Судья Германова С. В. гр. дело № 33-10774/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 ноября 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Гороховика А.С.,
судей Хаировой А.Х., Черкуновой Л.В.,
с участием прокурора Золиной Т.В.,
при секретаре Гапотченко Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя мэрии г.о. Тольятти по доверенности Бандарова А.Ю. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 16 сентября 2013 года, которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора г. Тольятти удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Крыловой Е.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, составом семьи 1 человек».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Тольятти обратился в суд с иском в интересах Крыловой Е. С. к мэрии г.о. Тольятти о предоставлении жилого помещения по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда на состав семьи 1 человек.
В обоснование иска прокурор указал, что Крылова Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится <данные изъяты>. Родители Крыловой Е.С. решением Автозаводского районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> Крыловой Е.С. Распоряжением Администрации Автозаводского района г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № № <данные изъяты> Крыловой Е.С. в лице <данные изъяты> ФИО1 Крылова Е.С. не имеет закрепленного жилья. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти №№ от ДД.ММ.ГГГГ года Крылова Е. С. принята на учет нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения как <данные изъяты>, с составом семьи 1 человек. До настоящего времени Крылова Е. С. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не обеспечена, проживает <данные изъяты>, обучается в <данные изъяты>.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением суда, представитель мэрии г.о. Тольятти Бандаров А.Ю. (по доверенности) подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное, указав в жалобе, что в <данные изъяты>, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на получение жилья, состоят 275 человек, Крылова Е.С. значится под номером №. По мнению ответчика, Крылова Е.С. имеет право претендовать на получение жилого помещения в порядке установленной очередности, не нарушая прав граждан, состоящих в указанном списке перед ней.
В судебное заседание истица Крылова Е. С. и представитель ответчика не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, причину неявки не сообщили, не просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, приступила к рассмотрению дела в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Золина Т.В. возражала против доводов апелляционной жалобы мэрии г. о. Тольятти, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав возражения прокурора на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Удовлетворяя требования прокурора г.о. Тольятти, суд пришел к правильному выводу о том, что к правоотношениям, сложившимся между сторонами, должны быть применены нормы Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года №15-ФЗ), Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД (в редакции от 10.04.2013 г.) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», поскольку действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции вышеуказанного Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции вышеуказанного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются����������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 г.) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частями 4,5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД установлено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно части 9 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру или жилой дом.
Статьями 5,6,8 Закона Самарской области от 05.03.2005 №77-ГД (в редакции от 29.12.2012 г.) «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием для которого послужило обращение к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Крылова Е. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится <данные изъяты>.
Распоряжением Администрации Автозаводского района г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № № <данные изъяты> Крыловой Е.С.
Крылова Е.С. является <данные изъяты>, зачислена в указанное учреждение приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Также установлено, что на основании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти №№ от ДД.ММ.ГГГГ Крылова Е. С. принята на учет нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, лиц из <данные изъяты>, с составом семьи 1 человек, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма по городу Тольятти, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади администрации г.о. Тольятти.
До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлялось. Согласно предоставленным сведениям, жилого помещения на праве собственности истец не имеет.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, связанных с предоставлением Крыловой Е.С. жилого помещения на условиях специализированного найма.
Довод апелляционной жалобы о том, а в <данные изъяты>, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на получение жилья, состоят 275 человек, Крылова Е.С. значится под номером №, и поэтому она имеет право претендовать на получение жилого помещения в порядке установленной очередности, не нарушая прав граждан, состоящих в указанном списке перед ней, поскольку право на внеочередное предоставление жилья отдельных категорий граждан не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 16 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя мэрии г.о. Тольятти Бандарова А.Ю. (по доверенности) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи