Решение по делу № 3а-28/2016 (3а-282/2015;) от 17.12.2015

Дело № 3а-28/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2016 года г.Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ахкямова Р.Р.,

при секретаре Садыковой А.Р.,

с участием:

представителя административного истца К.А.Г.Д.М.П., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, диплом о высшем образовании ВСА 0029407, регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Т.Е.В.., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем образовании <данные изъяты>,

представителя заинтересованного лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии – Т.Е.В.., доверенность -ИВ от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, доверенность в порядке передоверия от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем образовании <данные изъяты>,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.А.Г. к Правительству УР, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,

У С Т А Н О В И Л:

К.А.Г. обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.

Данные требования обоснованы тем, что К.А.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 94 000 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в 1070 метрах на юг от населенного пункта выселок Дубровка участок ограничен кустарником и болотом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. По сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка <данные изъяты> составляет <данные изъяты> руб. В то же время, согласно составленного по заказу К.А.Г. отчета Общества с ограниченной ответственностью «Оценка. Консалтинг. Аудит.» № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость данного земельного участка, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составила <данные изъяты> руб. К.А.Г. полагает, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что в свою очередь приводит к нарушению его прав, как плательщика земельного налога. Поэтому просит установить кадастровую стоимость данного земельного участка площадью 1070 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в 1070 метрах на юг от населенного пункта выселок Дубровка участок ограничен кустарником и болотом, с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости.

Представитель административного истца К.А.Г.Д.М.П. поддержал заявленные требования в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике и заинтересованного лица – Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее по тексту – Росреестр) Т.Е.В. не возражала против установления кадастровой стоимости данного земельного участка в размере ее рыночной стоимости, которая будет внесена органом кадастрового учёта в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.

В судебное заседание не явились: административный истец К.А.Г.; представитель административного ответчика Правительства УР; представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» и Министерства имущественных отношений УР о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, представили заявление с просьбой рассмотреть дело без их участия.

В соответствии со ст. 247 КАС РФ суд рассмотрел дело при данной явке.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок (категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для строительства лодочной станции, гостиничного комплекса и размещения объектов рекреации в <адрес>), с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1070 кв.м., расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в 1070 метрах на юг от населенного пункта выселок Дубровка участок ограничен кустарником и болотом находится в собственности К.А.Г.

В силу статьи 6 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об оценочной деятельности), Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В связи с чем, Заказчик, в лице Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), заключил государственный контракт № 73 Д от 7 августа 2009 года на выполнение работ по теме «Государственная кадастровая оценка земель особо охраняемых территорий и объектов в субъектах Российской Федерации, государственная кадастровая оценка земель промышленности и иного специального назначения в субъектах Российской Федерации», и в силу условий данного контракта принял и оплатил данные работы, в том числе на территории Удмуртской Республики, а потому привлечён судом к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица (л.д.80-81).

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 декабря 2012 года N 572 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2009 года» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленной на основании сведений из государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 94 000 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> и кадастровому паспорту, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 3).

Согласно отчета ООО «Оценка. Консалтинг. Аудит.» № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 94 000 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в 1070 метрах на юг от населенного пункта выселок Дубровка, рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб.

В соответствии с положительным экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным Некоммерческим партнерством саморегулируемой организации СВОД, членом которой является оценщик, следует, что отчет ООО «Оценка. Консалтинг. Аудит.» № от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 94 000 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в 1070 метрах на юг от населенного пункта выселок Дубровка, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности, в том числе: выбранные оценщиком методы оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке признаны обоснованными; выполненный в отчете расчет стоимости объекта оценки соответствует выбранным оценщиком подходам и методам.

К.А.Г., полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.

Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Согласно представленной кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 17 декабря 2012 года N 572 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2009 года» установлена в размере <данные изъяты> руб.

В соответствии с п.2 ст.66 Земельного Кодекса РФ (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей на момент проведения процедуры государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Федеральным законом от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ) внесены изменения в п.3 ст.66 ЗК РФ.

Так, в соответствии с п.3 ст.66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В связи с тем, что административное дело об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в силу п.15 ст. 20 КАС РФ относящееся к подсудности верховного суда республики, каковым является Верховный Суд УР, рассмотрено в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений – по правилам главы 25 КАС РФ.

Пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в силу положений ч.4 ст. 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости и государственный орган, осуществляющий функции государственной кадастровой оценке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

На основании пункта 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О).

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В подтверждение заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости административным истцом представлен отчет ООО «Оценка. Консалтинг. Аудит.» № от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости спорного участка, которым подтверждается несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости. Экспертным заключением Некоммерческим партнерством саморегулируемой организации СВОД подтверждено соответствие вышеназванного отчета требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки.

Возражений относительно достоверности содержащихся в указанном отчете сведений о рыночной стоимости спорного земельного участка участвующими в деле лицами не представлено.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела суд, в силу ст.ст.77, 83 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями заявителя.

Ходатайств о проведении оценочной экспертизы заявлено не было.

Учитывая, что со стороны заинтересованных лиц отсутствовали какие-либо обоснованные возражения о несоответствии данного отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя.

Поскольку завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечет увеличение размера земельного налога, следует признать, что размер кадастровой стоимости непосредственно затрагивает интересы административного истца.

С учетом изложенного требования К.А.Г. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Данное судебное решение является основанием для внесения органом кадастрового учёта сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости с момента вступления в силу настоящего судебного акта.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление К.А.Г. к Правительству УР, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 94 000 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в 1070 метрах на юг от населенного пункта выселок Дубровка участок ограничен кустарником и болотом в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей.

Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено судьей « 18» марта 2016 года.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Р.Р.Ахкямов

3а-28/2016 (3а-282/2015;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Кислов А.Г.
Ответчики
Управление Росреестра по УР
Другие
Двоеглазов М.П.
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Дело на сайте суда
vs.udm.sudrf.ru
17.12.2015[Адм.] Регистрация административного искового заявления
17.12.2015[Адм.] Передача материалов судье
17.12.2015[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.12.2015[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.01.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.02.2016[Адм.] Судебное заседание
15.03.2016[Адм.] Судебное заседание
18.03.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее