ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 77-4132/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 24 ноября 2021 года
Судебная коллегия по уголовным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Скачкова А.А.,
судей Маслова О.В. и Ермаковой И.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Статкевич Д.Ю.,
с участием прокурора Величко А.С.,
осужденного ФИО1, участвующего с использованием средств видео-конференц-связи,
его защитника – адвоката Передрий Т.Е.,
осужденного ФИО19, участвующего с использованием средств видео-конференц-связи,
его защитника – адвоката Охрименко М.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе с дополнениями к ней осужденного ФИО1 на приговор Ялтинского городского суда Республики Крым от 2 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Крым от 27 апреля 2021 года, согласно которым
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, ранее судимого:
26 июня 2019 года Ялтинским городским судом Республики Крым по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 260 часам обязательных работ, из которых отбыто 32 часа,
осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 8 годам 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 УК РФ, с учетом положений п. «г» ч. 1 ст. 71 УК РФ, назначено окончательно ФИО1 наказание путем частичного присоединения неотбытой части наказания по приговору Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 июня 2019 года, к наказанию по данному приговору, определив окончательное наказание в виде 8 лет 8 месяцев 15 дней лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения ФИО1 в виде заключения под стражу оставлена без изменения.
Срок отбывания наказания исчислен с ДД.ММ.ГГГГ.
Зачтено в указанный срок время содержания ФИО1 под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по день вступления приговора в законную силу включительно из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Разрешен вопрос о судьбе вещественных доказательств по делу.
Этим же приговором осужден ФИО19, судебные решения, в отношении которого в кассационном порядке не пересматриваются.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Крым от 27 апреля 2021 года приговор в отношении ФИО1 изменен:
– исключено из описательно-мотивировочной части приговора ссылки на протоколы явок с повинной ФИО1 и ФИО19, как на доказательства их вины в совершении преступления;
– исключено из описательно-мотивировочной части приговора указание суда о применении положений ч. 5 ст. 62 УК РФ к осужденному ФИО19, уточнив, что при назначении наказания ФИО19 суд учитывает положения ч. 1 ст. 62 УК РФ.
В остальной части приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Маслова О.В., выступления осужденного ФИО1, его защитника – адвоката Передрий Т.Е., осужденного ФИО19 и его защитника – адвоката Охрименко М.О., поддержавших доводы жалобы с дополнениями и просивших их удовлетворить, а также мнение прокурора Величко А.С., полагавшей необходимым состоявшиеся судебные решения оставить без изменения, судебная коллегия,
установила:
по приговору суда ФИО1 признан виновным и осужден за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, с применением предмета, используемого в качестве оружия, группой лиц, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
Преступление совершено в отношении ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, на участке местности, расположенном вблизи <адрес>, в <адрес> при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе с дополнениями к ней осужденный ФИО1 не соглашается с состоявшимися судебными решениями, считает их незаконными. Указывает на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку удары потерпевшему в грудь и живот он не наносил, а ударил потерпевшего в голову и плечо, при этом какого-либо предмета не использовал. Считает, что причиненный им потерпевшему вред является легким и не мог повлечь смерть потерпевшего. Полагает, что суд первой инстанции необоснованно положил в основу приговора его показания, данные им в качестве подозреваемого, поскольку они являются недопустимым доказательством, получены под воздействием недозволенных методов ведения следствия; следователь самостоятельно заполнял поля об отсутствии у него замечаний к протоколу допроса в качестве подозреваемого; при этом эти показания не согласуются с другими доказательствами по делу; показания свидетеля ФИО10 также не могут быть положены в основу приговора, поскольку опровергаются показаниями свидетеля ФИО11; заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и заключение судебно-медицинского эксперта от ДД.ММ.ГГГГ № считает недостоверными и недопустимыми доказательствами; утверждает, что время совершения преступления в постановлении о привлечении ФИО1 в качестве подозреваемого, обвиняемого ДД.ММ.ГГГГ не соответствует времени, указанном в обвинительном заключении. Считает, что судом было нарушены требования, предусмотренные ст. 6 - 61 и ст. 233 УПК РФ, так как судебное заседание должно быть начато не позднее 14 суток со дня вынесения судьей постановления о его назначении. Заявляет об обвинительном уклоне судебного разбирательства; нарушении принципа состязательности и равноправия сторон; о необоснованном отказе суда в удовлетворении его ходатайства о признании недопустимыми доказательствами протоколов допроса в качестве подозреваемого ФИО1 и ФИО19 Полагает, что причиной смерти ФИО9 явилось тяжелое алкогольное опьянение, закрытая тупая травма живота в виде полного разрыва поджелудочной железы, причинившая тяжкий вред здоровью потерпевшего, который не является опасным для жизни. Считает, что у него отсутствует рецидив преступлений, поскольку он ранее не отбывал наказание в виде реального лишения свободы. Просит состоявшиеся судебные решения изменить; переквалифицировать его действия на менее тяжкое преступление и смягчить назначенное наказание.
В возражениях на кассационную жалобу государственный обвинитель ФИО12 просит состоявшиеся судебные решения оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, указав на необоснованность изложенных в ней доводов.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, выслушав мнения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 4011 УПК РФ при рассмотрении кассационной жалобы суд проверяет законность судебных решений, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 40115 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Вопреки утверждениям автора жалобы, таких нарушений уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявших на исход данного дела, судом не допущено.
Приговор соответствует требованиям уголовно-процессуального закона, при этом суд в соответствии со ст. 307 УПК РФ в своем решении подробно изложил описание преступного деяния с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, целей и последствий преступления, а также доказательства, на которых основаны выводы суда, изложенные в приговоре, и мотивы решения всех вопросов, относящихся к назначению наказания и мотивы принятых решений по иным вопросам, указанным в ст. 299 УПК РФ.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, судом установлены правильно, при этом выводы суда о виновности ФИО1 не содержат предположений, противоречий и основаны исключительно на исследованных доказательствах, которым суд дал надлежащую оценку: оглашенными в судебном заседании показаниями в качестве подозреваемых ФИО1 и ФИО19; показаниями свидетелей ФИО13, ФИО14, ФИО11, ФИО15, ФИО16; протоколом осмотра места происшествия, протоколами следственных действий и заключениями судебных экспертиз.
Суд обоснованно признал положенные в основу приговора показания ФИО1 и ФИО19, данные ими в качестве подозреваемых, достоверными, и привел убедительные мотивы принятого решения в приговоре.
Согласно заключению судебно-медицинского эксперта от ДД.ММ.ГГГГ № у ФИО9 обнаружена закрытая тупая травма живота с повреждением внутренних органов, данные повреждения являются опасными для жизни, расцениваются, как причинившие тяжкий вред здоровью человека и состоят в причинной связи с наступлением смерти. Допрошенный в суде эксперт ФИО17 подтвердил свои выводы, изложенные в экспертизе.
Вопреки доводам жалобы, оснований сомневаться в выводах данной экспертизы у суда не имелось. Заключение эксперта соответствует требованиям ст. 204 УПК РФ, оно исследовано судом и признано допустимым доказательством.
Доказательства, положенные судом в основу приговора, в том числе те, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и являются допустимыми.
Каких-либо противоречивых доказательств, которые могли бы существенно повлиять на выводы суда о виновности ФИО1, и которым суд не дал оценки в приговоре, не имеется.
Все собранные по делу доказательства суд в соответствии с требованиями ст. ст. 87, 88 УПК РФ проверил и оценил с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Совокупность доказательств суд обоснованно признал достаточной для правильного разрешения уголовного дела и постановления законного приговора. Нарушений уголовно-процессуального закона при исследовании и оценки доказательств не допущено.
В приговоре приведены мотивы, по которым суд принял одни доказательства и отверг другие. Оснований сомневаться в выводах суда не имеется.
Все без исключения доводы, выдвинутые в защиту осужденного ФИО1, в том числе о том, что он нанес потерпевшему два удара рукой в челюсть и один удар в плечо, а в живот ФИО9 не бил; о недопустимости его и ФИО19 показаний, данных ими в ходе предварительного следствия; недопустимости и недостоверности заключения судебно-медицинской экспертизы; наличия у потерпевшего заболевания, повлекшего его смерть, - были тщательно и в полном объеме проверены судами первой и апелляционной инстанций, однако не нашли своего подтверждения и были обоснованно признаны несостоятельными, поскольку опровергаются исследованными в судебных заседаниях доказательствами и материалами дела, также приведенными в судебных решениях. Выводы судов по указанным доводам подробно изложены в приговоре и апелляционном определении, приведенные судами аргументы убедительны и сомнений в своей объективности и правильности не вызывают.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что содержание кассационной жалобы осужденного ФИО1 с приведением доводов о необоснованности его осуждения, по существу, сводится к переоценке доказательств по делу, что недопустимо при пересмотре судебных решений в порядке главы 471 УПК РФ, поскольку суд кассационной инстанции не исследует обстоятельства и не переоценивает какие-либо доказательства, в связи с чем исходит из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя в процессе кассационного производства лишь правильность применения и толкования нижестоящими судебными инстанциями норм материального и процессуального права.
Таким образом, фактические обстоятельства данного дела судом установлены правильно и основаны на совокупности доказательств, которые были получены в установленном законом порядке, признаны допустимыми, всесторонне, полно и объективно исследованы в судебном заседании и получили оценку суда в соответствии с требованиями закона.
Исходя из фактических обстоятельств дела, установленных судом, действия осужденного ФИО1 правильно квалифицированы как совершение преступления, предусмотренного по ч. 4 ст. 111 УК РФ.
Установленные в судебном заседании и изложенные в приговоре фактические обстоятельства дела, свидетельствуют о том, что осужденные, действуя совместно и согласованно между собой, наносили ФИО9 множественные удары, в том числе палкой, в жизненно важные части тела, что подтверждает наличие у них умысла на причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью группой лиц, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
Существенных нарушений уголовно-процессуального закона при производстве по делу, которые ставили бы под сомнение законность возбуждения, расследования дела, передачу его на стадию судопроизводства и в дальнейшем – саму процедуру судебного разбирательства, по делу не установлено.
Сведений о том, что предварительное следствие и судебное разбирательство проводились предвзято либо с обвинительным уклоном и что суд отдавал предпочтение какой-либо из сторон, из материалов уголовного дела не усматривается. Заявленные сторонами в ходе судебного разбирательства ходатайства, в том числе и упомянутые осужденным в жалобе, были разрешены судами в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, с подробными изложением принятых решений, выводы судов надлежащим образом мотивированы; при этом отказ в удовлетворении некоторых заявленных стороной защиты ходатайств при соблюдении процедуры их рассмотрения, не является нарушением уголовно-процессуального закона и права осужденного на защиту.
При назначении ФИО1 наказания, суд в соответствии с требованиями ст. 43, 60 УК РФ учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности ФИО1, а также влияние назначаемого наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Вопреки утверждениям осужденного ФИО1 судом при назначении ему наказания в полной мере учтены все обстоятельства, влияющие на его вид и размер.
Так, в качестве обстоятельств, смягчающих наказание, суд учел явку с повинной, наличие малолетнего ребенка, положительную характеристику.
Оснований для признания смягчающими каких-либо иных обстоятельств, которые не были учтены в качестве таковых судом первой инстанции, либо которые в силу требований закона могли бы являться безусловным и самостоятельным основанием для смягчения назначенного осужденному наказания, не имеется.
В качестве обстоятельства, отягчающего наказание ФИО1, суд обоснованно учел рецидив преступлений, поскольку он совершил умышленное преступление, имея судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Довод осужденного о том, что он ранее не отбывал наказание в виде реального лишения свободы, правового значения не имеет.
При таких обстоятельствах назначенное ФИО1 за совершенное преступление наказание по своему виду и размеру соответствует требованиям уголовного закона, определено с учетом всех обстоятельств, имеющих существенное значение, назначено в пределах санкции статьи осуждения и является соразмерным содеянному.
Вид исправительного учреждения ФИО1 назначен правильно и в соответствии с требованиями ст. 58 УК РФ.
Поскольку существенных нарушений закона, повлиявших на исход дела, искажающих суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, по уголовному делу в отношении ФИО1 не допущено, то и оснований к отмене либо изменению вступивших в законную силу приговора и апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь ст. 40114 - ст. 40116 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 2 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 27 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 4013 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ 471 ░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: