Решение по делу № 2а-340/2020 от 11.03.2020

Дело № 2а-340/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Урюпинск                     09 июня 2020 года

Урюпинский городской суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Ковалевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Нистратовой Ю.А.,

с участием прокурора Шальнова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области к администрации Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, заинтересованное лицо МУП «Газстройсервис», ООО «Управление отходами-Волгоград», о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Урюпинский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, заинтересованное лицо МУП «Газстройсервис», ООО «Управление отходами-Волгоград», о признании бездействий незаконными и возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки соблюдения санитарного и природоохранного законодательства в деятельности администрации Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района был выявлен ряд нарушений, а именно: администрацией Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области не созданы и не оборудованы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1039 от 31.08.2018 года, и Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и не осуществляется ведение реестра сведений о создании таковых мест. Нарушение санитарного законодательства при сборе и транспортировке твердых коммунальных отходов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и может повлечь за собой негативные последствия.

На основании изложенного просил признать незаконным бездействие администрации Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в не определении схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отсутствии реестра сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и не создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Петровского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области; обязать ответчика в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сформировать реестр сведений о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Петровского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области.

Прокурор Шальнов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объёме по изложенным в административном иске основаниям. Просил признать незаконным бездействие администрации Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в не определении схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, отсутствии реестра сведений о создании места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов и не создании мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области; обязать административного ответчика в течение шести месяцев ( с учетом уточнения иска) со дня вступления решения суда в законную силу определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сформировать реестр сведений о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области.

Представитель административного ответчика администрации Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области Макеева А.А. в судебное заседание не явилась, в своем заявлении просила суд рассмотреть административный иск без её участия. В своем письменном возражении просила в удовлетворении административного иска отказать. В возражении на административное исковое заявление сослалась на то, что согласно Территориальной схеме на территории Салтынского сельского поселения, равно как и на территории всего Урюпинского муниципального района Волгоградской области, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) не созданы (даже не планируются к созданию). Вместе с тем, это не значит, что места накопления ТКО не определены. В силу разделов 3 и 6 Порядка накопления ТКО и ВО, бестарный способ накопления ТКО не предполагает использования контейнеров и бункеров; для этих целей используются пакеты, мешки или другие специально предназначенные емкости для накопления ТКО. При этом, места для накопления ТКО определяет региональный оператор. На сегодняшний день между региональным оператором, операторами и потребителями – населением Салтынского сельского поселения, проживающим в частных домовладениях соответствующих населенных пунктов, имеют место устойчивые гражданско-правовые отношения по оказанию коммунальной услуги. Сбор отходов осуществляется по установленным графикам мусоровозами специализированных предприятий. При этом, погрузка ТКО осуществляется самими потребителями в непосредственной близости от принадлежащих им домовладений. Таким образом, в Территориальной схеме данная категория мест накопления отходов рассматривается как территория частных домовладений – источников образования отходов. Именно такой способ накопления ТКО (бестарный, на территории частных домовладений потребителей) является наиболее приемлемым для сельского населения, проживающего в частных домовладениях – с точки зрения экономики и организации накопления ТКО для данной категории потребителей. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О создании мест накопления твердых коммунальных отходов на территории Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области» указанные требования Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, определения схемы их размещения и ведение реестра исполнены в полном объеме, то есть административный ответчик не бездействовал.

Представители МУП «Газстройсервис», ООО «Управление отходами-Волгоград», в судебное заседание не явились по неизвестной причине, о дне слушания извещены надлежащим образом.

Выслушав мнение административного истца, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Аналогичная норма закреплена в ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 2 статьи 2 указанного выше ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с п.п. 24 п. 1 ст. 16 Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

На основании ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Из анализа приведенных правовых норм в их совокупности, следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов законом субъекта отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области сбор твердых коммунальных отходов осуществляется бестарным способом, устройство контейнерных площадок для населения территориальной схемой не предусмотрено. Накопление и сбор твердых коммунальных отходов осуществляется жителями Салтынского сельского поселения на территориях принадлежащих им жилых домов. Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется МУП «Газстройсервис» по маршрутным графикам, согласованным с региональным оператором.

Стороной административного ответчика данные обстоятельства в письменном возражении не оспаривались. При этом, факт отсутствия контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов, отсутствия схемы их размещения и ведение реестра не отрицала.

Доводы представителя административного ответчика о том, что сбор твердых коммунальных отходов осуществляется бестарным способом, суд считает несостоятельными в связи со следующим.

Статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 утверждены «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.

Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (п. 4 Правил).

Частью 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Частями 1, 3 ст. 39 Федерального закона № 52 от 30 марта 1999 года предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Пунктами 1.1 и 1.2 названных правил, предусмотрено, что организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих Правил. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.

Как установлено п.п. 2.2.2., 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на постановку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, вступили в силу с 01 января 2019 года.

Таким образом, действующим законодательством установлен иной порядок сбора, временного хранения и вывоза твердых коммунальных отходов, нежели тот, который существует на территории Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области.

В нарушение норм действующего законодательства, на территории Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области отсутствуют контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, не определены схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не ведется реестр сведений о создании таковых мест.

Поскольку требованиями указанных выше статей, на административного ответчика возложена обязанность по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, ведению реестра сведений о создании таковых мест, оборудованию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов, однако административный ответчик неправомерно уклоняется от выполнения данных требований, суд приходит к выводу о наличии бездействия со стороны администрации Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, которое нарушает гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона, следовательно, исковые требования прокурора в указанной части основаны на законе и подлежат удовлетворению.

В качестве способа восстановления права суд приходит к выводу о необходимости возложить на административного ответчика обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, разработать схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сформировать реестр сведений о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Вынесенное администрацией Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым определены места накопления (площадки) твердых коммунальных отходов - на территории домовладений потребителей коммунальной услуги, предназначенные для эксплуатации ими и членами их семей, а также утверждена схема размещения мест накопления (площадок) твердых коммунальных отходов на территории Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, не является доказательством исполнения представления Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области.

Доводы стороны административного ответчика о том, что администрацией избран допустимый законом способ участия в организации деятельности по накоплению и сбору твердых коммунальных отходов, убедительными для отказа в удовлетворении исковых требований не являются, поскольку основаны на неправильном толковании указанных выше норм права.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, заинтересованное лицо МУП «Газстройсервис», ООО «Управление отходами-Волгоград», о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в не определении схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, отсутствии реестра сведений о создании места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов и не создании мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области.

Обязать администрацию Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сформировать реестр сведений о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области.

Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Урюпинский городской суд Волгоградской области.

Судья                     Е.В. Ковалева

2а-340/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Урюпинский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Салтынского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области
Другие
ООО "Управление отходами Волгоград"
МУП "Газстройсервис"
Суд
Урюпинский городской суд Волгоградской области
Судья
Ковалева Елена Викторовна
Дело на сайте суда
urup.vol.sudrf.ru
11.03.2020Регистрация административного искового заявления
11.03.2020Передача материалов судье
12.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Подготовка дела (собеседование)
27.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2020Судебное заседание
12.05.2020Производство по делу возобновлено
12.05.2020Судебное заседание
26.05.2020Судебное заседание
01.06.2020Судебное заседание
16.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2020Производство по делу приостановлено
06.07.2020Производство по делу возобновлено
06.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2020Судебное заседание
23.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее