Дело № 12-38/2021
РЕШЕНИЕ
«12» февраля 2021 года г. Ярославль
Судья Ленинского районного суда г. Ярославля Соколова Н.А.,
при секретаре Повалихиной Н.К.,
рассмотрев дело по жалобе Сысоева Дмитрия Валерьевича на определение заместителя прокурора г. Ярославля Николаева А.Н. от 17 декабря 2020 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ в отношении должностных лиц Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области,
установил:
Определением заместителя прокурора г. Ярославля Николаевым А.Н. от 17 декабря 2020 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, в отношении должностных лиц Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Из обжалуемого постановления следует, что 01 декабря 2020 года в прокуратуру города из прокуратуры Ярославской области поступило обращение Сысоева Д.В. от 25 ноября 2020 года, в котором в том числе указано на неполучение ответа по всем доводам обращения от 13 октября 2020 года из Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области. В ходе проверки установлено, что в Департаменте государственного жилищного надзора Ярославской области обращение Сысоева Д.В. по вопросам начисления вознаграждения совету многоквартирного дома от 13 октября 2020 года зарегистрировано 22 октября 2020 года за №. Согласно ответу Департамента от 20 ноября 2020 года, направленному 20 ноября 2020 года за №, Сысоеву Д.В. разъяснено право обращения к представителю нанимателя для решения вопроса о начислении вознаграждения совету многоквартирного дома, либо обратиться за судебной защитой. Обращение Сысоева Д.В. Департаментом рассмотрено, по всем его доводам дан мотивированный ответ.
Сысоев Д.В. обратился в суд с жалобой на указанное определение, полагая, что определение вынесено с процессуальными нарушениями. Указывает, что он обращался с жалобой на действия управляющей организации, представляя интересы своего отца ФИО 1, являющегося нанимателем муниципального жилья, при этом заместитель прокурора г. Ярославля Николаев А.Н. пришел к выводу о законности действий заместителя директора Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области ФИО 2 по разъяснению Сысоеву Д.В. права на обращение к представителю нанимателя (самому себе) для решения вопроса о начислении вознаграждения совету многоквартирного дома, либо на обращение за судебной защитой. Полагает, что Николаевым А.Н. ни один из доводов заявления о совершении административного правонарушения не проверялся, в том числе был проигнорирован и не получил правовой оценки довод, касающийся невыполнения ФИО 2 обязанности по направлению в установленный срок в компетентные органы обращения Сысоева Д.В., а также направления в адрес заявителя уведомления о перенаправлении обращения в компетентные органы. Просил определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении отменить, возвратить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании заявитель Сысоев Д.В. доводы жалобы поддержал, считает, что поставленные вопросы в обращении относятся к компетенции Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры г. Ярославля старший помощник прокурора Попова Н.А. в суде указала, что обжалуемое определение является законным.
Представитель заинтересованного лица Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из ст. 28.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.Согласно ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Частью 5 ст. 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Право заинтересованного лица на обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении закреплено в ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Жалоба Сысоева Д.В. на определение заместителя прокурора г. Ярославля Николаева А.Н. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении подана в установленный законом срок.
В силу ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Исходя из положений статей 1.5, 2.1 и 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В статье 24.5 КоАП РФ указаны обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, перечень указанных обстоятельств является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Так в силу пункта 2 части 1 указанной производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
Любой состав административного правонарушения состоит из объекта правонарушения, объективной стороны правонарушения, субъекта правонарушения и субъективной стороны правонарушения.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Указанные требования закона при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не были соблюдены в полном объеме.
Статьей 5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что 13 октября 2020 года в адрес прокуратуры Дзержинского района г. Ярославля поступило обращение Сысоева Д.В., в котором заявитель выражал несогласие с выставлением в квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг строки «зарплата», 15 октября 2020 года указанное обращение было направлено для рассмотрения и.о. директора Департамента государственного жилищного надзора по Ярославской области, о чем заявитель был уведомлен письмом от 15 октября 2020 года.
