К делу № 2а-6012/19
23RS0041-01-2019-007181-09
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
05 июня 2019 года г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Бровцевой Р.Р.,
при секретаре Кузьмич Т.В.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Халиловой Рў.Р”.Рљ,, действующей РІ СЃРІРѕРёС… интересах Рё интересах недееспособной Р¤РРћ5, несовершеннолетних Р¤РРћ3, Р¤РРћ4 Рє администрации муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ Краснодар Рѕ признании незаконным бездействия Рё решения, возложении обязанности предоставить жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Халилова Рў.Р”.Рљ. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рѕ признании незаконным решения РѕР± отказе РІ предоставлении РІРѕ внеочередном РїРѕСЂСЏРґРєРµ жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма семье, имеющей РІ своем составе <данные изъяты> Рё обязании Администрации муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ Краснодар предоставить жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма РїРѕ РЅРѕСЂРјРµ предоставления, установленной РЅР° территории РњРћ Рі. Краснодар, РІРѕ внеочередном РїРѕСЂСЏРґРєРµ, СЃ учетом права Р¤РРћ5 РЅР° дополнительную жилую площадь.
РЎРІРѕРё требования мотивировала тем, что РѕРЅР°, Халилова Рў.Р”.Рљ,, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, является многодетной матерью, воспитывает троих детей: Р¤РРћ5, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, несовершеннолетнего Р¤РРћ3, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, несовершеннолетнюю Р¤РРћ4, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения. Как малоимущая семья РѕРЅРё поставлены РЅР° учёт РІ органах социальной защиты населения. Решением Прикубанского районного СЃСѓРґР° Рі. Краснодара РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ ее дочь, Р¤РРћ5 признана недееспособной. Распоряжением Управления социальной защиты населения министерства социального развития Рё семейной политики Краснодарского края РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Краснодаре РѕС‚ 21.05.2014 Рі. в„– 211-СЂ РѕРЅР° назначена её опекуном. Вышеуказанным составом семьи РёР· четырёх человек РѕРЅР° состоит РЅР° учёте граждан РІ качестве нуждающихся РІ жилых помещениях РІ муниципальном образовании РіРѕСЂРѕРґ Краснодар РїРѕ СЃРїРёСЃРєСѓ граждан категорий муниципальной подведомственности СЃ датой учёта — ДД.РњРњ.ГГГГ РџРѕ состоянию РЅР° ДД.РњРњ.ГГГГ порядковый номер — в„–. РЎ ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ5 включена РІ СЃРїРёСЃРѕРє граждан, страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний, РїСЂРё которых невозможно совместное проживание РІ РѕРґРЅРѕР№ квартире. РџРѕ состоянию РЅР° 01.01.2018 Рі. её порядковый номер — в„–. Ее дочь, <данные изъяты> просто необходима отдельная жилая площадь.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации МО г. Краснодар по доверенности Атагой Н.С. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.
Суд, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј, Халилова Рў.Р”.Рљ,, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, является многодетной матерью троих детей: Р¤РРћ5, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, несовершеннолетнего Р¤РРћ3, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, несовершеннолетнюю Р¤РРћ4, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения.
Как малоимущая семья они поставлены на учёт в органах социальной защиты населения, что подтверждается справкой УСЗН от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решением Прикубанского районного СЃСѓРґР° Рі. Краснодара РѕС‚ 04.02.2014 Рі. Р¤РРћ5, признана недееспособной.
Распоряжением Управления социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в городе Краснодаре от ДД.ММ.ГГГГ № истец назначена её опекуном.
Вышеуказанным составом семьи из четырёх человек они состоят на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании город Краснодар по списку граждан категорий муниципальной подведомственности с датой учёта - ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ порядковый номер — №
РЎ ДД.РњРњ.ГГГГ дочь истца, Р¤РРћ5, включена РІ СЃРїРёСЃРѕРє граждан, страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний, РїСЂРё которых невозможно совместное проживание РІ РѕРґРЅРѕР№ квартире.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ её порядковый №.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Р’ настоящее время семья истца зарегистрирована РїРѕ месту жительства Рё проживает РІ комнате в„–, общей площадью <данные изъяты> РєРІ.Рј. РїРѕ <адрес>. Указанная комната РЅР° праве общей долевой собственности принадлежит Р¤РРћ5 Р¤РРћ15, Р¤РРћ4
Рмеющиеся Сѓ Р¤РРћ5 заболевания, РІ особенности психическое расстройство, делают невозможным проживание СЃ ней РІ РѕРґРЅРѕР№ комнате семьи РёР· четырех человек. Её состояние Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Рё поведение негативно отражаются РЅР° психическом состоянии РґСЂСѓРіРёС… несовершеннолетних детей, поэтому для проживания Р¤РРћ5 просто необходима отдельная жилая площадь.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ гражданам, страдающие тяжёлыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Таким образом, указанная норма ЖК РФ устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав граждан, страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включение их в какую-либо очередь.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно заключению Р’Рљ ГБУЗ Городская поликлиника в„– 12 Рі. Краснодара в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ имеющееся Сѓ Р¤РРћ5 заболевание - детский церебральный паралич (шифр РїРѕ в„–) даёт ей право РЅР° дополнительную жилую площадь.
Таким образом, заболевания, которыми страдает Р¤РРћ5 дают ей право РЅР° предоставление РІРЅРµ очереди жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма, Р° также право РЅР° дополнительную жилую площадь.
Как было указано выше, РІ силу имеющихся Сѓ Р¤РРћ5 заболеваний РѕРЅР° РЅРµ может проживать РѕРґРЅР° Рё нуждается РІ постоянном постороннем СѓС…РѕРґРµ, поэтому истец, как мать Рё как опекун Р¤РРћ5 должна проживать совместно СЃ ней Рё этот СѓС…РѕРґ ей обеспечивать. Однако одновременно РѕРЅР° является Рё матерью РґРІРѕРёС… несовершеннолетних детей, которые РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ проживать отдельно РѕС‚ нее Рё тоже нуждаются РІ ее СѓС…РѕРґРµ Рё материнской заботе.
РџСЂРё таких обстоятельствах жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма РІРѕ внеочередном РїРѕСЂСЏРґРєРµ должно предоставляться семье истца, состоящей РёР· четырёх человек, Р° РЅРµ отдельно Р¤РРћ5
<данные изъяты>
Как указывает Верховный Суд Российской Федерации в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № для предоставления гражданину, страдающему тяжёлой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание в одной квартире, жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учёт нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжёлой формы хронического заболевания. Каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме вышеперечисленных Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Таким образом, жилищное законодательство (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилого посещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Таким образом, администрация муниципального образования должна была предоставить семье истца жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма незамедлительно СЃ момента включения Р¤РРћ5 РІ СЃРїРёСЃРѕРє граждан, страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний.
Однако с 2009 года администрация муниципального образования город Краснодар бездействовала и жилое помещение семье истца так и не предоставила.
<данные изъяты>
Принимая семью истца на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, государство тем самым приняло на себя обязательство по обеспечению ее семьи жилым помещением, что до сих пор не нашло своей реализации.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 40).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище том числе, путём предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Однако письмом управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ № Халиловой Т.Д.К. отказано в удовлетворении данного заявления.
В обоснование отказа Управление ссылалось на то обстоятельство, что в муниципальном образовании город Краснодар на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку граждан, страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, первоочередник состоит с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 21.07.2017 № 859 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» постановление Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» признано утратившим силу.
С ДД.ММ.ГГГГ действует новый перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (далее - Перечень), утверждённый Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №
Однако справка Рѕ наличии (отсутствии) Сѓ Р¤РРћ5 тяжёлой формы хронического заболевания, РїСЂРё которых невозможно совместное проживание граждан РІ РѕРґРЅРѕР№ квартире, указанной РІ Перечне, РІ Управление представлена РЅРµ была.
Суд полагает, что отказ в предоставлении семье истца жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма во внеочередном не обоснован и существенно нарушает ее жилищные права.
Как было указано выше, в силу пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ предоставление гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включение их в какую-либо очередь и не может зависеть от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильём других очередников.
Закрепляя право каждого на жилище, Конституция РФ возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 Конституции).
РР· изложенного следует, что обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся РІ улучшении жилищных условий, жилыми помещениями является безусловной обязанностью органов местного самоуправления, которая РЅРµ ставится РІ зависимость РѕС‚ каких-либо условий, РІ том числе финансовых Рё иных возможностей указанных органов.
Р¤РРћ5 была поставлена РЅР° учёт граждан РІ качестве нуждающихся РІ жилых помещениях РїРѕ СЃРїРёСЃРєСѓ граждан, страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний, РїСЂРё которых невозможно совместное проживание граждан РІ РѕРґРЅРѕР№ квартире, ДД.РњРњ.ГГГГ. то есть РІ период действия постановления Правительства Р Р¤ РѕС‚ 16.06.2006 в„– 78 «Об утверждении перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, РїСЂРё которых невозможно совместное проживание граждан РІ РѕРґРЅРѕР№ квартире».
Указанное постановление утратило силу ДД.РњРњ.ГГГГ, то есть РїРѕ истечении почти 9 лет СЃ момента постановки Р¤РРћ5 РЅР° учёт.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного, право РЅР° внеочередное обеспечение жилым помещением СЃ учётом права РЅР° дополнительную жилую площадь возникло Сѓ Р¤РРћ5 РґРѕ изменения действующего законодательства. Внеочередной характер обеспечения жилым помещением предполагает немедленную реализацию возникшего права.
РўРѕ обстоятельство, что Р¤РРћ5 РЅРµ была обеспечена органом местного самоуправления жилым помещением РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, РЅРµ освобождает администрацию муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ Краснодар РѕС‚ исполнения обязанности, которая была возложена РЅР° неё законом, поскольку акты жилищного законодательства РЅРµ имеют обратной силы Рё применяются Рє жилищным отношениям, возникшим после введения его РІ действие (часть 1 статьи 6 Р–Рљ Р Р¤).
Таким образом, изменение перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку квартира не была предоставлена в период с 12.02.2009 г. по 01.01.2018 г. не по вине истца, а из-за незаконного бездействия администрации муниципального образования город Краснодар.
<данные изъяты>
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Халиловой Рў.Р”.Рљ,, действующей РІ СЃРІРѕРёС… интересах Рё интересах недееспособной Р¤РРћ5, несовершеннолетних Р¤РРћ3, Р¤РРћ4 Рє администрации муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ Краснодар Рѕ признании незаконным бездействия Рё решения, возложении обязанности предоставить жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма — удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в необеспечении семьи Халиловой Т.Д.К., имеющей в своём составе <данные изъяты>, жилым помещением по договору социального найма.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования город Краснодар, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, в предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма семье, имеющей в своём составе инвалида, страдающего тяжёлой формой хронического заболевания.
Обязать администрацию муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ Краснодар предоставить семье Халиловой Рў.Р”.Рљ. РЅР° состав семьи 4 человека жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма РїРѕ РЅРѕСЂРјРµ предоставления, установленной РЅР° территории муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ Краснодар, РІРѕ внеочередном РїРѕСЂСЏРґРєРµ, СЃ учётом права Р¤РРћ5 РЅР° дополнительную жилую площадь.
Предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно соответствовать требованиям, позволяющим обеспечить потребности <данные изъяты>, и должно быть приспособлено для нужд <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца.
РЎСѓРґСЊСЏ: