар­тирном <адрес> по указанному выше адресу, в том числе жилое помещение .

25 марта 2022 г. администрацией Верхнепашинского сельсовета Енисейского района в адрес Литвинова Д.С. направлено письмо, в котором указан предполагаемый способ участия в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2022 г., согласно которому собственник имеет право:

- на выплату субсидии на приобретение (строительство) другого жилого помещения за 1/2 жилого помещения по адресу: <адрес>, в размере, рассчитанном в соответствии п. 2.1 Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение (строительство) другого жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 30.03.2021 г. № 167-п, в сумме 1 543 428,0 руб. (55,8 кв. м* 1/2*55320,0 руб.);

- на выплату денежного возмещения за 1/2 доли жилого помещения в размере 1/2 оценочной стоимости, рассчитанной в порядке, установленном п. 7 ст. 32 ЖК РФ, согласно отчета от 21.03.2022 г. № 21-03-22/1 «Об оценке размера возмещения за изымаемое жилое помещение по адресу: Россия, <адрес>», определенном в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ в сумме
647692,5 руб. (1 295 385,0 руб./2).

Определяя право Литвинова Д.С. на выплату денежного возмещения за 1/2 доли жилого помещения, ответчик руководствовался тем, что право собственности истца на 1/2 доли жилого помещения возникло после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Литвинов Д.С. отказался от подписания данного соглашения, полагая, что он имеет право на получении субсидии за всю площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности, поскольку на момент признания дома аварийным, у истца отсутствовали иные жилые помещения, пригодные для проживания, и на момент дарения 1/2 доли квартиры Литвинова М.С. не знала, что в Жилищный кодекс РФ внесены изменения в части невозможности получения дополнительных мер поддержки собственникам, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным, Литвинова М.С. не знала, что отчуждением своей доли она лишает истца права на получение субсидии за всю площадь жилого помещения.

Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам
Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам
Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса
Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Вместе с тем, Федеральным законом от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена ч. 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч.ч.8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 года.

Поскольку 1/2 доля жилого помещения по адресу: <адрес> была приобретена Литвиновым Д.С. ДД.ММ.ГГГГ (дата регистрации договора дарения), то есть после признания жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу, по возмездной сделке и в период действия положений
ч. 8.2 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая, что истец имеет право только на получение денежного возмещения (в отношении 1/2 доли жилого помещения) с учетом указанных положений действующего жилищного законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии у истца права на предоставление субсидии на приобретение другого жилого помещения взамен изымаемого, за 1/2 доли жилого помещения, перешедшей в собственность в порядке дарения.

Доводы истца о том, что при заключении договора дарения его сестра не знала о внесении изменений в жилищное законодательство, в данном случае не имеют правового значения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Литвинова Дмитрия Сергеевича к администрации Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности заключить соглашение о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, в отношении 1/2 доли жилого помещения, перешедшей в собственность в порядке дарения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.

Председательствующий Н.М. Ларионова

мотивированное решение составлено 12 декабря 2022 г.

Судья Н.М. Ларионова

2-813/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Литвинов Дмитрий Сергеевич
Ответчики
Администрация Верхнепашинского сельсовета
Другие
Министерство строительства Красноярского края,
Министерство строительства и ЖКХ России
Литвинова Татьяна Юрьевна
Суд
Енисейский районный суд Красноярского края
Судья
Ларионова Н.М.
Дело на сайте суда
eniseysk.krk.sudrf.ru
19.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2022Передача материалов судье
20.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.06.2022Предварительное судебное заседание
21.06.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.08.2022Предварительное судебное заседание
20.10.2022Судебное заседание
12.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2023Дело оформлено
13.01.2023Дело передано в архив
20.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее