Дело № 12-65/2024
УИД 51RS0001-01-2024-000720-37
Р Е Ш Е Н И Е
18 апреля 2024 года г. Мурманск
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Хуторцева И.В. в помещении Октябрьского районного суда г. Мурманска, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 54,
с участием защитника Лексиной М.В., которой разъяснены права, предусмотренные статьей 25.5 КоАП РФ,
представителя административного органа Ильясова Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – капитана судна Богоявленского Е.В. на постановление Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району
№ 18900009760230031231 от 18 января 2024 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением ПУ ФСБ России по западному арктическому району
№ 18900009760230031231 от 18.01.2024 должностное лицо – капитан судна Богоявленский Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Должностное лицо – капитан судна Богоявленский Е.В. обратился в суд с жалобой, в которой с вмененным правонарушением не согласился, указал, что за час до отхода 24.11.2023 (в 22:00), не получив звонка от пограничного управления, как это предписано п. 6 Правил передачи данных, он сам позвонил в пограничное управление, но никто не ответил. После чего на судне случилась непредвиденная форс-мажорная ситуация: судно было обесточено без предупреждения капитана береговым электриком. В связи с чем он как капитан в экстренном порядке занялся вопросами безопасности судна и экипажа, решением случившейся ситуации.
В связи с указанными обстоятельствами он не успел снова перезвонить в пограничный орган, и с целью не задерживать отход судна, отошел от причала ровно в 23:00, как было указано в уведомлении на отход. После чего проследовал на выход из порта к месту промысла. В строгом соответствии с установленными правилами Режима плавания судовым агентом <данные изъяты> была подана заявка № от 24.11.2023 в службу капитана порта Мурманск (группа оформления захода-выхода судов) на выход судна рыбопромыслового флота из морского порта Мурманск, и получено соответствующее Разрешение на выход судна из морского порта Мурманск № № от 24.11.2023. При следовании из порта им как капитаном выполнены все стандартные и необходимые процедуры по выполнению режима плавания, в том числе правильно пройдены контрольные точки <данные изъяты> Никаких нареканий или вопросов со стороны пограничного органа при проходе судна <данные изъяты> по акватории порта Мурманск на выход предъявлено не было. На всех контрольных точках было получено «добро» на проход. Более того, установленные на судне технические средства контроля местоположения судна (GONETS-D1М/Т-105 инд.№, свидетельство ТСК № от 20.10.2022) работали исправно в автоматическом режиме, круглосуточно. То есть информация о местоположении судна передавалась с судна в ФГБУ «ЦСМС», которое также исправно передавало необходимую информацию в ПУ ФСБ по ЗАР, тем самым соблюдался порядок, установленный Постановлением Правительства от 15.08.2014 № 811 и Законом РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации. Уже после пересечения границы порта Мурманск, в 02:06 (мск) 25.11.2023 в соответствии с детализацией операций по телефону за 25.11.2023 он позвонил оперативному дежурному пограничного управления по телефону <данные изъяты>, получив вопрос от дежурного, почему судно ушло без подтверждения местоположения, он как капитан осознал допущенную ошибку и готов был вернуться в порт для исправления ситуации, но оперативный дежурный пограничного органа разрешил следовать далее на промысел и подтвердил местоположение судна <данные изъяты>. Далее он проследовал к месту промысла. Перед тем как пересечь государственную границу он как капитан направил соответствующую телеграмму: <данные изъяты> Предварительная на выход тер. воды» 25.11.2023 в 06:33 (мск).
После фактического пересечения государственной границы была оперативно подана телеграмма в 10:55 (мск) 25.11.2023: <данные изъяты>. Ориентировочно в 11:05 (мск) 25.11.2023 он позвонил в пограничный орган и получил подтверждение получения сообщения о фактическом пересечении государственной границы РФ. Можно сделать вывод, что при пересечении государственной границы судном <данные изъяты> 25.11.2024 в 10 час. 41 мин. все требования, установленные Законом РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», к правилам ее пересечения были выполнены. Полагает, что п. 6 Правил передачи данных был нарушен им как капитаном судна <данные изъяты> лишь в части, указывающей, что «Судно не выходит из порта до получения капитаном судна указанного сообщения».
Считает, что неправомерно расценивать данную фразу как «запрет на выход судна из порта до получения капитаном сообщения от пограничного органа о поступлении данных о местоположении судна не позднее чем за час до его предполагаемого времени выхода из порта», как трактует это пограничное управление в протоколе от 21.12.2023. Неполное соблюдение п. 6 Правил передачи данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 № 811, в результате чего 24.11.2023 в 23:05 судно начало следование из порта Мурманск на промысел и 25.11.2023 в 00:46 в координатах 69°06"41" СШ 33°23"38" ВД (время и координаты расчетные) судно <данные изъяты> покинуло акваторию порта Мурманск, не получив от Управления сообщения капитану судна МК-0249 «Нева» посредством телефонной связи о получении в соответствии с пунктом 2 Правил передачи данных о местоположении судна <данные изъяты> не позднее, чем за час до предполагаемого времени выхода судна из порта, не нарушает порядок пересечения государственной границы, которая была пересечена судном 25.11.2023 в полном соответствии с нормами и требованиями законодательства.
На момент пересечения государственной границы 25.11.2023 в 10:41 местонахождение судна было подтверждено инспектором пограничного органа (звонок капитана оперативному дежурному 25.11.2023 в 02:06), судно пересекло границу в установленном месте, о чем передало соответствующее уведомление в пограничный орган (телеграмма от 25.11.2023 в 10:55), ТСК работали без сбоев, данные о местонахождении судна передавались исправно в пограничный орган центром мониторинга ФГБУ «ЦСМС». В судебной практике нарушение п. 6 Правил передачи данных упоминается как дополнительный фактор, способствовавший нарушению правил пересечения границы, но не создавало самостоятельного состава для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ. Соблюдения условий и требований, установленных ст. 9.1 Закона «О государственной границе», нарушение п. 6 Правил Передачи данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 № 811, им как капитаном судна <данные изъяты> не образует состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ. Просит восстановить срок для подачи жалобы, постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Должностное лицо – капитан судна Богоявленский Е.В. о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Защитник должностного лица – капитана судна Богоявленского Е.В. в судебном заседании поддержала доводы жалобы по основаниям в ней изложенным, ходатайство о восстановлении срока не поддержала, поскольку срок не пропущен.
Представитель административного органа в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, постановление Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району оставить без изменения, поскольку оно вынесено законно и обосновано.
Выслушав участников процесса, ознакомившись с жалобой, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей
Законом РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – Закона РФ № 4730-1) определены Правила пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Согласно пункту «б» части 2 статьи 5 Закона № 4730-1 прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Закона РФ № 4730-1 пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу и в этих целях они осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.
Частью 4 статьи 9 Закона РФ № 4730-1 установлено, что российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 Закона РФ № 4730-1 в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля (далее – неоднократное пересечение Государственной границы):
а) российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации;
б) российскими судами, прошедшими пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации, прибывающими на территорию Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации.
При этом, согласно ч. 2 ст. 9.1 Закона РФ № 4730-1 неоднократное пересечение Государственной границы судами допускается при соблюдении следующих условий:
а) выполнение требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судов, и другими техническими средствами контроля местоположения судов;
б) передача в пограничные органы данных о местоположении таких судов;
в) уведомление пограничных органов о каждом фактическом пересечении Государственной границы.
Порядок определения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судов, и другими техническими средствами контроля местоположения судов и правила передачи в пограничные органы данных о местоположении судов устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами (часть 3 статьи 9.1 Закона РФ № 4730-1).
Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 9.1 Закона РФ № 4730-1).
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2019 № 341 утверждены Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами (далее – Правила).
Правила устанавливают порядок уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море.
Уведомление пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море (далее – уведомление) направляется однократно на весь период осуществления деятельности, указанной в уведомлении (пункт 2 Правил).
Уведомление для судов, указанных в подпункте «а» пункта 1 настоящих Правил, направляется по форме согласно приложению № 1 капитаном судна, или судовладельцем, или уполномоченным им лицом не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта, из которого планируется убытие судна с намерением осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море (пункт 4 Правил).
При фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации на море капитан судна по радиосвязи, факсимильной связи либо по электронной почте уведомляет пограничный орган (подразделение пограничного органа) о времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации на море (пункт 15 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2014 № 811 утверждены Правила передачи в пограничные органы федеральной службы безопасности данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля (далее – Правила передачи данных).
Данные о местоположении судна, указанные в пункте 3 Правил передачи данных, передаются с периодичностью не реже чем один раз в 2 часа с момента начала передачи данных о местоположении судна в соответствующий центр и до входа судна в акваторию порта назначения (пункт 4 Правил передачи данных).
Подлежащие передаче в пограничные органы в соответствии с пунктом 3 Правил передачи данных данные о местоположении судов центры формируют на основании данных, полученных в автоматическом режиме с судов, оснащенных в соответствии с требованиями к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судна, и другими техническими средствами контроля местоположения судна.
Передача данных о местоположении судна в соответствующий центр осуществляется с периодичностью не реже чем один раз в 2 часа с момента проверки исправности технических средств контроля местоположения судна, которая производится не позднее чем за 4 часа до предполагаемого времени выхода судна из порта и до входа судна в акваторию порта назначения (пункт 5 Правил передачи данных).
Согласно пункту 6 Правил передачи данных, пограничный орган, в зоне ответственности которого находится порт (контактные данные пограничных органов размещены на сайте ps.fsb.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), сообщает капитану судна посредством телефонной связи о получении в соответствии с пунктом 2 Правил передачи данных о местоположении конкретного судна не позднее чем за час до предполагаемого времени выхода судна из порта.
Судно не выходит из порта до получения капитаном судна указанного сообщения.
Как следует из материалов дела, Судно <данные изъяты> (флаг – Россия, ИМО <данные изъяты>) находится в собственности <данные изъяты> (доля 95/100), о чем свидетельствует копия свидетельства о праве собственности на судно № № от 17.12.2019.
Богоявленский Е.В. является работником <данные изъяты> на основании трудового договора от 18.09.2015 и занимает должность капитана судна <данные изъяты>, что подтверждается изменениями к трудовому договору № 313 от 11.03.2022.
24.11.2023 в 10 час. 45 мин. (мск) в адрес Управления от судового агента судна <данные изъяты> поступило уведомление о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море судном <данные изъяты> в период с 24 ноября по 31 декабря 2023 года по маршруту: Мурманск – Кольский залив – Баренцево море (промысловые районы) – Кольский залив – Мурманск.
В качестве даты и времени выхода судна <данные изъяты> из порта Мурманск в уведомлении было указано 24.11.2023 в 23 час. 00 мин. (мск).
24.11.2023 в 23 час. 05 мин. (мск) судно <данные изъяты> начало следование из порта Мурманск в целях осуществления деятельности, указанной в уведомлении.
25.11.2023 в 00 час. 46 мин. в координатах 69°06"41" СШ 33°23"38" ВД (время и координаты расчетные) судно <данные изъяты> покинуло акваторию порта Мурманск.
Управление не сообщало капитану судна <данные изъяты>
Богоявленскому Е.В. посредством телефонной связи о получении в соответствии с пунктом 2 Правил передачи данных о местоположении судна <данные изъяты>» не позднее чем за час до предполагаемого времени выхода судна из порта.
Таким образом, судно <данные изъяты> вышло из порта Мурманск до получения капитаном судна сообщения о получении данных о местоположении судна <данные изъяты>
25.11.2023 в 10 час. 41 мин. (мск) судно пересекло государственную границу Российской Федерации в координатах 69°18"31" СШ 36°23"45" ВД (время и координаты расчетные).
Таким образом, должностное лицо – капитан судна <данные изъяты> Богоявленский Е.В. нарушил требования статьи 9.1 Закона «О Государственной границе», пункта 6 Правил передачи данных.
Выявив в действиях должностного лица – капитана судна <данные изъяты> Богоявленского Е.В. признаки нарушения п. 6 Правил передачи данных, ст. 9.1 Закона РФ № 4730-1, образующих объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, должностным лицом ПУ ФСБ России по Западному арктическому району 21.12.2023 в отношении должностного лица – капитана судна МК<данные изъяты> Богоявленского Е.В. составлен протокол.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе сообщением о правонарушении; схемой движения судна; справкой по судну; заявкой на выход судна из порта; копией журнала № 1427/19; карточкой судна; электронным письмом о направлении уведомления о намерении неоднократного пересечения ГГ РФ; уведомлением о намерении неоднократного пересечения ГГ РФ; судовой ролью судна; запросом <данные изъяты> ответом <данные изъяты>»; копиями свидетельства о праве собственности на судно; приказа о переводе работника на другую работу; разрешения на добычу (вылов) ВБР; рапорта Богоявленского Е.В.; журнала инструктажа комсостава судов; копией трудового договора № от 18.09.2015; изменения к трудовому договору № от 11.03.2022; страниц судового журнала судна; выпиской из судового журнала; протоколом об административном правонарушении; пояснениями лица, привлекаемого к административной ответственности.
18.01.2024 в отношении должностного лица – капитана судна <данные изъяты> Богоявленского Е.В. вынесено оспариваемое постановление.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении должностных лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к должностным лицам установлению не подлежат.
Статьей 189 Трудового кодекса РФ на работодателя возложена обязанность создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.
Согласно Уставу службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 27.07.2020 № 421, капитан судна возглавляет экипаж и является его руководителем; капитан обязан обеспечить соблюдение на судне законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, правил рыболовства в районах добычи (вылова) водных биоресурсов и требований нормативных правовых актов в сфере безопасности мореплавания и организации рыболовства (пункт 37).
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что капитаном судна были предприняты все необходимые и достаточные меры по контролю за деятельностью судна и соблюдению Правил пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Таким образом, административный орган верно пришел к выводу, что должностное лицо – капитан судна Богоявленский Е.В. по месту своего нахождения, не принял все зависящие от него меры для обеспечения соблюдения требований ст. 9.1 Закона РФ № 4730-1, пункта 6 Правил передачи данных, а именно: 25.11.2023 в 00 час. 46 мин. в координатах 69о06"41" СШ 33°23"38" ВД (время и координаты расчетные) осуществил выход на судне <данные изъяты> из порта Мурманск, после чего пересек государственную границу Российской Федерации в 10 час. 41 мин. (мск) 25.11.2023 в координатах 69°18"31" СШ 36°23"45" ВД (время и координаты расчетные), без получения посредством телефонной связи сообщения от Управления о получении данных о местоположении судна <данные изъяты> не позднее чем за час до предполагаемого времени выхода судна из порта, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.
Деяние должностного лица – капитана судна Богоявленского Е.В., имевшего возможность для соблюдения требований законодательства в области защиты государственной границы Российской Федерации, в том числе посредством обеспечения надлежащего контроля за соблюдением этих требований, верно квалифицированы по ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и положениями законодательства в области защиты государственной границы Российской Федерации.
Выводы должностного лица административного органа о виновности капитана судна Богоявленского Е.В. в совершении административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в постановлении. Данным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену состоявшегося постановления по делу, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 КоАП РФ могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Суд также не усматривает оснований для освобождения должностного лица – капитана судна Богоявленского Е.В. от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения в порядке ст. 2.9 КоАП РФ.
Наказание назначено с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в минимальном размере в пределах санкции ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.
Судья соглашается с выводами должностного лица об отсутствии оснований для применения статей 2.9 и 3.4 КоАП РФ и снижения назначенного минимального размера штрафа.
При вынесении постановления должностным лицом административного органа учтено, что обстоятельств, смягчающих административную ответственность Богоявленского Е.В., согласно статье 4.2 КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено; обстоятельств, отягчающих административную ответственность Богоявленского Е.В., согласно статье 4.3 КоАП РФ, также не установлено.
Условия для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение отсутствуют.
При таких обстоятельствах, постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе, и по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № 18900009760230031231 от 18 января 2024 года о привлечении должностного лица – капитана судна Богоявленского Е.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу должностного лица – капитана судна Богоявленского Е.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья И.В. Хуторцева