Дело № 2а-6342/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 декабря 2018 года г. Барнаул
Судья Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края Мальцева О.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула к Илюшникову Валерию Ивановичу о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула обратилась в суд с административным иском к Илюшникову В.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 в размере 2 280 руб., пени в размере 1 354,46 руб.
В обоснование требований указано, что согласно данным органов ГИБДД Илюшникову В.И. на праве собственности в 2014 году принадлежали легковые автомобили Москвич 403, р/з №, Тойота Кариб, р/з №. В связи с неуплатой налогоплательщиком налога в установленный срок образовалась недоимка за 2014 год в размере 2 280 руб., начислены пени. Требование об уплате ответчиком не исполнено, сумма задолженности по налогам и пени не погашена.
Административное дело на основании ч. 7 ст. 150 и ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.
Исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого, платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
В соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» (в ред. от 11.05.2011 № 52-ЗС, 03.10.2014 N 76-ЗС) налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства: до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 10 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 20 руб.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 октября (за 2014 год) года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (часть 2 статьи 2 Закона Алтайского края в редакции на дату возникновения спорных правоотношений, статья 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
По данным административного истца, Илюшникову В.И. в 2014 году на праве собственности принадлежало транспортное средство Тойота Кариб, р/з №, мощностью 114 л.с., право собственности с 17.10.2005.
Размер транспортного налога за 2014 год составил 2 280 руб. Расчет и размер транспортного налога указан в налоговом уведомлении № 499726 от 01.06.2015, направленного почтовыми отправлениями в адрес административного ответчика 10.07.2015.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Поскольку в установленный срок Илюшников В.И. не произвел уплату транспортного налога, 20.10.2015 в адрес налогоплательщика направлено требование № 13944 об уплате транспортного налога за 2014 год в срок до 25.11.2015.
В связи с неисполнением требований об уплате налога Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула обратилась с настоящим административным иском в суд.
Проверяя соблюдение налоговым органом, порядка принудительного взыскания недоимки, суд исходит из факта пропуска срока на принудительное взыскание по следующим основаниям.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Установлено, что 27.08.2018 налоговая инспекция обратилась к мировому судье судебного района № 5 Центрального района г. Барнаула с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени.
Определением мирового судьи от 27.08.2018 отказано в принятии данного заявления на основании пункта 3 части 2 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с наличием спора о праве, разъяснено право на обращение в суд с данным требованием путем предъявления административного искового заявления.
В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснений Пленума, принимая во внимание, что требованием № 13944 срок уплаты обязательных платежей определен до 25.11.2015, срок для обращения в суд с требованием о взыскании недоимки начал течь 26.11.2015 и истек 26.05.2016. С настоящим иском административный ответчик обратился в суд 06.11.2018, то есть с пропуском срока, установленного ст. 48 НК РФ.
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, возлагается на административного истца.
В ходе рассмотрения дела налоговым органом таких доказательств не представлено и не указаны такие уважительные причины. Срок обращения в суд за взысканием недоимки истек 26.05.2016, определение мирового судьи об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа вынесено 27.08.2018, подача административного иска в суд последовала лишь 06.11.2018, то есть более двух лет с момента истечения срока, установленного для уплаты налога, вследствие чего указанный период не может быть признан разумно необходимым налоговому органу для реализации права на обращение с иском в суд.
Ссылки на невозможность в течение установленного законом срока предъявить требования ко всем должникам связаны с организацией работы налоговой службы и не могут влечь восстановление срока. Требования об уплате недоимки было направлено налогоплательщику в установленный срок, следовательно, налоговый орган имеет возможность отслеживать исполнение обязанности налогоплательщиком. Учитывая изложенное, пропущенный срок восстановлению не подлежит.
В связи с пропуском срока на принудительное взыскание недоимки пени за просрочку уплаты налога также не могут быть взысканы с ответчика.
С учетом установленных обстоятельств, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья О.А. Мальцева