Решение по делу № 2а-546/2020 от 29.11.2019

Дело № 2а-546/2020

УИД: 21RS0023-01-2019-008025-33

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2020 года                                г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Красновой Е.А., с участием представителя истца Костина В.А. – Красновой М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Костина Владимира Анатольевича, Васильевой Светланы Валерьевны к администрации города Чебоксары о признании уведомления об отказе в согласовании завершения реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства незаконным и о возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

установил:

Костин В.А., Васильева С.В. обратились в суд с иском к администрации города Чебоксары о признании уведомления об отказе в согласовании завершения реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства незаконным и о возложении обязанности устранить допущенное нарушение. В процессе рассмотрения дела судом истцы уточнили свой иск, заявив также требование о возложении на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение путем выдачи уведомления о соответствии реконструированного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности и направить указанное уведомление в Управление Росреестра по Чувашской Республике. Заявленные требования мотивированы тем, что им на праве общей собственности в равных долях принадлежит земельный участок с кадастровым номером ----- площадью ------ кв.м., с разрешенным видом землепользования «для индивидуального жилищного строительства», и жилой дом, расположенные по адресу: адрес. С соблюдением установленных нормами ГрК РФ требований дата они уведомили ответчика о предстоящей реконструкции названного жилого дома и дата получили от него уведомление на проведение реконструкции. Истцы также указывают, что до преобразования земельного участка по указанному адресу за ними было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером ----- площадью ------ кв. м. Указанный участок, по утверждениям истцов, полностью вошел в границы вновь образованного земельного участка с кадастровым номером -----. Однако в согласовании проведенной реконструкции было отказано по тем основаниям, что разрешение на реконструкцию выдавалось на жилое помещение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером -----, тогда как на момент окончания реконструкции кадастровый номер земельного участка стал -----. Данное решение администрации, полагают истцы, является незаконным и нарушает их права.

В судебном заседании истцы не присутствовали, от истца Васильевой С.В. поступило заявление о разрешении данного спора без ее участия.

Представитель истца Костина В.А. в судебном заседании данный иск поддержал по изложенным в нем основаниям, и вновь привел их суду.

Ответчик о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, однако его представитель в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

По смыслу ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) в перечень административных дел, связанных с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, включены дела, имеющие публично-правовую природу.

Данный спор относится к указанной категории административных дел.

На основании п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14).

В соответствии со ст. 2 ГрК РФ градостроительная деятельность осуществляется с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст. 51 ГрК РФ и ст. 3 ФЗ от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. При этом к заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на участок, градостроительный план участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные ст. 51 ГрК РФ документы.

Предоставление застройщиком указанных в ст. 51 ГрК РФ документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство.

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства в случаях, когда необходимо получение разрешения на строительство только после получения такого разрешения, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.

Как установлено судом, административным истцам на праве общей собственности в равных долях принадлежит земельный участок с кадастровым номером ----- площадью ------ кв.м., с разрешенным видом землепользования «для индивидуального жилищного строительства», и жилой дом, расположенные по адресу: адрес.

Истцы с соблюдением установленных нормами ГрК РФ требований дата уведомили ответчика о предстоящей реконструкции названного жилого дома и дата получили разрешение на проведение реконструкции.

Из материалов дела также следует, что по указанному адресу за истцами ранее было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером ----- площадью ------ кв. м., который полностью вошел в границы земельного участка с кадастровым номером ----- по результатам межевания на основании постановления администрации города Чебоксары от дата ----- и достигнутого с административным ответчиком соглашения.

Основанием для принятия оспариваемого решения послужило то обстоятельство, что разрешение на реконструкцию было выдано на жилое помещение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером -----, тогда как на момент окончания реконструкции кадастровый номер земельного участка значится другим - -----.

Данный вывод ответчика основан на неправильном толковании норм материального права.

По смыслу действующих правовых норм, кадастровый номер земельного участка является не единственной и не определяющей характеристикой земельного участка.

Так, из положений п. 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (п. 2).

Согласно п. 3 данной правовой нормы целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 ЗК РФ).

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 ЗК РФ. При этом образование земельного участка путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, является в силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении таких участков.

Из содержания пункта 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) следует, что Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты. Согласно пункту 1 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (за исключением городов федерального значения). Градостроительными регламентами определяются правовые режимы земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью таковых, используемые в процессе застройки земельных участков и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 1 статьи 36 ГрК РФ). Из положений пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ следует, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами (при наличии таковых).

При этом, земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются новые земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (статьи 11.2, 11.7 Земельного кодекса РФ).

Вместе с тем, изменение кадастрового номера земельного участка и его площади, при сохранении других его характеристик, не лишает истца права на реконструкцию жилого дома, разрешение на которую им было получено до преобразования земельного участка.

Применительно к данному спору земельный участок с кадастровым номером ----- относится к предыдущему земельному участку с кадастровым номером -----. Жилой дом сохранил свой кадастровый и инвентарный номера.

При таких обстоятельствах обжалуемое уведомление не может быть признано законным.

Последствия принятия судом решения о признании уведомления незаконным состоят в том, что недействительное решение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению, следовательно, у принявшего его органа в соответствии с функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения.

В связи с этим, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность рассмотреть вопрос о соответствии произведенной реконструкции объекта недвижимости - жилого дома № ----- по адрес требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Вопреки утверждениям истца иные заявленные в уточненном иске требования не могут быть возложены на ответчика в рамках разрешения спора в порядке административного судопроизводства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

Признать уведомление администрации города Чебоксары от дата о несоответствии реконструированного объекта недвижимости требованиям законодательства о градостроительной деятельности незаконным.

Обязать администрацию города Чебоксары в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу рассмотреть вопрос о соответствии реконструкции объекта недвижимости - жилого дома № ----- по адрес требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья                     Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 20 января 2020 года.

2а-546/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Костин Владимир Анатольевич
Васильева Светлана Валерьевна
Ответчики
Администрация г. Чебоксары
Другие
Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Судья
Ермолаева Татьяна Петровна
Дело на сайте суда
leninsky.chv.sudrf.ru
29.11.2019Регистрация административного искового заявления
29.11.2019Передача материалов судье
02.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
02.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.12.2019Судебное заседание
19.12.2019Судебное заседание
21.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее