Дело № 2-213/2024 УИД 24RS0058-01-2024-000266-23
Решение
Именем Российской Федерации
город Шарыпово 30 октября 2024 года
Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующей судьи Евдокимовой Н.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием представителя процессуального истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю – ФИО2 (по доверенности),
представителя ответчика администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края – ФИО3 (по доверенности),
представителей третьих лиц: директора ООО «УЖКХ» ФИО6, представителя ООО «АЭСТ» ФИО4 (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Шарыповского муниципального округа <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,
Установил:
Процессуальный истец – Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, мотивируя тем, что при осуществлении организации деятельности по водоотведению (очистки стоков) на территории Шарыповского муниципального округа допускается несоблюдение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Собственником очистных сооружений по адресу: <адрес>, является администрация Шарыповского муниципального округа, которые переданы в оперативное управление МКУ «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа, далее переданы ООО «АЭСТ» по договору технического обслуживания недвижимого № от ДД.ММ.ГГГГ с целью осуществления деятельности по водоотведению. Согласно п. 1.3 указанного договора, очистные сооружения переданы в пользование ООО «АЭСТ» без относящихся к нему документов. Кроме того, ответчик также является собственником канализационных очистных сооружений по адресам: <адрес> 3, а также по <адрес> 4. Указанные сооружения на основании распоряжения администрации переданы в оперативное управление МКУ «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа, однако не переданы в ООО «УЖКХ» согласно договору на техническое обслуживание недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, у ответчика отсутствует проект санитарно-защитной зоны (далее – СЗЗ) на канализационные очистные сооружения (далее – КОС), заключения о соответствии требованиям санитарных норм и правил на проект СЗЗ для объектов КОС, об установлении зон для КОС.
При таких обстоятельствах, с целью обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья истец просит обязать администрацию Шарыповского муниципального округа Красноярского края устранить нарушения требований санитарного законодательства ч. 2 ст. 12, п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; пунктов 2.1, 2.2, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 73 СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а именно:
- разработать проекты санитарно-защитных зон канализационных очистных сооружений, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>
- получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии требованиям санитарных норм и правил на проекты санитарно-защитной зоны для объектов канализационных очистных сооружений расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>;
- получить решения об установлении санитарно-защитных зон для канализационных очистных сооружений, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>
- организовать и обеспечить проведение производственного контроля за качеством сточных вод по микробиологическим, органолептическим, радиационным показателям и вредным химическим веществам (обобщенным, органическим и неорганическим) в полном объеме (в соответствии с программой производственного контроля) на очистных сооружениях расположенных по адресам: <адрес> <адрес>; <адрес>
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители.
В судебном заседании представитель процессуального истца – Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 101) исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрация Шарыповского муниципального округа Красноярского края – ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 106 оборотная сторона), в судебном заседании исковые требования признал частично, поддержав представленный отзыв, согласно которому по требованиям об организации и обеспечении проведения производственного контроля за качеством сточных вод на канализационных очистных сооружениях, расположенных в округе, представитель администрации, ссылаясь на нормы законов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о водоснабжении и водоотведении, об общих принципах организации местного самоуправления, указывает на то, что на администрацию возложены полномочия по организации водоотведения, при этом администрация и подведомственное учреждение - МКУ «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа не осуществляет деятельность по водоотведению. Кроме того, представитель ответчика указывает на то, что финансирование расходов на мероприятия по разработке проектов санитарно-защитной зоны будет осуществляться из бюджета, которые необходимо запланировать и выделить, таким образом, исполнить заявленные истцом требования до конца 2024 года не получится, предполагаемый минимальный срок исполнения требований – 6 месяцев (л.д. 106).
Представитель третьего лица - ООО «АЭСТ» (привлечено к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ) - ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 97), в судебном заседании относительно заявленных требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю своего отношения не выразил.
Представитель третьего лица - ООО «УЖКХ» (привлечено к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ) – ФИО6 в судебном заседании полагала, что требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица - МКУ «Управление службы Заказчика» в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ч. 1 ст. 4).
Из положений ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На основании ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучие населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучие населения» нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 утверждены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров
Из п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 следует, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Согласно п. 3.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении.
Как следует из п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
В соответствии с п.п. 4.1, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:
- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).
В соответствии с п.2 ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Согласно п.1 названных Правил настоящие Правила определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
На основании п.3 Правил решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.
В соответствии с п.14 Правил к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:
а) проект санитарно-защитной зоны;
б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Согласно пункту 16 Правил, проект санитарно-защитной зоны содержит: а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны; б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде); в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека; г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
В силу положений пункта 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучие населения» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
При осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В силу пункта 73 СанПин 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны:
в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
информировать население, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обо всех случаях аварийных ситуациях, аварийных и внеплановых выбросах в атмосферный воздух, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, и принятых мерах по их устранению.
При осуществлении производственного контроля за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны должны применяться правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3 ст. 67 ГПК РФ).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, администрация Шарыповского муниципального округа Красноярского края осуществляет деятельность органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с Уставом (л.д. 28-30, 31-50).
Согласно под. 4 п. 1 ст. 7 Устава к вопросам местного значения муниципального округа относится организация в границах муниципального округа относится организация в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
В соответствии с договором о закреплении недвижимого муниципального имущества на праве оперативного управления за МКУ «Управление службы заказчика» Шарыповского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51-60) администрацией Шарыповского муниципального округа Красноярского края закреплено за МКУ «Управление службы заказчика» Шарыповского района Красноярского края на праве оперативного управления недвижимое имущество, в том числе: сооружение (водоснабжения и водоотведения, сточник) по адресу: <адрес> сооружение (водоснабжения и водоотведения, сооружение –бак –гаситель) по адресу: <адрес> здание (нежилое) по адресу: <адрес>
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона Красноярского края от 19.12.2019 № 8-3522 «Об объединении всех поселений, входящих в состав Шарыповского района Красноярского края, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» муниципальное образование Шарыповский муниципальный округ Красноярского края считается образованным со дня вступления в силу настоящего Закона. Муниципальные образования Березовский сельсовет, Ивановский сельсовет, Новоалтатский сельсовет, Парнинский сельсовет, Родниковский сельсовет, Холмогорский сельсовет, Шушенский сельсовет, расположенные в границах Шарыповского района, и Шарыповский район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона. Вышеуказанный Закон Красноярского края от 19.12.2019 № 8-3522 вступил в силу 06 января 2020 года.
Таким образом, перечисление объектов с указанием на их расположение в Шарыповском районе Красноярского края, соответствует адресам их нахождения в Шарыповском муниципальном округе Красноярского края.
На основании договора на техническое обслуживание недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МКУ «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа и ООО «АЭСТ», общество приняло на себя обязательства по техническому обслуживанию недвижимых объектов коммунального назначения, в том числе: нежилое здание - очистные сооружения по адресу: <адрес> (л.д. 19-23).
Согласно п. 1.3 указанного договора, нежилое здание - очистные сооружения переданы обществу в пользование без относящихся к нему документов.
Указанные обстоятельства также подтверждаются сведениями, представленными ООО «АЭСТ» по запросу Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (л.д. 17-18).
На основании договора на техническое обслуживание недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МКУ «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа и ООО «УЖКХ», общество приняло на себя обязательства по техническому обслуживанию недвижимых объектов коммунального назначения на территории <адрес> (л.д. 25-26).
В соответствии с п. 1.3 указанного договора объекты коммунального назначения обслуживаются без относящихся к нему документов.
При этом, ООО «УЖКХ» для обслуживания согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ, не были переданы: сооружение (водоснабжения и водоотведения, сточник) по адресу: <адрес>, строение 7 «А», соор. №; сооружение (водоснабжения и водоотведения, сооружение –бак –гаситель) по адресу: <адрес>
В ходе проведенной Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю проверки, установлено, что при осуществлении организации деятельности по водоотведению (очистки стоков) на территории Шарыповского муниципального округа Красноярского края допускается несоблюдение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Так, в нарушение требований ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, у администрации, являющейся собственником недвижимых объектов коммунального назначения, отсутствуют проекты санитарно-защитных зон на канализационные очистные сооружения, заключения о соответствии требованиям санитарных норм и правил на проекты санитарно-защитной зоны для объектов канализационных очистных сооружений.
Кроме того, установлено, что на сооружении (водоснабжения и водоотведения, сточник) по адресу: <адрес> и сооружении (водоснабжения и водоотведения, сооружение –бак –гаситель) по адресу: <адрес> фактически в настоящее время не проводится производственный контроль за качеством сточных вод по микробиологическим, органолептическим, радиационным показателям и вредным химическим веществам.
В обоснование требований Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю указано на то, что опубликованные на выделенном сервере Роспотребнадзора <данные изъяты> сведения в разделе проектной документации, не содержат сведения о наличии выданных санитарно-эпидемиологических заключениях на проекты санитарно-защитных зон очистных сооружений, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес> <адрес>; <адрес>, в Реестр санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию сведения не включены (л.д. 61-67), что не оспаривалось администрацией Шарыповского муниципального округа.
При этом, на момент рассмотрения спора по существу, в материалы дела стороной ответчика не представлено надлежащих доказательств, исполнения выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: по разработке проектов санитарно-защитных зон канализационных очистных сооружений, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес> <адрес> получении санитарно-эпидемиологических заключений на указанные сооружения, решений об установлении санитарно-защитных зон, а также по организации и обеспечении проведения производственного контроля за качеством сточных вод по адресам: <адрес>; <адрес>, <адрес>
Таким образом, исходя из представленных материалов дела, суд приходит к выводу о том, что поскольку обязанность по организации водоотведения на территории Шарыповского муниципального округа ответчиком не исполнена, требования истца являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что заявленные процессуальным истцом требования являются законными и обоснованными, исходя из ценности защищаемого права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также правового механизма устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического характера, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда в части возложения на администрацию Шарыповского муниципального округа Красноярского края обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства по ч. 2 ст. 12, п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; пунктов 2.1, 2.2, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (разработать проекты санитарно-защитных зон канализационных очистных сооружений; получить санитрано-эпидемиологические заключения и решения об установлении санитарно-защитных зон) в течение 1 года с даты вступления решения суда в законную силу; в части устранения нарушений требований п.73 СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, полагая данные сроки разумными и достаточными для исполнения решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на администрацию Шарыповского муниципального округа Красноярского края (<данные изъяты>) обязанность в течение 1 (одного) года с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований санитарного законодательства ч. 2 ст. 12, п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; пунктов 2.1, 2.2, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», а именно:
- разработать проекты санитарно-защитных зон канализационных очистных сооружений, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>
- получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии требованиям санитарных норм и правил на проект санитарно-защитной зоны для объектов канализационных очистных сооружений расположенных по адресам: <адрес>
- получить решения об установлении санитарно-защитных зон для канализационных очистных сооружений, расположенных по адресам: <адрес>
Возложить на администрацию Шарыповского муниципального округа Красноярского края обязанность в течение 6 (шести) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований п. 73 СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно: организовать и обеспечить проведение производственного контроля за качеством сточных вод по микробиологическим, органолептическим, радиационным показателям и вредным химическим веществам (обобщенным, органическим и неорганическим) в полном объеме (в соответствии с программой производственного контроля) на очистных сооружениях расположенных по адресам: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 18 ноября 2024 года.
Председательствующий: Н.А. Евдокимова