20 ноября 2020 года Департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области Сысоеву Д.В. дан ответ на его обращение от 13 октября 2020 года, в котором указано, что Департамент осуществляет государственный жилищный надзор и лицензионный контроль строго в рамках полномочий, предоставленных положениями действующего законодательства и законодательства в сфере контрольно-ревизионной деятельности, выход за их пределы не допускается. В частности, осуществление контроля за установлением и начислением вознаграждения совету многоквартирного дома, а также порядком ее выставления, выходит за рамки его компетенции. Департамент не наделен полномочиями на понуждение юридических лиц (управляющей организации) к совершению каких-либо действий, включая исключение дополнительных платежей из квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, в том числе по строке «Зарплата», равно как и не уполномочен на осуществление указанных действий. Обязать юридическое лицо совершить какие-либо действия в принудительном порядке возможно исключительно на основании правоприменительного акта, каким является судебный акт, вступивший в законную силу. Для решения вопроса о начислении вознаграждении совету многоквартирного дома Сысоеву Д.В. рекомендовано обратиться к представителю нанимателя, либо, в случае нарушения прав и законных интересов действиями (бездействием) АО 1, АО 2, иными лицами, воспользоваться другими способами защиты, предусмотренными законодательством, в том числе судебной защитой.
По данным обстоятельствам Сысоев Д.В. обратился с заявлением от 25 ноября 2020 года в прокуратуру Ярославской области, в котором просил возбудить административное дело по ст. 5.39 КоАП РФ, 5.59 КоАП РФ в отношении первого заместителя директора Департамента - государственного жилищного инспектора ФИО 2 и привлечь ее к административной ответственности.
01 декабря 2020 года обращение Сысоева Д.В. прокуратурой области направлено в прокуратуру г. Ярославля для проверки нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан и привлечения виновных лиц к административной ответственности.
По результатам проведенной по жалобе Сысоева Д.В. прокуратурой г. Ярославля проверки 17 декабря 2020 года заместителем прокурора г. Ярославля Николаевым А.Н. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ по п. 1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.
Принимая данное решение, должностное лицо исходило из того, что обращение Сысоева Д.В. Департаментом рассмотрено, по всем его доводам дан мотивированный ответ, в ответе от 20 ноября 2020 года, адресованному Сысоеву Д.В.
Вместе с тем, обжалуемое определение является не мотивированным, доводы Сысоева Д.В. заместителем прокурора г. Ярославля Николаевым А.Н. проверены не были, не дана полная оценка действий Департамента, исходя из действующего Положения о Департаменте государственного жилищного надзора Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства области от 15 октября 2014 года N 1030-п, не проверено, почему обращение не было рассмотрено по существу.
В обращении Сысоева Д.В. ставился вопрос о проведении проверки по факту неправомерного включения управляющей организацией в платежный документ на оплату жилищно-коммунальных услуг платы за услугу - «зарплата» - вознаграждение председателю многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного жилищного надзора, по государственному жилищному надзору, лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами (п. 1.1. Положения).
Исходя из п. 2.2. названного Положения, Департамент осуществляет в том числе следующие полномочия: осуществление регионального государственного жилищного надзора, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах путем предупреждения, выявления и пресечения нарушений установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации требований, к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; по недопущению повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях области, утвержденных Губернатором области (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований); к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).
Частью 1 ст. 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 указанного Федерального закона.
Согласно части 4.2 ст. 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе, в том числе информации о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения.
На основании ч. 1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 493 от 11 июня 2013 года, задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).
По пунктам 10, 11 Положения в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9-12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами: в том числе, установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, согласно п. 7 Приказа Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 27 декабря 2018 года № 97 «Об утверждении Административного регламента осуществления Департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области лицензионного контроля» среди перечня документов, истребуемых в ходе проверки лично у лиц, в отношении которых осуществляется лицензионный контроль указаны, в том числе документы, подтверждающие правомочность включения в платежный документ платы за дополнительные услуги.
Таким образом, судья приходит к выводу о том, что прокурором было вынесено не мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, не в полной мере совершены процессуальные действия, направленные на сбор доказательств по делу, указанные нарушения являются существенными, поскольку не позволили должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, определение заместителя прокурора г. Ярославля Николаева А.Н. от 17 декабря 2020 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, подлежит отмене, а материалы направлению должностному лицу на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6- 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 17 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 5.59 ░░░░ ░░, - ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░