АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 мая 2018 года с. Тоцкое
Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Сайфутдиновой В.Г.,
при секретаре Тарасовой Т.А.,
с участием представителя истца Новичковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тоцкого районного суда Оренбургской области гражданское дело по иску Адарченко Л.И. к администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области, Министерству образования Оренбургской области о взыскании денежных средств в качестве возмещения расходов по оплате за освещение по апелляционной жалобе Адарченко Л.И. на решение мирового судьи судебного участка № 1 Тоцкого района Оренбургской области от 15.02.2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Адарченко Л.М. обратилась к мировому судье с указанным иском к ответчикам.
В обоснование заявленных требований указала, работает в МБДОУ Богдановская СОШ в должности учителя. Как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Проживает в жилом доме, расположенном в сельском поселении Тоцкого района Оренбургской области. Ответчики не в полном объёме возмещают её расходы по оплате электроэнергии, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.
С учетом уточнения просила взыскать в пользу Адарченко Л.И. с администрации муниципального образования Тоцкий район в качестве возмещения расходов по оплате за освещение жилого помещения за период с 01 ноября 2014 года по 31 декабря 2016 года 20537, 32 рубля (из которых 2462, 21 рубля проценты по ст. 395 ГК РФ), с Министерства образования Оренбургской области в качестве возмещения расходов по оплате за освещение за период с 01 января 2017 года по 31 июля 2017 года 3817, 48 рубля (из которых 143, 27 рубля проценты по ст. 395 ГК РФ).
Решением мирового судьи судебного участка № 1 Тоцкого района Оренбургской области от 15.02.2018 года в удовлетворении исковых требований Адарченко Л.И. отказано.
С указанным решением не согласилась истец Адарченко Л.И., представила апелляционную жалобу, в которой просила решение отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность.
Истец Адарченко Л.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ее интересы представляла Новичкова М.В., действующая в порядке части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Представитель истца - Новичкова М.В. поддержала доводы, указанные в апелляционной жалобе, просила решение мирового судьи отменить, вынести новое решение об удовлетворении требований истца.
Представители ответчиков, третьего лица – отдела образования администрации Тоцкого района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражение, приходит к следующим выводам:
Защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина законы в Российской Федерации не должны издаваться (пункты "б" и "ж" части 1 статьи 72, статья 2, часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации, следовательно, федеральные и региональные органы государственной власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
В соответствии с подпунктами "е" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации также находятся общие вопросы образования и жилищное законодательство.
С 01 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 года), который, как и ранее действовавший Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", закрепил право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также предусмотрел, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций - законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47 и абзац третий пункта 5 статьи 55 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ, вступившего в законную силу с 11 января 2011 года, соответственно).
Таким образом, с 11 января 2011 года федеральный законодатель вместо права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), как это было предусмотрено абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, дополнившего приведенную норму указанием об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, законодательными актами субъектов Российской Федерации, установил педагогическим работникам образовательных учреждений право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в устанавливаемом нормативным правовым актом федерального или регионального уровня размере.
Такое правовое регулирование согласуется с положениями части 1 статьи 160 Жилищного кодекса РФ о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
До 1 января 2005 года (до вступления в законную силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) федеральное законодательство предусматривало предоставление отдельным категориям граждан льгот и выплат в натуральной форме.
Изменяя с 1 января 2005 года правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки, в части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ законодатель указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие, согласно которому при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.
Федеральный законодатель, устанавливая с 11 января 2011 года для названной выше категории граждан меру социальной поддержки в виде права на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, в статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" установил, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение статьи 55 названного закона не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного закона.
В целях правового регулирования вопросов по предоставлению мер социальной поддержки граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области был принят Закон от 29 декабря 2007 года №1834/378-IV-ОЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатного жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности».
В статье 2 данного закона было закреплено, что размер возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатного жилья с отоплением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, определяется исходя из расчета предоставления мер социальной поддержки на площадь жилья не более 18 кв. метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи педагогического работника, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метров - на семью из двух человек, 33 кв. метров - на одиноко проживающих граждан.
Размер возмещения расходов по предоставлению бесплатного освещения устанавливается в размере стоимости потребляемой электроэнергии 18 кВт в месяц, а для педагогических работников, имеющих жилое помещение свыше 24 кв. метров, - 27 кВт.
Расчет общей суммы возмещения расходов по муниципальному образованию производится исходя из количества педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, нормативов, установленных настоящим Законом, и действующих на территории муниципального образования тарифов на услуги за наем жилого помещения, отопление и освещение, но не более фактически произведенных затрат на оплату этих услуг.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2008 года № 47-Г-8-22 статья 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1834/378-IV-ОЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатного жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» признана недействующей.
Законом Оренбургской области от 31 декабря 2008 года № 2719/585-IV-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатного жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» статья 2 изложена в следующей редакции: «размер возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатного жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности (в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам, имеющим стаж работы в соответствующих учреждениях сельской местности не менее 10 лет), который определялся исходя из размера площади жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками, объема электрической и тепловой энергии, потребляемой на освещение и отопление этих помещений, тарифов на энергоносители и услуги за наем жилого помещения, действующие в конкретном муниципальном образовании».
В связи с внесением изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» Законом Оренбургской области от 09 июля 2012 года № 911/273-V-ОЗ были также внесены изменения в Закон Оренбургской области «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатного жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» статья 2 изложена в следующей редакции: «размер возмещения расходов, связанных с реализацией педагогическими работниками муниципальных и государственных областных образовательных учреждений, работающими и проживающими в сельской местности (в том числе вышедшими на пенсию и имеющими стаж работы в соответствующих учреждениях сельской местности не менее 10 лет), права на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, определяется исходя из следующих условий:
- тарифов на оплату жилого помещения (услуг по найму жилого помещения, а также услуг и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения;
- размера площади жилых помещений, занимаемых педагогическим работником;
- объема потребляемых услуг отопления, определяемого по показаниям прибора учета по отпуску энергоресурсов для отопления жилого помещения, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, утвержденных в установленном порядке (в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления);
- объема потребляемых услуг электроснабжения для освещения жилого помещения, определяемого по прибору учета, но не выше потребленной электроэнергии на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Оренбургской области.
При использовании в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, товариществах собственников жилья, других объединениях собственников тарифов по оплате жилого помещения, ниже установленных органами местного самоуправления, размер возмещения расходов на предоставление социальной поддержки определяется исходя из фактически применяемых тарифов по оплате жилого помещения.
В целях реализации Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1834/378-IV-ОЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» Постановлением Правительства Оренбургской области от 14 февраля 2008 года № 55-п, действовавшее до 01 января 2017 года утверждено Положение о порядке возмещения местным бюджетам фактически произведенных расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Оренбургской области, компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций.
В данном порядке закреплена формула, по которой определяется объем электрической энергии, расходуемой на освещение жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками: W = S x Р x К x N x D, где:
S - общая площадь жилого помещения, занимаемого педагогическим работником, кв. м;
Р - удельная мощность приборов освещения в расчете на один квадратный метр общей жилой площади жилого помещения в размере 0,015 кВт/кв. м;
К - коэффициент одновременного включения приборов освещения, равный 0,35;
N - среднесуточное количество часов использования приборов освещения в размере 8 часов;
D - количество дней в расчетном периоде (30 дней в месяц).
Аналогичная формула закреплена в соответствующей Методике, утвержденной Постановлением Правительства Оренбургской области № 412-п от 09 июня 2017 года, распространившее действие на отношения, возникшие с 01 января 2017 года.
Из материалов дела следует, истец работает в МБДОУ Богдановская СОШ в должности учителя беспрерывно со 02.09.2002 года, впервые трудоустраивалась в данную школу 15.08.1980 года.
Проживает в жилом доме, расположенном в сельском поселении Тоцкого района Оренбургской области.
Как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, истец имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Электроэнергия истцом за период с 01 ноября 2014 года по 31.07.2017 года оплачена полностью в размере начислений энергоснабжающей организации.
Из материалов дела следует, что истцу произведено возмещение расходов на электроэнергию по представленным квитанциям, рассчитанным согласно вышеуказанным, действующими в спорные периоды Методикам.
Таким образом, оценив установленные обстоятельства, руководствуясь требованиями действующего законодательства, мировой судья пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований истца.
Суд приходит к выводу о том, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены мировым судьей правильно, доводы, изложенные в решении мирового судьи основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
С выводами мирового судьи, изложенными в решении, суд апелляционной инстанции соглашается, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного, суд не находит оснований для отмены или изменения решения мирового судьи, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №1 ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15.02.2018 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
