Дело № 2-8708/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2019 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Автушина Ф.А.,
при секретаре Березиной Н.С.,
с участием представителя прокуратуры Чередниченко И.А.,
представителя ответчика Редько В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора Прилузского района Республики Коми в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
И.о.прокурора Прилузского района Республики Коми действуя в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, размещенную на земельном участке из состава земель государственного лесного фонда в квартале 268 выделе 26 Объячевского участкового лесничества ГУ РК «Прилузское лесничество», ограниченном точками с географическими координатами:
...
...
...
...
...
...
В обоснование иска указано, в результате проверки доводов обращения депутата Государственного Совета Республики Коми Михайлова О.А. по вопросу несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на полигоне в районе ..., а также в целях проверки информации статьи «Свалка под Объячево пополняется по устной договоренности с руководством Прилузья» опубликованной на сайте информационного агентства «БНК» в сети интернет ..., проведен осмотр территории лесных участков в выделах 26 ... в ходе которого установлены нарушения.
Указанный земельный участок является смежным с земельным участком с кадастровым номером ..., расположенным на территории МО СП «Объячево» Прилузского района Республики Коми.
Границы участка не определены в установленном законом порядке, участок не имеет кадастрового номера и расположен в кадастровом квартале ...
Прокуратурой поданы уточнения по которым, в результате проведенного осмотра (обследования) территории места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, в ходе которого произведено уточнение координат поворотных точек границ земельного участка, в пределах которого размещены твердые коммунальные отходы:
- ...
...
...
...
...
....
Установлено, что в пределах осматриваемого земельного участка размещены отходы следующих категорий (в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 №242):
- тара полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами – код ...
- упаковка полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами – код ...
- бой стекла – код ...
- древесные отходы от сноса и разборки зданий – код ...
- мусор от сноса и разборки зданий несортированный – код ...
-опилки натуральной чистой древесины – код ...
- отходы из жилищ несортированные, исключая крупногабаритные – код ...
- отходы из жилищ крупногабаритные – код ...
- отходы упаковочных материалов из бумаги и картона загрязненные – код ...
В высоту навалы ТКО достигают 2.5 м., средняя высота по периметру составляет 0,5 м. объем размещенных в пределах осматриваемого земельного участка ТКО составляет около 1 тыс. куб.м. кроме того, Прокуратурой также установлен факт размещения на осматриваемом земельном участке 2-х металлических емкостей (бункеры) в виде кузовов самосвальной автомашины зеленого цвета. Размеры емкости составляют высота – 1,5м., длина – 3м., ширина 1,5м, объемом около 8куб.м.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.
Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пп. 7.2. п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к органам государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно Постановления Правительства РК от 24.08.2017 № 452 «О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми» основными задачами деятельности Министерства являются в том числе, участие в установленном порядке в разработке и реализации основных направлений государственной политики в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных объектов и ресурсов, охраны окружающей среды, в области обращения с отходами.
Таким образом, вопреки доводов ответчика, обязанность по принятию мер по устранению по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов лежит на Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республике Коми.
В соответствии со ст.ст. 12 ч. 1, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Сопоставив фактические обстоятельства дела и приведенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республике Коми бездействует в решении вопроса относительно организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, несанкционированно размещенных на земельном участке из состава земель государственного лесного фонда в квартале 268 выделе 26 Объячевского участкового лесничества ГУ РК «Прилузское лесничество», ограниченном точками с географическими координатами:
...
...
...
...
...
- ...
Довод представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республике Коми о том, что выявленные лица, размещавшие отходы несостоятелен, поскольку указанная свалка находится в ином выделе.
При таких обстоятельствах, требования и.о. прокурора Прилузского района являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению.
руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, размещенную на земельном участке из состава земель государственного лесного фонда в квартале 268 выделе 26 Объячевского участкового лесничества ГУ РК «Прилузское лесничество», ограниченном точками с географическими координатами:
...
...
...
...
...
...
путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в срок не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ф.А.Автушин
Мотивированное решение составлено 27 декабря 2019 года