Решение от 06.09.2017 по делу № 33а-12114/2017 от 04.09.2017

Судья Сизых Л.С.           33а-12114/2017                                              085а

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 сентября 2017 года                         г. Красноярск    

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Полынцева С.Н.,

судей Корниенко А.Н., Жуля А.В.,

при секретаре Малышевой Т.А.,

с участием прокурора Гайдук О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуля А.В.

административное дело по административному исковому заявлению Красноярского краевого отделения Политической партии «Коммунистическая Партия Коммунисты России» к Избирательной комиссии муниципального образования г.Назарово Красноярского края о защите избирательных прав,

по апелляционной жалобе уполномоченного представителя избирательного объединения Красноярское региональное (краевое) отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»- Рукосуева О.В.

на решение Назаровского городского суда Красноярского края от 18 августа 2017 года, которым постановлено:

«Решение Избирательной комиссии муниципального образования г.Назарово Красноярского края № 11/66 от 04 августа 2017 г. «О регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Назаровского городского Совета депутатов пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением Красноярское региональное (краевое) отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», признать незаконным и отменить».

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Красноярское краевое отделение Политической партии «Коммунистическая Партия Коммунисты России» обратилось с административным иском к Избирательной комиссии муниципального образования г. Назарово Красноярского края о признании незаконным и отмене решения № 11/66 от 04 августа 2017 г. «О регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Назаровского городского Совета депутатов пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением Красноярское региональное (краевое) отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Требования мотивированы тем, что 04 августа 2017 года Избирательная комиссия муниципального образования г.Назарово Красноярского края приняла решение № 11/65 о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Назаровского городского совета депутатов пятого Созыва, выдвинутого избирательным объединением Красноярское краевое отделение Политической партии «Коммунистическая Партия Коммунисты России». 04 августа 2017 года избирательная комиссия муниципального образования г.Назарово Красноярского края приняла решение № 11/66 о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Назаровского городского Совета депутатов пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением Красноярское региональное (краевое) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в количестве 13 человек, которое является незаконным и подлежит отмене. Красноярское региональное (краевое) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» представило в избирательную комиссию муниципального образования город Назарово Красноярского края решение Бюро комитета Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» о выдвижении общетерриториального списка кандидатов в депутаты Назаровского городского Совета депутатов пятого созыва, однако решение принято органом, который не наделен соответствующими полномочиями, что является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением Красноярское региональное (краевое) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Зарегистрировав общетерриториальный список кандидатов в депутаты Назаровского городского Совета депутатов пятого созыва, выдвинутый указанным избирательным объединением, в нарушение установленного законом порядка, Избирательная комиссия нарушила избирательные права административного истца на равенство избирательных объединений, кандидатов перед требованиями закона. Просит признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования г. Назарово Красноярского края № 11/66 от 04 августа 2017 года «О регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Назаровского городского Совета депутатов пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением Красноярское региональное (краевое) отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Судом постановлено вышеприведённое решение.

В апелляционной жалобе уполномоченный представитель избирательного объединения Красноярское регионального (краевое) отделение политической партии «Коммунистическая партия РФ»- Рукосуев О.В. просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований. Указывает, что Устав КПРФ является законным документом, имеющим юридическую силу, а его положения не противоречат законодательству. Кроме того, местные отделения не являются юридическими лицами, а входят в состав регионального отделения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу первый секретарь комитета Красноярского краевого отделения политической партии Коммунистическая партия коммунисты России - Селезнев А.В. просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, а решение суда оставить без изменения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. межрайонного прокурора - заместитель межрайонного прокурора - Жданов С.Ф. считает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, выслушав представителя Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»- Рукосуева О.В., представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего решение не подлежащим отмене, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст.308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В Российской Федерации вопросы проведения выборов, а также обеспечения прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (подпункт 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) предусмотрено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.

На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В силу подпункта «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ для кандидатов, выдвинутых политической партией, основанием отказа в регистрации кандидата является, в том числе, несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».

Согласно пункту 2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

Аналогичные предписания содержатся в пункте 1 статьи 26 Закона Красноярского края 02 октября 2003 года № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае».

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ) политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним (пункт 1). Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах (подпункт «и» пункта 2).

Статьей 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ определено, что решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии (пункт 2).

Уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения (пункт 3).

В случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения (пункт 3.1).

В соответствии с пунктом 3.1 Устава политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (далее - Устав), принятым II Чрезвычайным Съездом Коммунистической партии Российской Федерации 14 февраля 1993 года, с изменениями, внесенными XV Съездом Коммунистической партии Российской Федерации 24 февраля 2013 года, в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в Красноярском крае осуществляет свою деятельность Красноярское региональное (краевое) отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (далее КРО ПП КПРФ), в городе Назарово имеется местное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Решением Избирательной комиссии муниципального образования г. Назарово Красноярского края от 04.08.2017 года № 11/66 зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Назаровского городского Совета депутатов пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением КРО ПП КПРФ, в количестве 13 человек.

Решение о выдвижении кандидатов в депутаты по общетерриториальному списку для участия в выборах депутатов Назаровского городского Совета депутатов пятого созыва г. Назарово Красноярского края от избирательного объединения КРО ПП КПРФ принято Бюро Комитета КРО ПП КПРФ 03.07.2017 года.

В соответствии с положениями Устава, постоянно действующим руководящим органом местного отделения КПРФ является Комитет (горком, райком и так далее), который избирается Конференцией соответствующего местного отделения КПРФ и ей подотчётен (пункт 5.1).

Комитет местного отделения КПРФ по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (список кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления (пункт 5.8).

Высшим руководящим органом регионального отделения партии является Комитет (пункт 6.2).

Комитет избирает из своего состава Бюро Комитета для решения политических, организационных и текущих вопросов, а также для руководства деятельностью регионального отделения партии между заседаниями (пункт 6.11).

Удовлетворяя требования административного искового заявления, суд правомерно исходил из того, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты по общетерриториальному списку для участия в выборах депутатов Назаровского городского Совета депутатов пятого созыва г. Назарово Красноярского края принято с нарушением положений статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ, поскольку у Бюро Комитета КРО ПП КПРФ отсутствовали полномочия на принятие указанного решения.

При этом суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ, пришел к выводу о том, что решения о выдвижении политической партией, ее региональными отделениями кандидатов (списков кандидатов) в депутаты в органы местного самоуправления принимаются на съезде партии, конференции или общем собрании ее региональных отделений; решение о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) может быть принято коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии на повторных и дополнительных выборах, а также в случаях отсутствия регионального или местного отделения политической партии, если это предусмотрено уставом политической партии.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и сделаны в соответствии с нормами права регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Бюро Комитета КРО ПП КПРФ имело полномочия на выдвижение кандидатов по общетерриториальному списку в депутаты Назаровского городского Совета депутатов, мотивированные ссылкой на пункт 6.11 Устава, в соответствии с которым Бюро Комитета КРО ПП КПРФ выдвигает тайным голосованием кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления, являются несостоятельными.

Так, данные полномочия Бюро Комитета КРО ПП КПРФ должны реализовываться в соответствии с положениями пунктов 2, 3 и 3.1 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ, из системного толкования которых следует, что если выборы не являются повторными либо дополнительными, а также если имеется местное отделение политической партии, полномочиями на принятие решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) в депутаты представительного органа местного самоуправления на уровне регионального отделения политической партии обладает либо конференция либо общее собрание такого отделения, а при выдвижении кандидатов (списка кандидатов) иными структурными подразделениями партии - общее собрание или иной орган такого структурного подразделения, предусмотренный уставом политической партии (в данном случае - собрание или иной предусмотренный уставом орган местного отделения политической партии).

При этом ни Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ, ни Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, ни Закон Красноярского края 02 октября 2003 года № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» не содержат положений, указывающих на возможность изменения уставом политической партии вышеприведенного порядка выдвижения кандидатов (списков кандидатов), установленного федеральным законом.

Также законодатель, наделяя конференцию либо общее собрание регионального отделения политической партии полномочиями на принятие решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) в депутаты представительного органа местного самоуправления, не предусмотрел возможность на основании устава партии делегировать данные полномочия иным органам регионального отделения. Указанное не относится к случаям, когда выборы не являются повторными либо дополнительными, а также при отсутствии местного отделения политической партии.

В связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что постановлением 44 внеочередной, отчетной конференции КРО ПП КПРФ от 08 апреля 2017 года полномочия по выдвижению кандидатов (списков кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления в г. Назарово в сентябре 2017 года делегированы Бюро Комитета КРО ПП КПРФ, являются несостоятельными.

Вопреки доводам апелляционной жалобы оспариваемое решение нарушает избирательные права административного истца на равенство избирательных объединений, кандидатов перед требованиями закона.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при вынесении решения суд нарушил положения п.5 ст.78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым решение об отмене (аннулировании регистрации) должно быть вынесено не позднее чем за 5 дней до дня голосования, признаются судебной коллегией необоснованными, поскольку решение вынесено судом 18.08.2017 года, то есть более чем за 5 дней до дня голосования, которое состоится 10.09.2017 года.

Также, являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что административный истец не вправе оспаривать решение избирательной комиссии, так как не является экспертом в области юриспруденции и не обладает полномочиями давать оценку квалификации членам избирательной комиссии, поскольку данные доводы основаны на неверном толковании норм права.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, сводятся к повторному изложению доводов представителя КРО ПП КПРФ, которые являлись предметом судебного разбирательства, судом тщательно исследовались и в решении им дана надлежащая оценка. По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, для чего у суда апелляционной инстанции оснований не имеется. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░– ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:            

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-12114/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Назаровская межрайонная прокуратура
РУКОСУЕВ О.В.
КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партиии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ
Ответчики
Избирательная комиссия администрации г. Назарово Красноярского края
Другие
Красноярское региональное (краевое) отделение политической партиии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Жуль Андрей Васильевич
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
03.08.2020Судебное заседание
03.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2020Передано в экспедицию
06.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее