АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Руди О.В.,
судей: Ячменевой А.Б., Марисове А.М.
при секретаре Плохих С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционные жалобы ответчиков Онищенко Дмитрия Владимировича и Онищенко Владимира Ивановича на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 06 февраля 2024 года
по делу № 2-222/2024 по иску Главного управления МЧС России по Томской области к Онищенко Владимиру Ивановичу, Онищенко Дмитрию Владимировичу о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ячменевой А.Б., объяснения ответчиков Онищенко Д.В., Онищенко В.И., поддержавших доводы жалобы, представителей истца Главного управления МЧС России по Томской области Наумовой А.А., Ветровой С.В., прокурора Туевой В.Ф., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Главное управление МЧС России по Томской области (далее - Главное управление) обратилось с иском к Онищенко В.И., Онищенко Д.В. о признании утратившими право проживания в служебном жилом помещении, выселении без предоставления другого жилого помещения по адресу: /__/.
В обоснование требований указало, что в соответствии с Директивой МЧС России от 17.12.2004 № 41-21-3 создано Главное управление МЧС России по Томской области, которому подчинены подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Томской области (свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о создании юридического лица серия 70 №00648327 от 02.12.2004). В соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области от 19.12.2005 № 626 «О передаче государственного имущества» помещения, находящиеся по адресу: /__/, переданы в оперативное управление Главному управлению. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Томской области от 27.11.2013 № 290 жилое помещение, расположенное по адресу /__/, передано в оперативное управление федеральному государственному казенному учреждению «5 отряд федеральной противопожарной службы по Томской области» (далее - ФГКУ «5 отряд ФПС по Томской области»).
Октябрьский райисполком г. Томска согласно решению от 09.06.1988 № 40 ж выдал служебный ордер от 13.06.1988 № 656 на двухкомнатную квартиру № /__/ площадью /__/ кв.м, по адресу /__/ Онищенко Владимиру Ивановичу. Состав семьи Онищенко В.И., указанный в ордере: О. - жена, Онищенко Д.В. – сын. Согласно архивной справке (исх. № 346-5-1-106 от 18.08.2023) Онищенко В.И. в период с 16.03.1976 по 30.12.1992 проходил службу в Государственном пожарном надзоре в должности заместителя начальника подотдела ГПН отдела ГПН ПАСС УВД Томской области, состоял в специальном звании майор внутренней службы. С 30.12.1992 переведен в службу криминальной милиции УВД Томской области согласно приказу УВД Томской области от 30.12.1992 № 324. Из архивной справки УМВД России по Томской области (вх. №В-243-4607 от 25.09.2023) также следует, что Онищенко В.И. проходил службу в органах внутренних дел в отделе пожарной охраны Томского облисполкома по 30.12.1992. С 30.12.1992 по 13.08.1993 занимал должность старшего эксперта подотдела специальных исследований ЭТО СКМ УВД Томской области. С 13.08.1993 по 31.08.1996 находился в должности старшего эксперта отдела специальных исследований ЭКУ УВД Томской области. С 31.08.1996 являлся главным экспертом отдела специальных технических экспертиз ЭКУ УВД Томской области. Уволен из органов внутренних дел 07.08.2009 по п. «3» ст. 19 (по ограниченному состоянию здоровья) Закона РФ «О милиции».
До 31.12.2019 служебные жилые помещения, расположенные в здании по адресу /__/, находились в оперативном управлении ФГКУ «5 отряд ФПС по Томской области». Таким образом, договор найма служебного жилого помещения (с отдельными категориями лиц) от 15.11.2006 № 332, заключенный ФГКУ «5 отряд федеральной противопожарной службы с нанимателем Онищенко В.И. в связи с передачей жилых помещений, расположенных по адресу /__/, в оперативное управление ФГКУ «5 отряд ФПС по Томской области», прекращен в 2019 году. Договор найма служебного жилого помещения с новым правообладателем Главное управление МЧС России по Томской области» Онищенко В.И. не заключался. В соответствии с приказом МЧС России от 26.09.2019 № 523 «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Сибирском федеральном округе» ФГКУ «5 отряд ФПС по Томской области» ликвидировано. Распоряжением МТУ Росимущества по Кемеровской и Томской областям от 29.12.2019 № 42-839-р «О передаче недвижимого имущества ГУ МЧС России по Томской области на праве оперативного управления» служебные жилые помещения, расположенные в здании по адресу /__/, с 01.01.2020 переданы в оперативное управление Главного управления. В спорной квартире №/__/, проживают Онищенко В.И. и его сын Онищенко Д.В. Вместе с тем у Онищенко В.И. имеется в собственности объект недвижимости площадью /__/ кв.м, по адресу /__/. Заключение Главным управлением договора найма служебного помещения с ответчиками на занимаемую ими квартиру не представляется возможным, так они не состоят в трудовых отношениях с Главным управлением и не относятся к категориям граждан, определенным частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений. Главным управлением ответчикам направлены требования о выселении, которым им предлагалось в срок до 01.10.2023 освободить занимаемое служебное жилое помещение. В установленный срок служебное жилое помещение ответчиками не освобождено.
20.12.2023 составлен акт осмотра спорного жилого помещения, установлено, что в настоящее время со слов Онищенко Д.В. в квартире проживает только он.
Определением от 29.11.2023 принят отказ истца Главного управления МЧС России по Томской области в части требований к Онищенко Д.В. о признании утратившими право проживания в служебном жилом помещении, выселении без предоставления другого жилого помещения. Производство по делу в данной части прекращено.
Определением суда от 22.12.2023 к участию в деле привлечен в качестве соответчика Онищенко Д.В., привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора УМВД России по Томской области.
В судебное заседание ответчик Онищенко В.И., представители третьих лиц УМВД России по Томской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях не явились.
Представитель истца Науменко С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель истца Наумова А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.
В судебном заседании ответчик Онищенко Д.В. исковые требования не признал.
Обжалуемым решением требования удовлетворены:
Онищенко В.И., Онищенко Д.В. признаны утратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: /__/.
Онищенко В.И., Онищенко Д.В. выселены из служебного помещения ГУ МСЧ России по Томской области по адресу: /__/, без предоставления другого жилого помещения.
С Онищенко В.И., Онищенко Д.В. в доход муниципального образования «Город Томск» взыскана госпошлина в размере 600 руб. (по 300 руб. с каждого).
В апелляционной жалобе ответчик Онищенко В.И. просит решение суда отменить, принять новое, которым отказать в удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что он не может быть выселен из спорного помещения без предоставления иного, поскольку на момент реорганизации в 2001 году стаж работы Онищенко В.И. в организации, предоставившей служебное помещение, превышал 10 лет.
Более того, 05.12.2006 Онищенко В.И. заключил договор найма служебного помещения № 360 с новым владельцем квартиры - ГУ МЧС России по Томской области. При этом в качестве основания для заселения в договоре указан ордер от 13.06.1988 № 656. Таким образом, жилищные отношения, предметом которых является квартира №/__/, не прекратились, продолжаются в настоящее время. Договор заключен для урегулирования уже имевшихся жилищных правоотношений.
Договор № 360 от 05.12.2006 заключен уже в период действия Жилищного кодекса РФ, который значительно изменил подходы к предоставлению и к статусу служебных квартир. Однако это не поставило под сомнение у нового владельца квартиры правомерность заключения с Онищенко В.И. договора. Полагает, что договор продолжает действовать в настоящее время.
В апелляционной жалобе ответчик Онищенко Д.В. просит решение суда отменить, принять новое, которым отказать в удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что он не может быть выселен из спорного помещения без предоставления иного, поскольку на момент реорганизации в 2001 году стаж работы Онищенко В.И. в организации, предоставившей служебное помещение, превышал 10 лет.
Более того, 05.12.2006 Онищенко В.И. заключил договор найма служебного помещения № 360 с новым владельцем квартиры - ГУ МЧС России по Томской области. При этом в качестве основания для заселения в договоре указан ордер от 13.06.1988 №656. Таким образом, жилищные отношения, предметом которых является /__/, не прекратились, продолжаются в настоящее время. Договор заключен для урегулирования уже имевшихся жилищных правоотношений.
Договор № 360 от 05.12.2006 заключен уже в период действия Жилищного кодекса РФ, который значительно изменил подходы к предоставлению и к статусу служебных квартир. Однако это не поставило под сомнение у нового владельца квартиры правомерность заключения с Онищенко В.И. договора. Полагает, что договор продолжает действовать в настоящее время. Полагает, что Онищенко Д.В. как член семьи нанимателя имеет право пользования спорным помещением.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Главного управления МЧС России по томской области – Наумова А.А. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Чернова А.В. просит решение оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327 и 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам абзаца первого части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующему.
Из ст. 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 № 189-ФЗ следует, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" суду при рассмотрении конкретного дела необходимо определить, когда возникли спорные жилищные правоотношения между сторонами. Если будет установлено, что спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, то Жилищный кодекс Российской Федерации может применяться только к тем правам и обязанностям сторон, которые возникли после введения его в действие, то есть после 1 марта 2005 года.
Как разъяснено в пп. «а» п.41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
В соответствии со ст.ст. 101, 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В силу ст. 106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
Как следует из ст. 107 ЖК РСФСР выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения подлежат, в том числе рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией.
С 01.03.2005, т.е. с момента вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, где закреплены общие положения, регулирующие отношения, связанные с пользованием служебными жилыми помещениями, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения (согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Как видно из дела, решением исполнительного комитета Томского городского Совета народных депутатов от 20.02.1980 № 165 «О признании квартир и комнат служебными в здании пожарного депо по /__/» Октябрьскому райисполкому г. Томска поручено при заселении квартир и комнат гостиничного типа, построенных в одном комплексе с пожарным депо, выдачу ордеров оформить служебными, в том числе на квартиры по /__/.
Во исполнение решения исполнительного комитета Томского городского Совета народных депутатов от 20.02.1980 № 165 принято решение исполкома Октябрьского районного Совета народных депутатов от 29.04.1986 №204 «О заселении служебных квартир и комнат служебными в здании пожарного депо по /__/», согласно которому квартиры и комнаты №/__/ признаны служебными.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 06.03.2014 следует, что на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области от 27.11.2013 жилые помещения по адресу: /__/, жилые пом. /__/, комнаты №/__/, квартиры №/__/, площадью /__/ кв.м переданы в оперативное управление ФГКУ «5 отряд ФПС по Томской области».
В соответствии с приказом МЧС России от 26.09.2019 № 523 «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Сибирском федеральном округе», ФГКУ «5 отряд ФПС по Томской области» ликвидировано.
Согласно распоряжению МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях от 29.12.2019 № 42-839-р за ГУ МЧС России по Томской области на праве оперативного управления закреплены объекты недвижимого имущества, в том числе, жилые помещения по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м.
В настоящее время вышеуказанные жилые помещения по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м принадлежат на праве собственности Российской Федерации, находятся в оперативном управлении Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области, отнесены к специализированному (служебному) фонду, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27.01.2021.
Согласно архивным справкам Онищенко В.И. в период с 16.03.1976 по 30.12.1992 проходил службу в Государственном пожарном надзоре в должности заместителя начальника подотдела ГПН отдела ГПН ПАСС УВД Томской области, состоял в специальном звании майор внутренней службы. С 30.12.1992 переведен в службу криминальной милиции УВД Томской области согласно приказу УВД Томской области от 30.12.1992 № 324. Из архивной справки УМВД России по Томской области (вх. №В-243-4607 от 25.09.2023) также следует, что Онищенко В.И. проходил службу в органах внутренних дел в отделе пожарной охраны Томского облисполкома по 30.12.1992. С 30.12.1992 по 13.08.1993 занимал должность старшего эксперта подотдела специальных исследований ЭТО СКМ УВД Томской области. С 13.08.1993 по 31.08.1996 находился в должности старшего эксперта отдела специальных исследований ЭКУ УВД Томской области. С 31.08.1996 являлся главным экспертом отдела специальных технических экспертиз ЭКУ УВД Томской области. Уволен из органов внутренних дел 07.08.2009 по п. «3» ст. 19 (по ограниченному состоянию здоровья) Закона РФ «О милиции».
На основании решения от 09.06.1988 № 40 ж Октябрьского райисполкома г.Томска Онищенко В.И. выдан служебный ордер от 13.06.1988 № 656 на двухкомнатную квартиру № /__/, площадью /__/ кв.м, по адресу: /__/. Состав семьи: О. – жена, Онищенко Д.В. – сын.
05.12.2006 между Онищенко В.И. и Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданское обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области заключен договор найма служебного жилого помещения № 360, по условиям которого Онищенко В.И. и совместно проживающим с ним членам его семьи (Онищенко Д.В., /__/ г.р.) предоставлено служебное жилое помещение, закрепленное за ГУ МЧС России по Томской области на праве оперативного управления, для проживания по адресу: /__/. Основание для заключения договора найма – ордер №656 от 13.06.1988.
Таким образом, Онищенко В.И. вселен в спорное жилое помещение в 1988 году в период его работы в государственной противопожарной службе с последующим заключением с ним договора найма служебного жилого помещения.
Учитывая, что спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду, предоставлено Онищенко В.И. в связи с его работой в пожарной части, право проживания Онищенко В.И. и членов его семьи в спорной квартире подтверждено договором найма служебного жилого помещения от 05.12.2006 № 360, который не оспаривался и недействительным не признавался, вселение ответчика в спорную служебную квартиру в 1988 году было произведено на законных основаниях.
Согласно уведомлению Главного управления МЧС России по Томской области от 02.04.2014 № 1-2-26- Онищенко В.И. уведомлен о прекращении договора служебного найма № 360 от 05.12.2006 в связи с тем, что жилые помещения переданы в оперативное управление ФГУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Томской области». Разъяснялось, что для заключения договора служебного найма с 5 Отрядом ФПС необходимо представить документы, подтверждающие отсутствие жилья на праве собственности и по договору социального найма. Уведомление получено Онищенко В.И. лично 15.04.2014.
Договор найма служебного помещения ФГКУ «5 отряд ФПС по Томской области» с Онищенко В.И. не заключался.
Согласно справке о составе семьи от 24.08.2023 № ИВ-243-4997 Онищенко В.И. проживает и имеет постоянную регистрацию по адресу: /__/, с 07.07.1988, всего зарегистрировано 2 человека.
27.01.2021 Онищенко Д.В., /__/ г.р., добровольно снялся с регистрационного учета и с 27.01.2021 зарегистрирован по адресу: /__/.
Как следует из приказа МЧС России от 26.09.2019 № 523 «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Сибирском федеральном округе», ФГКУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Томской области», ликвидировано.
Распоряжением МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях от 20.12.2019 № 42-839-р прекращено право оперативного управления ФГКУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Томской области» на недвижимое имущество, находящееся на балансе, в том числе жилые помещения, расположенные по адресу: /__/.
Из требования о выселении Главного управления МЧС России по Томской области от 24.08.2023 № ИВ-243-4084, направленного в адрес ответчика Онищенко В.И. следует, что Онищенко В.И. совместно со своим сыном Онищенко Дмитрием Владимировичем, проживают в служебном помещении Главного управления МЧС России по Томской области, находящемся по адресу: /__/, на основании договора найма служебного жилого помещения от 05.12.2006 № 360, заключенного с Онищенко В.И. Собственником указанного служебного жилищного фонда является Российская Федерация. С 05.03.2014 до 31.12.2019 служебные помещения, расположенные в здании по адресу: /__/, находились в оперативном управлении ФГКУ «5отряд ФПС по Томской области». В соответствии с приказом МЧС России от 26.09.2019 № 523 «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Сибирском федеральном округе», ФГКУ «5 отряд ФПС по Томской области» ликвидировано. С 01.01.2020 указанные служебные помещения по адресу: /__/, переданы в оперативное управление Главного управления. Аналогичное требование было направлено Онищенко Д.В.
Онищенко В.И. и Онищенко Д.В. предложено в срок до 01.10.2023 освободить жилое помещение, расположенное по адресу: /__/, что не оспаривалось сторонами.
Из акта осмотра помещения от 18.09.2023 следует, что в квартире №/__/ при визуальном осмотре и в присутствии ответственного квартиросъемщика Онищенко В.И. в квартире проживает Онищенко В.И. и его сын Онищенко Д.В.
Вместе с тем ответчик Онищенко В.И. уклонился от исполнения требования об освобождении жилого помещения. При этом Онищенко Д.В. снялся с регистрационного учета,выехал из жилого помещения.
Сообщением ОМВД России по Октябрьскому району г. Томска от 13.11.2023 подтверждается, что в квартире №/__/ с 07.07.1988 по настоящее время зарегистрирован только Онищенко В.И.
Вместе с тем согласно акту осмотра помещения от 20.12.2023 в квартире №/__/ при визуальном осмотре и в присутствии Онищенко Д.В. в квартире проживает Онищенко Д.В., зарегистрирован по адресу: /__/.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения спора ответчики не обладали статусом нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Судебная коллегия согласилась с выводом суда.
Как указано в ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Между тем ч. 2 ст. 103 ЖК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, не подлежащих выселению из служебных жилых помещений.
Так, в силу части 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды 1 или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Из содержания указанных норм следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно статье 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других жилых помещений.
Как разъяснено в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01 марта 2005 года).
В этом случае к спорным правоотношениям применяются положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
В силу п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее 10 лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Согласно приведённым положениям закона и разъяснениям Верховного суда Российской Федерации без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие 01.03.2005 Жилищного кодекса Российской Федерации, при одновременном наличии следующих условий:
- указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не допускалось статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР;
- такой статус эти лица должны были приобрести до 01.03.2005;
- эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
В этом случае к спорным правоотношениям подлежат применению положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий. Если лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
В суде апелляционной инстанции Онищенко Д.В. пояснил, что для признания нуждающимися в предоставлении жилого помещения ответчики не обращались, поскольку условия для постановки их на учет отсутствуют.
Принимая во внимание тот факт, что Онищенко В.И. не состоял и не состоит на учете в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях ГУ МЧС России по Томской области, а также отсутствует в списке граждан, поставленных на очередь для получения жилой площади (улучшения жилищных условий) переданного из УГПС УВД по Томской области в Главное управление; не состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в администрации Октябрьского района Города Томска не состоит и не состоял, с заявлением о принятии на учет не обращался; в Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Томской области в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поставленных на данный учет с 01.03.2005 года не состоит, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для
Довод жалобы о том, что имеющееся у О. на праве собственности жилое помещение, площадью /__/ кв.м, по адресу: /__/, непригодно для постоянного проживания, на правильность выводов судебной коллегии не влияет, поскольку не опровергает выводы суда первой инстанции об отсутствии у ответчиков статуса нуждающихся в жилых помещениях.
Обращаясь в суд с настоящим иском, в обоснование расторжения с Онищенко В.И. договора найма служебного жилого помещения истец ссылался на смену собственника жилого помещения, что по мнению истца, влечет прекращение действия договор найма. Однако данный довод несостоятелен, поскольку основан на неверном толковании закона.
Как следует из справки о реорганизации учреждения от 04.10.2022, Управление охраны общественного порядка (УООП) Томского облисполкома преобразовано в отдел пожарной охраны Управления внутренних дел (ОПО УВД) Томского облисполкома (приказ МВД ССР от 09.12.1968 № 0564). Отдел пожарной охраны Управления внутренних дел (ОПО УВД) Томского облисполкома реорганизован в Управление пожарной охраны Управления внутренних дел (УПО УВД) Томского облисполкома (приказ УВД Томского облисполкома от 20.03.1990 № 87). УПО УВД Томского облисполкома реорганизовано в Отдел пожарной охраны службы общественной безопасности Управления внутренних дел Томского облисполкома (приказ УВД Томского облисполкома от 08.04.1991 № 55). Отдел пожарной охраны службы общественной безопасности Управления внутренних дел Томского облисполкома реорганизован в Противопожарную и аварийно-спасательную службу Управления внутренних дел Томского облисполкома (приказы УВД Томского облисполкома от 24.07.1991 № 203 и от 13.08.1991 №224). В соответствии с Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.08.1993 № 849 и приказом МВД России от 06.10.1993 № 460, Противопожарная и аварийно-спасательная служба Управления внутренних дел Томского облисполкома преобразована в Управление государственной противопожарной службы Управления внутренних дел Томской области (приказ УВД Томской области от 20.12.1993 № 465). Указом Президента РФ от 09.11.2001 № 1309 Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. В соответствии с Директивой МЧС России от 24.09.2003 № 31-23-21 Управление ГПС УВД Томской области реорганизовано путем слияния в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Томской области (ГУ ГОЧС Томской области). В соответствии с распоряжением Губернатора Томской области от 31.03.2008 № 104-р ГУ ГОЧС Томской области ликвидировано (свидетельство от 30.12.2008 о внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица). В соответствии с Директивой МЧС России от 17.12.2004 № 41-21-3 создано Главное управление МЧС России по Томской области, в которое вошли подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Томской области (свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о создании юридического лица).
░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 28.02.2014 ░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27.11.2013 ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: /__/, ░░░. /__/, ░░░░░░░░ /__/ ░░.░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «5 ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░».
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ 26.09.2019 № 523 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░ «5 ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 29.12.2019 № 42-839-░, ░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: /__/, ░░░░░░░░ /__/ ░░.░.
░ ░░░░ ░. 2 ░░. 102 ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, - ░░░░ ░ ░░ ░░ ░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ № 360 ░░ 05.12.2006 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 671 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░░) - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░ 684 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░.
░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № 360 ░░ 05.12.2006 ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ 24.08.2023, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: /__/, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 06 ░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: