Дело № 2а-3518/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 20 марта 2019 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Макарова М.В., единолично, при секретаре Архиповой О.М., с участием административного ответчика судебного пристава-исполнителя Якутского межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Афанасьевой У.В., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Саха (Якутия) Решетниковой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Филимонова Виктора Александровича к судебному приставу-исполнителю Якутского межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Афанасьевой Ульяне Владимировне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам,
у с т а н о в и л :
Административный истец обратился в суд с административным иском о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от 28 февраля 2019 года, согласно которому общая задолженность по алиментам составляет ___ руб. С указанным постановлением не согласен, так как 15 января 2015 года он назначен ___ ___., м 02 февраля 2015 года назначен ___ ___; за периоды с 2013 года, 2016 года, 2017 года предоставлял справки 2-НДФЛ о заработной плате, обращался о перерасчете; в ранее полученном постановлении о расчете задолженности на 13 января 2015 года указана задолженность в размере 16871,39 руб. Просит признать указанное постановление незаконным, обязать произвести перерасчет.
В судебное заседание административный истец, представитель административного истца, заинтересованное лицо Черных Е.Б., будучи надлежаще извещенными не явились.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебный пристав-исполнитель ЯМО по ИОВИП УФССП по РС (Я) Афанасьева У.В. административный иск не признала в полном объеме, суду показала, что должник не ставил её в известность о том, что он является опекуном, справки о заработной плате не предоставлял, в 2016 году приносил трудовой договор о том, что он работает в ___, с указанием размера заработной платы в размере ___ руб. Данный трудовой договор не был принят во внимание, так как не была предоставлена справка 2-НДФЛ. Также Филимонов В.А. предоставлял квитанции о добровольной оплате алиментов, они были включены, примерно на ___ руб., иных квитанций он не приносил. Расчет задолженности по заработной плате производился, исходя из размера средней заработной платы по данным Госкомстата. Справка 2-НДФЛ за 2016 года с июля по декабрь 2016 года не была учтена, так как предоставлена незаверенная копия.
Представитель административного ответчика УФССП России по РС (Я) в судебном заседании с иском не согласилась, суду показала, что расчет задолженности произведен с 2013 года, все квитанции были учтены. Трудовой договор предоставлен в копии, не заверен; справки 2-НДФЛ не представлено, ответы Налоговой службы и Пенсионного фонда не подтвердили, что данный человек был трудоустроен; распоряжения по опеке сданы только 18 марта 2019 года.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Порядок определения размера задолженности по алиментам регламентируется статьей 102 Закона об исполнительном производстве, статьей 113 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которым размер задолженности по алиментам определяется судебным приставом-исполнителем исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Статьей 111 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лица, уплачивающего алименты, в трехдневный срок сообщать судебному исполнителю и лицу, получающему алименты, о перемене места работы или жительства, а при уплате алиментов несовершеннолетним детям - и о наличии дополнительного заработка или иного дохода (пункт 2).
В силу части 5 статьи 98 Закона об исполнительном производстве на должника гражданина также возлагается обязанность сообщать судебному приставу-исполнителю сведения о месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов.
Системный анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что при возбуждении исполнительного производства о взыскании алиментов и при отсутствии у судебного пристава-исполнителя сведений о месте работы должника, обязанность предоставлять сведения о месте работы и месте получения доходов возникает у должника в течение трех дней со дня получения им копии постановления о возбуждении исполнительного производства, который должник извещается о принудительном исполнении требований исполнительного документа. В течение этого времени должник имеет право предоставить судебному приставу-исполнителю сведения о месте своей работы, месте получения доходов, на которые может быть обращено взыскание. Если по истечении этого времени должник не исполняет названных обязанностей, не представляет документов о своих доходах, судебный пристав-исполнитель в силу статьи 102 Закона об исполнительном производстве и статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации вправе рассчитать задолженность по алиментам исходя из размера средней заработной платы по Российской Федерации.
Как установлено судом, исполнительное производство № 10330/16/14038-ИП о взыскании алиментов с Филимонова В.А. на ребенка в размере ___ доли доходов ежемесячно в пользу Черных Е.Б. возбуждено 17 мая 2013 года на основании решения мирового судьи судебного участка № 44 г.Якутска и в настоящее время находится в производстве судебного пристава-исполнителя ЯМО по ИВОИП УФССП России по РС (Я) Афанасьевой У.В.
В соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя от 12 февраля 2019 года определена задолженность Филимонова В.А. по алиментам за период с 05 марта 2013 года по 12 февраля 2019 года по состоянию на 12 февраля 2019 года в размере ___,10 руб.
Указанная задолженность определена исходя из размера средней заработной платы в РФ на момент взыскания, согласно п. 4 чт. 113 СК РФ.
Свои доводы административный истец обосновывает тем, что 15 января 2015 года он назначен опекуном ___., м 02 февраля 2015 года назначен ___ ___; за периоды 2013 год, 2016 год, 2017 год предоставлял справки 2-НДФЛ о заработной плате, обращался о перерасчете; в ранее полученном постановлении о расчете задолженности на 13 января 2015 года указана задолженность в размере ___ руб.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства о том, что административный истец обращался к судебному приставу-исполнителю с данными документами, в деле имеется заявление о перерасчете задолженности по алиментам, поскольку не были учтены платежи за период с 2014 по 2017 годы и не приняты во внимание справки 2-НДФЛ, предоставленные ранее.
Из показаний административного ответчика следует, что предоставленные расписки были учтены при расчете задолженности, справка 2-НДФЛ в период с июля по декабрь 2016 года не была учтена, так как была предоставлена не заверенная копия.
В материалах дела указанные справки административным истцом не предоставлены, также как и не предоставлены сведения о том, что он уведомлял судебного пристава-исполнителя, о том, что является опекуном ___.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель определил задолженность Филимовнова В.А. в соответствии с судебным актом, на основании которого было возбуждено исполнительное производство.
Суд с учетом установленных по делу обстоятельств приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
При этом суд исходит из того, что принятое судебным приставом-исполнителем постановление о расчете задолженности по алиментам от 12 февраля 2019 года является законным и обоснованным, а нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца в данном случае не усматривается.
Действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в рамках возбужденного исполнительного производства, соответствуют требованиям Федерального закона "Об исполнительном производстве" и законодательства, регулирующего алиментные обязательства.
При этом суд полагает необходимым отметить, что административный истец не лишен возможности в случае изменения материального положения обратиться к мировому судье с иском об изменении установленного размера алиментов в соответствии с ч. 1 ст. 119 СК РФ.
Согласно пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов" размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (пункт 3 статьи 113 СК РФ, часть 2 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
В случае, если какая-либо из сторон не согласна с определением задолженности по алиментам, исходя из положений пункта 5 статьи 113 СК РФ, части 4 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ указанный вопрос подлежит разрешению судом в порядке искового производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.
С учетом названной правовой позиции, Филимонов В.А. вправе обратится в суд с иском об определении задолженности по алиментам.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Филимонова Виктора Александровича к судебному приставу-исполнителю Якутского межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Афанасьевой Ульяне Владимировне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: М.В.Макаров
Решение изготовлено: 22 марта 2019 года