Дело № 2а-540/2018 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2018 года г. Гвардейск
Гвардейский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Салаховой Н.Р.,
при секретаре Новоточиновой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Алексеева Александра Николаевича, Молякова Сергея Александровича, Евтушенко Ярослава Николаевича к администрации МО «Гвардейский городской округ» об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ :
Алексеев А.Н., Моляков С.А. и Евтушенко Я.Н. обратились в суд с административным иском к администрации МО «Гвардейский городской округ» о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий, выраженных в уведомлениях от 24.05.2018.
В обоснование требований указали, что 24 мая 2018 года административными истцами на имя главы администрации МО «Гвардейский городской округ» были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий:
- пикетирования в поддержку законодательного запрета дискриминации геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России с целью призыва к внесению в российское законодательство прямого запрета дискриминации людей по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности, проведение которого должно было состояться 3 июня 2018 года с 9 до 10 часов на площади Победы в г. Гвардейск с количеством участников до 200 человек;
- пикетирования с призывом к соблюдению конституционного права сексуальных и гендерных меньшинств на свободу мирных собраний в России с целью призыва к исполнению постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Алексеев против России» о неправомерности запретов публичный акций гей-прайдов в Москве, а также призыва к соблюдению права на свободу собраний геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России, гарантированного статьей 31 Конституции РФ; проведение которого должно было состояться 3 июня 2018 года с 12 до 13 часов на площади Победы в г. Гвардейск с количеством участников до 200 человек;
- шествия Гвардейского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению, шествие должно состояться 8 июня 2018 года с 9 до 11 часов по ул. Ленина, Центральному переулку, площади Победы, и Красноармейской улице от улицы Калининградской до улицы Карла Маркса в г. Гварейск с количеством участников до 200 человек.
28 мая 2018 года Главой администрации МО «Гвардейский городской округ» было принято решение об отказе в согласовании проведения трех заявленных публичных мероприятий, которое административные истцы считают незаконным, поскольку оно нарушает их права, гарантированные статьей 31 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом N 54-ФЗ от 19.06.2004 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Считают, что административный ответчик нарушил порядок согласования публичных мероприятий в связи с непредоставлением административным истцам предложения об изменении места и времени проведения заявленных публичных мероприятий с указанием конкретного альтернативного места и времени проведения шествия и митингов, необоснованно сделал вывод, что заявленные публичные мероприятия направлены на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.
В судебное заседание административные истцы не явились, направили письменное ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, требование поддержали.
Представитель административного ответчика Бреньков Д.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, от него поступил письменный отзыв с просьбой рассмотреть дело без его участия и в удовлетворении требований отказать, поскольку заявленные цели публичных мероприятий были сформулированы административными истцами таким образом, что давали административному ответчику основания для выводов об их несоответствии положениям Конституции РФ и нарушении запретов, предусмотренных ФЗ № 124 от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ФЗ № 436 от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», ст. 6.21 КоАП РФ, фактически направлены в том числе и на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних в местах их нахождения.
Учитывая надлежащее извещение указанных лиц о времени и месте судебного заседания, руководствуясь положениями ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела и дав им оценку, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", статья 4 которого в рамках организации публичного мероприятия определяет ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (п. 1 статьи 2).
Одной из процедур, согласно ч. 1 ст. 7 указанного закона, является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 закона уведомление о проведении публичного мероприятия - это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Обязанности органа местного самоуправления, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия, установлены статьей 12 Федерального закона, в силу п. 2 ч. 1 которой одной из обязанностей является доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В силу ч. 2 ст. 12 вышеназванного закона в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Как установлено судом при рассмотрении дела, 24 мая 2018 от организатора публичных мероприятий Алексеева Н.А. и лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичных мероприятий, Молякова С.А. и Евтушенко Я.Н. главе администрации МО «Гвардейский городской округ» поступили уведомления (вх.33 555, 556, 557) о проведении в г. Гвардейск трех публичных мероприятий – пикетирования в поддержку законодательного запрета дискриминации геев, лисбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России, пикетирования с призывом к соблюдению конституционного права сексуальных и гендерных меньшинств на свободу мирных собраний в России в г. Гвардейск, шествия Гвардейского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России, 3 июня 2018 года соответственно с 9 до 10 часов и с 12 до 13 часов, и 8 июня с 9 до 11 часов.
Указанные уведомления были рассмотрены главой администрации МО «Гвардейский городской округ» и заявителю Алексееву Н.А. направлен письменный ответ (уведомление) от 28.05.2018 года (исх. № 3906) об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий, принятый на основании части 1 пункта 2, части 2 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", с указанием, что цели проведения указанных мероприятий нарушают запреты, предусмотренные положениями Федеральных законов от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", поскольку направлены на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних; проведение заявленных публичных мероприятий в открытых для свободного посещения местах свидетельствует о том, что будут нарушены права и свободы лиц, не участвующих в публичных мероприятиях, а также причинен моральный вред детям, ставшим их свидетелями.
Кроме того, в оспариваемом ответе разъяснено, что проведение публичных мероприятий в заявленных местах будет нарушать требования ч. 1 ст. 6.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, запрещающей пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, так как они относятся к открытым для свободного посещения местам. Также, поскольку в связи с поданным уведомлением с вх. № 555 в цели проведения шествия указано о привлечении внимания общества и власти к фашизму и ксенофобии, административным ответчиком обращено внимание заявителя на то, что статьями 20.3, 20.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, а также за производство и распространение экстремистских материалов.
Суд считает, что оспариваемым решением главы администрации МО «Гвардейский городской округ» уведомления административных истцов рассмотрены и решение по ним принято в установленные сроки, содержит обоснование невозможности согласования проведения публичных мероприятий в соответствии с целями и темами, которые не противоречат Конституции Российской Федерации и приведенному законодательству Российской Федерации.
Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения (пункт 1 статьи 14).
В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (пункт 2 статьи 14).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 вышеназванного закона к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится, в том числе, информация, отрицающая семейные ценности и пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 этого Федерального закона под доступом детей к информации подразумевается любая возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.
Часть 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность.
Проанализировав содержание оспариваемого административными истцами уведомления административного ответчика, соотнеся их с содержанием вышеприведенных положений законодательства Российской Федерации, запрещающего пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение административного ответчика соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и не нарушает права административных истцов, поскольку заявленные административными истцами мероприятия намечались к проведению в публичных местах – площади Победы, улицах Ленина, Калининградской, Красноармейской, Центральном переулке города Гвардейск, где проводят свое свободное время, обучаются несовершеннолетние граждане Российской Федерации. Заявленные цели их проведения в указанных местах нарушают вышеуказанные запреты, установленные законодательством Российской Федерации, поскольку направлены на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних в местах нахождения несовершеннолетних. Уполномоченный орган местного самоуправления Гвардейского городского округа, установив несоответствие целей заявленных публичных мероприятий законодательству Российской Федерации, в соответствии с требованиями части 2 статьи 12 Федерального закона уведомил об этом административных истцов, предупредив об ответственности за нарушения законодательства.
Ссылка административных истцов в иске на нарушение административным ответчиком порядка согласования публичных мероприятий в связи с непредоставлением предложения об изменении места или времени проведения заявленных публичных мероприятий судом не может быть признана состоятельной, поскольку административным истцам отказано в согласовании проведения публичных мероприятий по тому основанию, что цели запланированных мероприятий и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции РФ и нарушают запреты, предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях и в данном случае у органа местного самоуправления отсутствовала обязанность предложить организатору проведения публичных мероприятий изменить место или время их проведения.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения незаконным.
Поскольку такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется и судом не установлено, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Алексеева Александра Николаевича, Молякова Сергея Александровича, Евтушенко Ярослава Николаевича к администрации МО «Гвардейский городской округ» о признании незаконным решения об отказе в согласовании заявленных публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований, понуждении к согласованию проведения заявленных публичных мероприятий - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 16 июля 2018 года.
Судья Н.Р. Салахова