Дело № 2а-298/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кумертау 15 февраля 2022 года
Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Рашитовой Г.Р.,
при секретаре судебного заседания Онипко В.А.,
с участием представителя административного истца - старшего помощника прокурора города Кумертау Дингизбаевой Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Кумертау Республики Башкортостан в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Данилову К.А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
прокурор города Кумертау РБ обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском, с учетом последующих уточнений, к Данилову К.А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой <...> РБ проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения установлено, что административный ответчик Данилов К.А., имеющий право управления транспортными средствами на основании водительского удостоверения <...> от <...>, состоит на учете у врача психиатра-нарколога ГБУЗ РБ ГБ <...>, что препятствует безопасному управлению транспортными средствами. В связи с чем, просит прекратить действие права на управление транспортными средствами Данилова К.А., направив решение суда в Отделение ГИБДД Отдела МВД России по городу Кумертау.
Представитель административного истца Дингизбаева Г.Г. в судебном заседании административные исковые требования прокурора <...> РБ с учетом уточнений поддержала, привела доводы, изложенные в административном исковом заявлении и уточнении к нему, просила удовлетворить иск в полном объеме.
Административный ответчик Данилов К.А. в судебное заседание не явился, суд принял меры к его надлежащему извещению по адресу регистрации согласно данным, предоставленным Отделением по вопросам миграции ОМВД России по городу Кумертау по запросу суда. Судебные повестки, направленные ответчику заказной почтой с уведомлением по адресу его регистрации, возвращены в суд за истечением срока хранения корреспонденции, что суд признает надлежащим извещением.
Представитель заинтересованного лица ГБУЗ РБ ГБ <...> в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие и принятии решения на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством.
Представители заинтересованных лиц ОГИБДД ОМВД России по городу Кумертау и Отдела МВД России по городу Кумертау, извещенные надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание также не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующего равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому, не является преградой для рассмотрения дела, суд считает материалы дела достаточными и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явивших участников судопроизводства.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статьям 1 и 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от <...> задачами Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения Закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст.23 вышеуказанного Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.23.1 указанного Федерального закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.4 ст.23.1 Федерального закона).
Постановлением Правительства РФ от <...> <...> утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19).
В соответствии с Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от <...> <...> «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», диспансерному учету в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: больных хроническим алкоголизмом - 3 года; больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Одним из оснований для снятия с диспансерного учета является стойкая ремиссия (выздоровление).
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Право на управление транспортными средствами в соответствии с требованиями ч.2 ст.27 указанного Федерального закона подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.28 указанного Федерального закона основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Судом установлено, что административный ответчик Данилов К.А. имеет водительское удостоверение на право управления транспортными средствами <...> категории В, С, выданное <...> РЭГ ОГИБДД ОВД по городу Кумертау.
Согласно справке ГБУЗ РБ ГБ <...> от <...> административный ответчик Данилов К.А. с <...> состоит на диспансерном учете у врача психиатра-нарколога с диагнозом «синдром зависимости, вызванный употреблением стимуляторов» (наркомания).
Юридически значимыми обстоятельствами по делу является наличие у административного ответчика права управления транспортным средством и установление противопоказания к управлению транспортными средствами, в связи с наличием у административного ответчика соответствующего заболевания.
Таким образом, наличие у Данилова К.А. заболевания «синдром зависимости, вызванный употреблением стимуляторов» (наркомания) является препятствием для управления им авто - и мототранспортными средствами. Следовательно, состояние здоровья административного ответчика влечет прекращение права на управление транспортными средствами, поскольку создает реальную угрозу жизни и здоровью, как самого водителя, так и иных участников дорожного движения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором <...> РБ требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В целях надлежащего исполнения решения суда суд считает необходимым направить его копию в ОГИБДД Отдела МВД России по городу Кумертау после вступления в законную силу.
Согласно ст.114 ч.1 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец прокурор <...> при подаче административного иска освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с административного ответчика Данилова К.А. подлежит взысканию в доход бюджета городского округа <...> Республики Башкортостан государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., <...> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <...>, ░░░░░░░░░ <...>, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░.░., <...> ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <...> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ № 2░-298/2022, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░.