Дело № 2-258/2016
Решение
Именем Российской Федерации
14 июня 2016 года г. Макарьев
Макарьевский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего - судьи Смирнова А.А.,
с участием помощника прокурора Макарьевского района Филиппова Н.М.,
представителя администрации Макарьевского муниципального района Костромской области Черцовой С.Б.,
при секретаре Николаевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Макарьевского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению дошкольного образования детскому саду «Солнышко» г. Макарьева Макарьевского муниципального района Костромской области и администрации Макарьевского муниципального района Костромской области о возложении обязанностей на МКДОУ ДС «Солнышко» г.Макарьева Макарьевского муниципального района Костромской области в срок до 01 сентября 2016 года установить в зданиях муниципального казенного образовательного учреждения систему видеонаблюдения, обеспечивающую передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны на видеомонитор, установленный на посту, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 10 суток, на администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области возложить обязанность в срок до 01 сентября 2016 года обеспечить финансирование расходов МКДОУ ДС «Солнышко» г. Макарьева Макарьевского муниципального района Костромской области по установке системы видеонаблюдения, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны на видеомонитор, устанавливаемый на посту, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 10 суток,
установил:
Прокурор Макарьевского района, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчикам, обосновав свои требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой Макарьевского района проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья детей, антитеррористической защищенности в деятельности в МКДОУ ДС «Солнышко» г. Макарьева Макарьевского муниципального района Костромской области установлено, что в образовательном учреждении не в полной мере исполняются требования Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму». В нарушение требований законодательства в МКДОУ ДС «Солнышко» г.Макарьева система технического контроля за обстановкой на территории образовательной организации, входами и помещениями (видеонаблюдение) отсутствует, видеозапись не осуществляется.
В связи, с чем прокурор просит суд обязать ответчиков в срок до 01.09.2016 года принять меры по оборудованию во всех зданиях муниципального казенного образовательного учреждения дошкольного образования детский сад «Солнышко» г. Макарьева Макарьевского муниципального района Костромской области системы технического контроля за обстановкой (видеонаблюдения) и осуществлению пропускного режима входа в образовательную организацию.
В ходе судебного разбирательства истец исковые требования уточнил, просил суд возложить на МКДОУ ДС «Солнышко» г.Макарьева Макарьевского муниципального района Костромской области обязанность в срок до 01.09.2016 установить в зданиях образовательного учреждения систему видеонаблюдения, обеспечивающую передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны на видеомонитор, установленный на посту, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 10 суток, на администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области в срок до 01.09.2016 возложить обязанность обеспечить финансирование расходов МКДОУ ДС «Солнышко» г. Макарьева Макарьевского муниципального района Костромской области по установке в зданиях образовательного учреждения системы видеонаблюдения, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны на видеомонитор, установленный на посту, с регистрацией видеоинформации специальными
регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 10 суток.
В судебном заседании помощник прокурора Филиппов Н.М. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика заведующая МКДОУ ДС «Солнышко» Мацкая Л.Н. в судебное заседание не явилась, исковые требования не признала в части сроков установки системы видеонаблюдения.
Представитель ответчика администрации Макарьевского муниципального района Костромской области по доверенности Черцова С.Б. уточненные исковые требования прокурора не признала, пояснив, что установка системы видеонаблюдения в зданиях детского сада является одной из форм обеспечения антитеррористической защищенности детей, однако считает, что конкретную форму определяет само Учреждение, а потому, утверждение прокурора об обязательной оснащенности Учреждения системой видеонаблюжения, не основано на законе. Суду также пояснила, что отделом образования администрации Макарьевского муниципального района принят приказ №92/1 от 04.04.2016, устанавливающий обязанность руководителя оборудовать Учреждение системой видеонаблюдения согласно плана, т.е. в 2016 году. На данные цели Учреждение самостоятельно изыскало денежные средства на установление системы видеонаблюдения. Указывала, что Учреждение оснащено именными мерами антитеррористической направленности, были приняты все возможные меры, обеспечивающие безопасность детей, посещающих его, в том числе ряд предупредительных мероприятий, направленных на повышение антитеррористической безопасности объекта, а именно: имеется система пожарной сигнализации, осуществляется пропускной режим; организован пропускной режим, который осуществляется штатными сторожами и техническими работниками согласно должностным инструкциям; установлено ограждение территории учреждения в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; входы учреждения оборудованы освещением; наличие Антитеррористического паспорта здания учреждения; установлена тревожная кнопка экстренного вызова; обновлены стенды наглядной агитации, регулярно проводятся тренировочные занятия с работниками по отработке действий при чрезвычайных ситуациях, в учреждении обеспечено круглосуточное дежурство, организовано регулярное проведение занятий и разъяснительных бесед по вопросам безопасности с участниками образовательного процесса (родителями, законными представителями, педагогами), техническим и вспомогательным персоналом по вопросам безопасности.
Считает, что всё это свидетельствует о фактическом добровольном исполнении требований прокурора Учреждением и администрацией муниципального района, соблюдении требований законодательства об антитеррористической защищенности, Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации».
Пояснила, что выполнить требования прокурора в срок до 01.09.2016 не представляется возможным. Учреждение будет оборудовано системами технического контроля за обстановкой в срок до 01.11.2016 года, т.е. в рамках выше указанного плана. В удовлетворении требований прокурора Макарьевского района о возложении на МКОУ ДС «Солнышко» и администрацию Макарьевского муниципального района обязанности в срок до 01.09.2016 принять меры по оборудованию во всех зданиях системы технического контроля за обстановкой (видеонаблюдения) и осуществлению пропускного режима входа в образовательную организацию просила отказать.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка определено, что государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В числе основных принципов противодействия терроризму в пунктах 1 и 7 ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» названы обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, и приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно подпункту «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Как следует из п. 2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 указанного Закона требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Однако в целях унификации действующего законодательства положения части 2 указанной статьи устанавливают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Согласно пункту 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденному Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
На основании Главы I «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» требования настоящего свода правил распространяются также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям.
Из приложения «В» к указанному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на дошкольные образовательные организации.
На основании пунктов 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья,
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Таким образом, действующим законодательством на образовательные учреждения возложена обязанность по установке систем видеонаблюдения.
Обязанность образовательных учреждений оборудовать здания системами видеонаблюдения подтверждается также ведомственными актами, не носящими нормативного характера, но обязательными для исполнения учреждениями, подконтрольными Министерству образования и науки РФ: Письмо Минобрнауки РФ от 04 июня 2008 года № 03-1423 «О методических рекомендациях» вместе с «Методическими рекомендациями по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации», Письмо Минобрнауки РФ от 22 апреля 2011 года № СМ-387/08 «О подготовке органов управления, сил гражданской обороны и функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Минобрнауки России на 2011 - 2013 годы».
В судебном заседании установлено, что система видеонаблюдения обеспечивающая передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны в зданиях МКДОУ ДС «Солнышко» г.Макарьева Макарьевского муниципального района Костромской области отсутствует, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников, и нарушает требования действующего законодательства.
В связи с чем требования прокурора в суд о возложении обязанностей на МКДОУ ДС «Солнышко» г.Макарьева Макарьевского муниципального района Костромской области в срок до 01.09.2016, установить в зданиях муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения систему видеонаблюдения, обеспечивающую передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны на видеомонитор, установленный на посту, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 10 суток являются обоснованными.
В соответствии со ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно смете расходов муниципального казенного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад «Солнышко» на 2016 год, денежных средств на установку в зданиях детского сада системы видеонаблюдения, обеспечивающую передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны на видеомонитор, установленный на посту, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 10 суток не заложено.
Указанные обстоятельства подтвердила в суде представитель ответчика, в связи с чем суд, с учетом приведенных выше норм права, приходит к выводу о том, что финансирование работ по установке в зданиях муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения системы видеонаблюдения, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны на видеомонитор, установленный на посту, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 10 суток должно производиться за счет средств собственника имущества – администрации Макарьевского муниципального района Костромской области.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из ответа администрации Макарьевского муниципального района от 24.12.2015 на представление прокуратуры Макарьевского района следует, что денежные средства на выполнение работ по установке систем видеонаблюдения будут запланированы в смете учреждения на 2016 год и включены в график проведения ремонтных работ по подготовке учреждений к новому учебному году. Согласно представленному отделом образования администрации Макарьевского муниципального района плану мероприятий по оснащению образовательных организаций Макарьевского муниципального района системой видеонаблюдения установка в МКДОУ детский сад «Солнышко» запланирована на 2016 год. Доказательств того, что администрацией Макарьевского муниципального района использованы все имеющиеся возможности для привлечения денежных средств в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ для финансирования своих обязательств суду не представлено. В связи, с чем суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области удовлетворить.
Обязать МКДОУ ДС «Солнышко» г. Макарьева Макарьевского муниципального района Костромской области в срок до 01 сентября 2016 года установить в зданиях муниципального казенного образовательного учреждения систему видеонаблюдения, обеспечивающую передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны на видеомонитор, установленный на посту, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 10 суток.
Обязать администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области в срок до 01 сентября 2016 года обеспечить финансирование расходов МКДОУ ДС «Солнышко» г.Макарьева Макарьевского муниципального района Костромской области по установке системы видеонаблюдения, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны на видеомонитор, устанавливаемый на посту, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 10 суток.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья А.А.Смирнов
В окончательной форме решение принято 17.06.2016