Решение по делу № 11-4417/2022 от 15.03.2022

Судья Хорошевская М.В.

Дело 2-3139/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-4417/2022

19 апреля 2022 года г.Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего     Мицкевич А.Э.,

судей     Норик Е.Н., Морозовой Е.Г.,

при секретаре     Клышевой А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционными жалобами Гулигиной О. В., Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска, Администрации г.Челябинска на решение Советского районного суда г.Челябинска от 21 декабря 2021 года по иску Гулигиной О. В. к Министерству социальных отношений Челябинской области, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, Администрации города Челябинска о признании незаконным отказа во включении ее в льготный список нуждающихся в жилом помещении, включении в льготный список для предоставления жилого помещения,

Заслушав доклад судьи Норик Е.Н. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гулигина О.В. обратилась в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, Администрации г.Челябинска, в котором просила признать незаконным отказ Комитета от 15 апреля 2021 года во включении ее в льготный список нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как члена семьи инвалида и участника Великой Отечественной войны, вставшей на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях до 01 января 2005 года и возложить на ответчиков обязанность включить ее в указанный льготный список (т.1 л.д.4-7).

В обоснование заявленных требований указала, что Постановлением Главы администрации Центрального района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на очередь граждан для получения жилой площади» она совместно с матерью ФИО1 была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, при этом первоначально их поставили на учет в 1997 году в льготную очередь, как членов семьи ветерана Великой Отечественной войны.     В связи со смертью матери ФИО1 в 1999 году очередность на предоставление жилого помещения была сохранена за Гулигиной О.В. Полагает, что должна состоять в очереди на получение жилья как член семьи ветерана Великой Отечественной войны, поскольку ее отец ФИО2 являлся участником Великой Отечественной войны, был тяжело ранен в боях, имел инвалидность <данные изъяты>, имел правительственные награды. Кроме того, проживали они с семьей в бараке, после смерти отца она с мамой вынуждена была зарегистрироваться у своей сестры, поскольку своего жилья у них никогда не было, жилье по договору социального найма отцу никогда не предоставлялось, на момент постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, она являлась членом семьи своего отца, проживала совместно со своей матерью ФИО1 одной семьей, замуж не выходила, фамилию не меняла. В настоящее время проживает совместно с сестрой ФИО14 и ее сыном в однокомнатной квартире, принадлежащей сестре на праве собственности, своего жилого помещения не имеет. В письме от 15 апреля 2021 года Комитет указал, что она состоит в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на общих основаниях, поскольку ею не предоставлено документов, подтверждающих отношение к категории членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, с чем она не согласна, поскольку неоднократно предоставляла документы, подтверждающие статус отца как ветерана Великой Отечественной войны и родства с ним.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции истец Гулигина О.В. и ее представитель Амельченко О.М., действующая на основании ордера от 22 июня 2021 года, в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Представитель третьего лица Военного комиссариата <адрес> - Никкель М.Э., действующая на основании доверенности от 09 сентября 2020 года, в судебном заседании оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

Представители ответчиков Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, Администрации г. Челябинска, Министерства социальных отношений Челябинской области, представители третьих лиц Центрального УСЗН Администрации г.Челябинска при надлежащем извещении участие в судебном заседании не принимали.

Суд первой инстанции принял решение, которым исковые требования Гулигиной О.В. удовлетворил частично, обязал администрацию г.Челябинска поставить Гулигину О.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договору социального найма, как имеющей право на льготы, предусмотренные ст.15 Закона № 5-ФЗ «О ветеранах». В удовлетворении исковых требований Гулигиной О.В. к Министерству социальных отношений Челябинской области, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска о признании незаконным отказа, включении в льготный список для предоставления жилого помещения отказал (т.1 л.д.252-258).

В апелляционной жалобе Гулигина О.В. просила решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении ее иска в полном объеме. В обоснование требований жалобы указала, что вывод суда об отказе в признании незаконным отказа во включении в льготный список для предоставления жилого помещения не согласуется с выводом суда об удовлетворении ее требований о возложении на администрацию г.Челябинска обязанности включить ее в указанный список. Считает, что при принятии решения судом был нарушен принцип состязательности и равноправия сторон, что повлияло на результат рассмотрения дела (т.2 л.д.7-10).

В апелляционной жалобе Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска просил отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований Гулигиной О.В. в полном объеме. В обоснование требований жалобы указал, что Гулигина О.В., ее мать ФИО1 и сестра ФИО14 были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по общим основаниям. При этом, документы, подтверждающие право на льготы, ими представлены не были. Материалы дела не содержат доказательств того, что Гулигина О.В. относится к категории участников или ветеранов Великой Отечественной войны», удостоверения о праве на льготы как член семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий не имеет. Кроме того, на момент смерти отца – ФИО2 истице было <данные изъяты> лет. Доказательств того, что она являлась нетрудоспособной и находилась на иждивении ФИО2, не представлено. Полагает, что суд вышел за пределы заявленных требований, возложив на администрацию обязанность поставить Гулигину О.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договору социального найма, как имеющей право на льготы, предусмотренные ст.15 Закона № 5-ФЗ «О ветеранах» (т.2 л.д.18-20).

При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель ответчиков Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, Администрации г. Челябинска – Шкилонцева Д.Е., действующая на основании доверенностей от 24 февраля 2022 года и 09 марта 2022 года, в судебном заседании поддержала требования апелляционной жалобы Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска, в удовлетворении апелляционной жалобы Гулигиной О.В. просила отказать.

Представитель третьего лица Военного комиссариата Челябинской области - Никкель М.Э., действующая на основании доверенности от 18 декабря 2021 года, в судебном заседании оставила разрешение апелляционных жалоб на усмотрение судебной коллегии.

Истец Гулигина О.В., представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области, представители третьих лиц Центрального УСЗН Администрации г.Челябинска при надлежащем извещении участие в судебном заседании не приняли.

В связи с надлежащим извещением лиц, участвующих в деле, и размещением информации о месте и времени рассмотрения гражданского дела на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет, судебная коллегия, руководствуясь ч.3 ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Гулигина О.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является дочерью ФИО2 (т.1 л.д.22).

ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (т.1 л.д.28).

Из справок Военного комиссариата по Челябинской области и личного дела старшего лейтенанта в отставке ФИО2 усматривается, что он относился к участникам Великой Отечественной войны (п.п. «а» - «ж» п.п.1 п.1 статьи 2 Закона «О ветеранах»), имел одно тяжелое ранение, являлся инвалидом <данные изъяты>, награжден <данные изъяты>, то есть имел право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (т.1 л.д.24, 29, 150, 181-207).

Гулигина О.В. не имеет в собственности жилых помещений, что подтверждается справками ОГУП «Обл.ЦТИ» по Челябинской области и уведомлением Управления Росреестра по Челябинской области (т.1 л.д.40, 111, 116, 124, т.2 л.д.66).

В настоящее время Гулигина О.В. зарегистрирована и проживает в принадлежащем ФИО14 на праве собственности жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., вместе со ФИО14 (сестра) и ФИО16 (племянник) (т.1 л.д.21, 91-92, 108-109, 115, 123).

Постановлением Главы Администрации Центрального района г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на очередь граждан для получения жилой площади» мать Гулигиной О.В.ФИО1 была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по общему списку . После ее смерти очередь сохранилась за Гулигиной О.В. Документы, дающие право на льготное получение жилья (удостоверение семьи погибшего или пропавшего без вести воина к приравненным в установленном порядке лицам) заявителем и ее дочерью представлены не были (т.1 л.д.100, 130, 131).

В ответ на обращение истца Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска в письме от 15 апреля 2021 года указал, что Гулигина О.В. состоит в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на общих основаниях. В удовлетворении ее требований о постановке в льготную очередь на улучшение жилищных условий было отказано, поскольку ею не предоставлены документы, подтверждающие отношение к категории членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (т.1 л.д.16-19).

Удовлетворяя частично исковые требования Гулигиной О.В. и возлагая на администрацию г.Челябинска обязанность поставить Гулигину О.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договору социального найма, как имеющей право на льготы, предусмотренные ст.15 Закона № 5-ФЗ «О ветеранах», суд первой инстанции исходил из того, что Гулигина О.В. является дочерью участника Великой Отечественной войны ФИО2, была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий совместно с вдовой ФИО2 - ФИО1, и после смерти ФИО1 не утратила право состоять на данном учете, поскольку в собственности или на праве пользования жилых помещений не имеет.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах").

Из материалов дела следует, что Гулигина О.В. не относится к категории участников или ветеранов Великой Отечественной войны», в связи с чем оснований для признания за ней права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной ст.15 Федерального закона "О ветеранах", у суда первой инстанции не имелось.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции в части возложения на администрацию г.Челябинска обязанности поставить Гулигину О.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договору социального найма, как имеющей право на льготы, предусмотренные ст.15 Закона № 5-ФЗ «О ветеранах» подлежит отмене.

Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Как следует из содержания обращения Гулигиной О.В. в Администрацию г.Челябинска от 19 марта 2021 года и искового заявления Гулигиной О.В., она просила включить ее в льготный список нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как члена семьи инвалида и участника Великой Отечественной войны.

Меры социальной поддержки для данной категории лиц предусмотрены ст.21 Федерального закона "О ветеранах".

В силу ст.21 данного Федерального закона, меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 01 января 1992 года или Правительством РФ. Выдача удостоверения члена семьи ветерана боевых действий осуществляется членам семей лиц, указанных в пункте 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, погибших (умерших) и не получивших при жизни удостоверение ветерана боевых действий, на основании документов, подтверждающих факт гибели (смерти) указанных лиц, а также факт их участия в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач, работ, обеспечении боевых действий или выполнения специальных задач.

Единый образец бланка удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий утвержден Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2013 года № 519.

На территории Челябинской области выдача удостоверений о праве на льготы членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших при исполнении обязанностей военной службы, относится к числу государственных услуг, предоставляемых на основании административного регламента, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 16 ноября 2011 года №425-П.

     Доводы апелляционной жалобы Гулигиной О.В. о том, что отказ Администрации г.Челябинска во включении ее в льготный список нуждающихся в жилых помещениях является незаконным, судебная коллегия считает несостоятельными.

Поскольку на момент принятия Гулигиной О.В. 02 апреля 1999 года на учет нуждающихся в жилом помещении соответствующего удостоверения у нее не имелось, она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по общим основаниям.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что на момент смерти своего отца - ФИО2 истцу Гулигиной О.В. было <данные изъяты> лет. Доказательств того, что она являлась нетрудоспособной и находилась на иждивении ФИО2, материалы дела не содержат. Обстоятельств, дающих ей право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в ходе рассмотрения дела не установлено.

В связи с изложенным, у Администрации г.Челябинска не имелось оснований для включения Гулигиной О.В. в льготный список нуждающихся в жилых помещениях, отказ Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска в удовлетворении данных требований истца является законным и обоснованным, а исковые требования Гулигиной О.В. к Администрации г.Челябинска о признании незаконным отказа во включении в льготный список нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности включить ее в данный список удовлетворению не подлежат.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Гулигиной О.В. к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска и Министерству социальных отношений Челябинской области, суд первой инстанции верно указал, что в силу п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и ст.1 Закона Челябинской области от 16 июня 2005 года № 389-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления в Челябинской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», данные лица являются ненадлежащими ответчиками по делу.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в данной части.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г.Челябинска от 21 декабря 2021 года отменить в части возложения обязанности на Администрацию г.Челябинска поставить Гулигину О. В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договору социального найма, как имеющую право на льготы, предусмотренные ст. 15 закона №5-ФЗ «О ветеранах».

Принять в данной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Гулигиной О. В. к Администрации г.Челябинска о признании незаконным отказа во включении в льготный список нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности включить в льготный список нуждающихся в жилых помещениях отказать.

В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гулигиной О. В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 апреля 2022 года

11-4417/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Гулигина Ольга Викторовна
Ответчики
Министерство социальных отношений по Челябинской области
администрация г. Челябинска
КУИЗО г. Челябинска
Другие
Военный комиссариат Челябинской области
Администрация Центрального района г.Челябинска
Центральное УСЗН администрации г. Челябинска
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Норик Екатерина Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
15.03.2022Передача дела судье
19.04.2022Судебное заседание
29.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2022Передано в экспедицию
19.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее