Дело № 2а-2026/2020
24RS0017-01-2021-001695-92
025а
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 20 октября 2021 года
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Лузгановой Т.А.,
при секретаре Голомазовой А.А.,
с участием:
административного истца Сизых В.В.,
представителей административных ответчиков:
ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России, ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю – Зарубина И.Ю.,
ФКЛПУ «Краевая туберкулёзная больница №1» ГУФСИН России по Красноярскому краю – Бадретдиновой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сизых Василия Васильевича к ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России, ФКЛПУ «Краевая туберкулёзная больница №1», ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконными действий, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Сизых В.В. обратился в суд с административным иском (в рамках принятых судом к производству уточнений от 25.08.2021 и 20.10.2021) к ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России, ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконными действий, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Требования мотивированы тем, что приговором БРС от ДД.ММ.ГГГГ административный истец был осужден к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселения. При этом, за весь период отбывания наказания с 05.12.2017 по 04.12.2020 Сизых В.В., вопреки приговору суда, неоднократно помещался административными ответчиками в строгие условия содержания. Так, 09.03.2018, 18.09.2018, 08.11.2018, 12.05.2019 администрацией ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Красноярскому краю (в настоящее время ликвидировано) административный истец передавался конвойной службе для этапирования в строгих условиях в ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю и ТБ-1 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России, где он также содержался в строгих условиях. 12.04.2018, 01.10.2018, 29.11.2018, 30.05.2019 администрацией ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю административный истец передавался конвойной службе для этапирования в строгих условиях в ТПП при ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю, где он также содержался в строгих условиях. 24.04.2018, 08.10.2018, 05.12.2018, 02.06.2019 администрацией ТПП при ИК-6 административный истец передавался конвойной службе для этапирования в строгих условиях в ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Красноярскому краю, где он помещался в карантин (82 дня по версии КП-51) или терапевтическое отделение (81 день по версии Больница №2 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России). Всего в строгих условиях отбывания наказания истец провел 119 дней. С учетом изложенного, административный истец просил признать незаконными действия должностных лиц ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России (филиал ТБ-1), ТПП при ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю, выразившееся в изменении режима отбывания Сизых В.В. наказания в виде лишения свободы с колонии-поселения на строгий режим, а также присудить ему компенсацию за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительных учреждениях в размере 416 500 рублей.
Административный истец Сизых В.В. в судебном заседании свои уточненные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административных ответчиков - ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России, ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю Зарубин И.Ю. (доверенности и диплом о высшем юридическом образовании имеются в материалах дела) с требованиями не согласился, ссылаясь на то, что 18.09.2018 и 13.05.2019 осужденный Сизых В.В. был направлен в ФКУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю на основании постановлений суда НРС от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ для прохождения медицинского освидетельствования, в целях решения вопроса о его освобождении из мест лишения свободы на основании ст.81 УК РФ. При этом, имеются согласия истца на его перемещение в ФКУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю в указанные даты. Относительно условий содержания в ТПП при ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю представитель ответчиков пояснил, что в транзитно-пересыльный пункт прибывают осужденные с различными режимами содержания, однако все они содержатся раздельно, поскольку пересечение режимов, не допускается. Срок содержания в ТПП составляет не более 20 суток, после чего осужденные этапируются по месту отбывания наказания. Весь период нахождения в ТПП для осужденных сохраняется режим отбывания наказания, установленный им приговором суда. Кроме того, представитель ответчиков, полагал, что административным истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с заявленными требованиями, поскольку оспариваемые истцом события происходили в 2018,2019 годах.
Представитель административного ответчика - ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю Бадретдинова А.Р. (доверенность и диплом о высшем юридическом образовании имеются в материалах дела) возражала против удовлетворения требований, указывая на то, что КТБ-1 является лечебно-профилактическим учреждением, в котором отсутствует какой-либо конкретный режим содержания, а проходят лечение все осужденные и подозреваемые. За период пребывания в КТБ-1 от административного истца каких-либо жалоб на нарушение его прав относительно режима его содержания, не поступало.
Представители ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России, ФКУ КП-051 ГУФСИН России по Красноярскому краю - в лице ликвидатора ГУФСИН России по Красноярскому краю, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, своих представителей в суд не направили, уведомлены о слушании дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, требований ст.150 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Выслушав административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела и иные представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно статьям 2, 17, 21 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Как следует из статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950), в редакции «Протокола [№1]» (подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протокола №4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протокола №7» (подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) - никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно положениям части 1 статьи 227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п.14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
На основании ч.9 ст.16 УИК РФ, наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 настоящего Кодекса, следственным изолятором.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в том числе обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей, в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон от 15 июля 1995 года №103-ФЗ).
Подпунктами «а», «б» части 1 статьи 129 УИК РФ установлено, что в колониях-поселениях осужденные к лишению свободы содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии-поселения; в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии-поселения; с разрешения администрации колонии-поселения могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы, либо в связи с обучением; могут носить гражданскую одежду; могут иметь при себе деньги и ценные вещи; пользуются деньгами без ограничения; получают посылки, передачи и бандероли; могут иметь свидания без ограничения их количества.
Осужденные к лишению свободы в колониях-поселениях проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях. Осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания и имеющим семьи, по постановлению начальника колонии-поселения может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах колонии-поселения или муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение. Указанные осужденные обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырех раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника колонии-поселения. Жилые помещения, в которых проживают осужденные, могут посещаться в любое время представителем администрации колонии-поселения.
В силу ч.2 ст.101 УИК РФ, в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.
Согласно п.8 ст.74 УИК РФ, в лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях отбывают наказание осужденные, указанные в ч.2 ст.101 настоящего Кодекса. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как колонии-поселения. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения наказания.
Функционирование транзитно-пересыльных пунктов при исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (далее - ТПП) определено Порядком создания, функционирования и ликвидации транзитно-пересыльных пунктов при исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, утвержденным Приказом Минюста России от 22 августа 2014 г. №179, в соответствии с которым, осужденные содержатся в ТПП на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором или определением суда, либо постановлением судьи (п. 4).
В соответствии с п.14 Порядка, по прибытии осужденным предоставляется информация о правах и обязанностях, условиях содержания, распорядке дня, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб, а также о возможности получения психологической помощи. При помещении осужденных в ТПП им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия. Осужденные в ТПП обеспечиваются книгами и журналами из библиотеки учреждения, при котором создан ТПП.
Согласно положениям ст.76 УИК РФ, осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, за исключением следующих в колонию-поселение самостоятельно.
При этом необходимо отметить, что согласно положениям УИК РФ, в том числе, ч.7 ст.76 УИК РФ, единственным местом фактического нахождения осужденных к лишению свободы, не относимым к исправительным учреждениям, в которых осужденные содержатся не более 20 суток на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором или определением суда либо постановлением судьи, являются транзитно-пересыльные пункты, создаваемые при исправительных учреждениях и следственных изоляторах для временного содержания осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое.
Таким образом, под местом отбывания наказания осужденных к лишению свободы следует понимать любое исправительное учреждение, включая следственный изолятор, лечебно-профилактическое учреждение, медицинскую часть, в котором осужденный фактически содержится после вступления приговора в законную силу до освобождения от отбывания наказания, за исключением транзитно-пересыльных пунктов, в которых осужденный временно содержится при направлении его к месту отбывания наказания, либо при его перемещении из одного места отбывания наказания в другое.
Находясь в лечебно-профилактическом учреждении (больнице, специальной туберкулезной больнице), медицинской части либо в лечебном исправительном учреждении, осужденный отбывает в нем наказание с момента поступления до перевода в другое исправительное учреждение.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сизых В.В. осужден приговором БРС от ДД.ММ.ГГГГ к наказанию в виде лишения свободы сроком на три года, с отбыванием наказания в колонии-поселения, начало срока 05.12.2017, конец срока 04.12.2020.
Согласно справкам, выданным ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Красноярскому краю 19.05.2021, Сизых В.В. за период времени с 05.12.2017 по 04.12.2020 под стражей не содержался; 119 дней находился в ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю: с 09.03.2018 по 24.04.2018, с 19.09.2018 по 08.10.2018, с 08.11.2018 по 05.12.2018, с 12.05.2019 по 02.06.2019.
В соответствии со справкой ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 27.09.2021 Сизых В.В. проходил стационарное лечение в ФКЛПУ КТБ-1 у врача терапевтического отделения № в периоды: с 10.03.2018 по 12.04.2018; с 18.09.2018 по 01.10.2018; с 09.11.2018 по 29.11.2018: с 13.05.2019 по 30.05.2019. Лечебное отделение расположено <данные изъяты> Здание лечебного корпуса в кирпичном исполнении. Общая жилая площадь терапевтического отделения № составляет <данные изъяты>
В период с 10.03.2018 по 12.04.2018 Сизых В.В. содержался в палате № терапевтического отделения №, где совместно с ним содержалось еще двое осужденных. Палаты № в терапевтическом отделении № не имелось и не имеется. Жилая площадь палаты № отделения составляет 15,5 кв.м. Таким образом, на одного человека в палате приходилось - 5 кв.м., что соответствует действующему законодательству. Норма жилой площади соответствует части 1 статьи 99 УИК РФ (норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы составляет пять квадратных метров). Наполнение терапевтического отделения № в данный период времени не превышало 40 человек.
Палата оборудована одноярусными кроватями с жесткими панцирными сетками на три спальных места, двумя деревянными тумбочками (одна двойная на двух осужденных), индивидуальными табуретами, умывальник (раковина). Осужденный Сизых В.В. был обеспечен отдельным спальным местом. В помещении, в котором проживал заявитель, имеется одно окно размером 1,7 м х 2,0 м, оборудованное исправной форточкой для проветривания. Остекление двойное, не повреждённое.
Палата № терапевтического отделения № оборудована рабочим и дежурным освещением. В палате имеется 1 светильник искусственного освещения с двумя люминесцентными лампами. Дежурное освещение в палате оборудовано над дверью и представляет собой светильник с лампой накаливания. В период содержания осужденного Сизых В.В. в палате терапевтического отделения № все осветительные приборы были исправны. Запирание палат для размещения осужденных не предусмотрено, запирающие устройства отсутствуют. Полы в палате монолитные, признаков повреждения полового покрытия не установлено. Палата № терапевтического отделения № оборудована раковиной в исправном состоянии. Система горячего и холодного водоснабжения централизованная, напор воды достаточный. Лечебное отделение имеет радиаторные батареи; о топление центральное.
Санитарная комната оборудована унитазами и раковиной. Принцип приватности присутствует - имеются индивидуальные кабинки с высотой разделительных перегородок 1,5 метра. Препятствий для посещения санитарного узла не имелось. Санитарный узел не запирается, график работы помещения не предусмотрен.
В лечебном отделении имеются комнаты для раздачи и приема пищи, которые оборудованы столами и табуретами в необходимом количестве, навесными шкафами, электроплитой, раковинами для ручной мойки посуды, сушильными шкафами. Для хранения продуктов питания установлен холодильник. Посуда в столовой пластмассовая, пищу осужденные получают па подносах. Вопросов и жалоб по качеству приготовленной пищи от осужденных не поступало.
Питание осужденных в КТБ-1 было организовано согласно Приказу Минюста России от 26 февраля 2016 г. №48 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Нормы выдачи продуктов соблюдались. Пища готовилась отдельно три раза в сутки по утвержденным раскладкам. Закладка продуктов в котел производилась комиссионно, в присутствии оперативного дежурного и ответственного по учреждению. Качество приготовления пищи (проверенное в день - проверки в пищеблоке, по пробам пищи, отбираемым ежедневно) - удовлетворительное, калорийность - в норме, разнообразие блюд поддерживается.
Пищеблок КТБ-1 располагает необходимым набором производственных и вспомогательных помещений. В пищеблоке колонии осуществляется ручная мойка посуды с применением необходимых чистящих, моющих средств. Чистая посуда укладывается в сушильные шкафы и просушивается. Влажная уборка проводится ежедневно, технологическое и холодильное оборудование исправно.
Из представленной по запросу суда справке ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 06.09.2021, следует, что Сизых В.В. содержался в ТПП ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю в периоды:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Также, согласно справке ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 06.10.2021, у исполнителя судебного запроса отсутствуют сведения о том, в каких помещениях содержался Сизых В.В. в указанные периоды в ТПП ИК-6. Все запираемые жилые помещения ТПП соответствуют нормам жилой площади, исходя из количества лиц в них содержащихся, в соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством.
Как установлено по материалам дела, Сизых В.В. в указанные выше даты направлялся в КТБ-1 на основании постановлений НРС для прохождения медицинского освидетельствования, в целях решения вопроса о его освобождении из мест лишения свободы на основании ст.81 УК РФ.
Из пояснений представителя КТБ-1 следует, что в данном лечебно-профилактическом учреждении подозреваемые и осужденные находятся в палатах, с учетом их заболеваний. Раздельное пребывание лиц, отбывающих наказание в условиях строгого режима, либо в колонии-поселении, в КТБ-1 не предусмотрено.
Соответственно, поскольку изолированные участки, функционирующие как колонии-поселения, в ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю не созданы, Сизых В.В. не предоставлялись условия, соответствующие колонии-поселению, перечисленные в ст.129 УИК РФ.
Вместе с тем, в представленных в материалы дела копиях медицинских карт на имя Сизых В.В., имеются письменные согласия истца на его содержание в ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю в указанные даты. Таким образом, при этапировании административного истца в его интересах в КТБ-1, им было дано согласие на содержание его в данном учреждении, в соответствии с тем режимом, который там установлен. Доказательств нарушения прав административного истца, в связи с тем, что в указанный период нахождения в КТБ-1 ему не предоставлялось неограниченное количество времени для прогулок, посещения магазина, свидание с близкими, суду не представлено.
Также безосновательны доводы административного истца о том, что в период нахождения в ТПП ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю были нарушены его права. Действительно, как пояснил представитель ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю, все помещения на ТПП, в котором находятся осужденные, запираемые. При этом, предусмотрено раздельное содержание лиц, отбывающих наказание в условиях колонии-поселения, колонии строгого режима. Истец доказательств того, что его содержали с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях иного режима, чем колония-поселение, не представил.
Как видно из документов, представленных ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю, на ТПП истец находился не более 12 дней в период с ДД.ММ.ГГГГ для последующего этапирования в ФКУ КП-51, в последующие периоды – не более 7 дней.
Как указано выше, транзитно-пересыльные пункты, в которых осужденный временно содержится при направлении его к месту отбывания наказания, либо при его перемещении из одного места отбывания наказания в другое, исправительным учреждением не является. Истец не представил доказательств того, что в период его нахождения на ТПП, в связи с не предоставлением ему неограниченного количества времени для прогулок, посещения магазина, свидание с близкими, были нарушены его права. Сведений о том, что Сизых В.В. обращался к руководству ИК-6 с заявлением о предоставлении ему таких условий, в деле не представлено.
В связи с чем, суд не видит оснований для удовлетворения исковых требований Сизых В.В.
Также суд учитывает следующее.
По общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.ч.1, 5 ст.219 КАС РФ).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
27 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно статье 5 которого, в течение 180 дней со дня вступления в силу указанного закона лицо, подавшее в Европейский Суд жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, в отношении которой не вынесено решение по вопросу о ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания внутригосударственных средств правовой защиты, в связи со вступлением в силу данного закона, может обратиться в суд в порядке, установленном этим законом, с заявлением о присуждении компенсации. В заявлении должны быть указаны сведения о жалобах, поданных в Европейский Суд, в том числе, дата подачи жалобы и ее номер.
Таким образом, вышеуказанный Закон предусматривает возможность обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей в течение 180 дней со дня его вступления в силу для лиц, подавших в ЕСПЧ жалобу на условия содержания, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела, либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты, в связи с вступлением в силу Закона №494-ФЗ. Доказательств того, что Сизых В.В. обращался с жалобой в ЕСПЧ, в деле не представлено.
В п.12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №47, разъяснено, что, проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Из текста административного искового заявления следует, что Сизых В.В. оспариваются действия должностных лиц ГУФСИН России по Красноярскому краю в нарушении условий содержания в подчинённых учреждениях в период с 05 декабря 2017г. по 04 декабря 2020г. Сизых Василия Васильевича, с изменением режима содержания на строгий и тюремную камеру.
При этом, как установлено при рассмотрении настоящего дела, ранее Сизых В.В. обращался с аналогичными требованиями к ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Красноярскому краю еще 09.09.2020. Решением НРС от 30.11.2020 в удовлетворении административного иска Сизых В.В. к ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании нарушения условий содержания в исправительном учреждении, выраженном в помещении под стражу после вступления приговора в законную силу на стадии исполнения, признании незаконными действий по нарушению условий содержания в исправительном учреждении, отказано по пропуску срока для обращения в суд. При этом, судом было установлено, что в последний раз Сизых В.В. находился в медицинском стационаре КТБ-1 02.06.2019, о нарушении своих прав был осведомлен, срок для обращения в суд истек 03.09.2019.
Настоящий административный иск подан Сизых В.В. 09.03.2021, то есть, по истечении длительного периода времени с момента, когда, по мнению административного истца, его права нарушались, за пределами предусмотренного законом трехмесячного срока, и спустя более года относительно даты вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 года №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - 27 января 2020 года, ссылок на уважительные причины пропуска срока административным истцом, в том числе, на обращение в Европейский Суд по правам человека, не приведено.
Полагать, что истцу стало известно о несоответствии условий содержания его в вышеуказанных учреждениях стандартам и нормам, установленным законодательством Российской Федерации и международным правом лишь незадолго до подачи им данного административного иска, нет никаких оснований.
На основании вышеизложенного, исковые требования Сизых В.В. об оспаривании действий ГУФСИН России по Красноярскому краю в нарушении условий содержания в подчинённых учреждениях в период с 05 декабря 2017г. по 04 декабря 2020г. Сизых Василия Васильевича, с изменением режима содержания на строгий и тюремную камеру, всего 119 дней, о взыскании с ФСИН России компенсации за нарушение установленных законодательством и международными договорами РФ условий содержания в указанных учреждениях, подлежат оставлению без удовлетворения, в том числе, и в связи с пропуском срока для обращения в суд.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования Сизых Василия Васильевича об оспаривании действий ГУФСИН России по Красноярскому краю в нарушении условий содержания в подчинённых учреждениях в период с 05 декабря 2017г. по 04 декабря 2020г. Сизых Василия Васильевича, с изменением режима содержания на строгий и тюремную камеру, всего 119 дней, о взыскании с ФСИН России компенсации за нарушение установленных законодательством и международными договорами РФ условий содержания в указанных учреждениях,
- оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке, путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через канцелярию Железнодорожного районного суда г.Красноярска, в течение месяца с даты, следующей после даты изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 29 октября 2021 года.
Судья Лузганова Т.А.