Дело № 2а-851/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2020 года город Псков
Псковский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Е.В.,
при секретаре Александровой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пашкевского Максима Тадэушевича к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области о признании незаконным Приказа об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Пашкевский М.Т. в лице представителя по доверенности Лукиной Л.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области (далее – КУГИ ПО) о признании незаконным Приказа от ДД.ММ.ГГГГ №№ об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
В обоснование иска указано, что 26.05.2020 Пашкевский М.Т. обратился в Комитет с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной собственности и принадлежащего ему земельного участка с КН №, расположенного в <адрес>, приложив правоустанавливающие документы и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. 18.06.2020 Комитетом ему были направлены письмо и копия приказа об отказе в заключении соглашения о перераспределении. Данный отказ истец считает незаконным, поскольку правила, применяемые при перераспределении земельных участков, им соблюдены. В том числе считает необоснованной ссылку Комитета на ответ Администрации Тямшанской волости, согласно которому испрашиваемый для перераспределения участок накладывается на земли общего пользования – дорогу, полагая, что картографическим материалом Генерального плана и Правил землепользования и застройки Тямшанской волости прохождение в данном месте дороги не предусмотрено и фактически на местности она отсутствует.
Представитель административного истца Лукина Л.В., действующая на основании доверенности, в суде поддержала заявленные требования и изложенные в административном иске доводы.
Представитель административного ответчика – Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям Изюмова-Нестерова Д.А., действующая на основании соответствующей доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что исходя из ответа Администрации СП «Тямшанская волость» следует, что в испрашиваемом месте расположены земли общего пользования – дорога, которая необходима для вновь сформированных расположенных рядом участков.
Представитель заинтересованного лица – глава Администрации СП «Тямшанская волость» Николаева Н.В. возражала против заявленных требований, пояснив, что в данном месте продолжают формироваться участки, между спланирован проезд, по которому в настоящее время подъезжает к своему участку истец и по которому будет проезжать землепользователь следующего участка, который планируется сформировать. Пашекевский самовольно захватил часть проезда, являющегося муниципальной землей, загородив его.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (ч. 3 ст. 11.7 ЗК РФ).
В силу положений ч.ч. 2, 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Так, п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
В соответствии с п.п.11 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии такого основания как – имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу п.п.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам – «требования к образуемым и измененным земельным участкам».
В силу п.6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Судом установлено, что Пашкевскому М.Т. принадлежит на праве собственности земельный участок с КН № площадью 1500 кв.м. из земель населенных пунктов, разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства в д. <адрес>, состоящий на кадастровом учете с 23.10.2013.
25.05.2020 Пашкевский М.Т. обратился в КУГИ Псковской области с заявлением о перераспределении указанного земельного участка и части смежных земель, государственная собственность на которую не разграничена, приложив копию правоустанавливающего документа и схему расположения земельного участка. Общая площадь образуемого земельного участка составляет 1999 кв.м.
Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ на основании п.6 ст. 11.9, п.п.3 п.16 ст.11.10, п.п. 11 п.9 ст. 39.29, п.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, Закона Псковской области от 26 декабря 2014 года № 1469-оз «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области и органами государственной власти Псковской области», Положения о порядке осуществления полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе, являющемся административным центром Псковской области, и на приграничных территориях, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № Пашкевскому М.Т. было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с КН № в д.<адрес>.
Как следует из текста сообщения Пашкевскому М.Т. и.о. председателя Комитета от 18.06.2020, в соответствии с ответом Администрации СП «Тямшанская волость» испрашиваемый земельный участок накладывается на земли общего пользования - дорогу.
Истец полагает, что данный отказ необоснован, поскольку картографическим материалом Генерального плана и Правил землепользования и застройки Тямшанской волости прохождение в данном месте дороги не предусмотрено и фактически на местности она отсутствует.
В материалы дела представлен ответ Администрации Тямшанской волости от 01.06.2020 на запрос Комитета о возможности формирования земельного участка, согласно которому участок расположен в границах населенного пункта, в зоне Ж-1, накладывается на земли общего пользования – дорога-подъезд к вновь формируемому земельному участку, граничащему с земельным участком с КН №; как самостоятельный, присоединяемый участок площадью 499 кв.м. не может быть сформирован. При таких обстоятельствах, на основании п.п.3 п.1 ст. 39.28 ЗК РФ Администрация Тямшанской волости полагала невозможным произвести перераспределение земельного участка истца.
В соответствии со ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе - подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений, утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, принятие решений о развитии застроенных территорий, принятие решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
Судом исследована публичная кадастровая карта, согласно которой в данной местности имеется массив с недавно сформированными участками, между линиями участков сформированы проезды. После участка истца имеются государственные земли, где к настоящему времени участки не сформированы, однако из пояснений главы Тямшанской волости следует, что по данной линии, следом за участком истца, планируется формирование следующего участка, к которому будет осуществляться подъезд по этому же проезду, часть которого истец просит присоединить к его участку и загородил.
Ссылку представителя административного истца на то, что подъезд к участку, который будет сформирован следующий за участком истца, возможен с дороги, имеющейся вдоль реки, суд не принимает. Право на планирование территории принадлежит муниципальному образованию, Администрация Тямшанской волости при принятии решений о возможности формирования и перераспределения земельного участка исходит из необходимости рационального использования земель, недопущения хаотичного расположения формируемых участков. Очевидно, что земельный участок изначально сформирован таким образом, чтобы между линиями участков располагался проезд.
Оценив в совокупности изложенные обстоятельства, суд полагает, что Администрацией Тямшанской волости обоснованно было указано о невозможности формировании земельного участка путем перераспределения по представленной Пашкевским М.Т. схеме.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Приказ Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области об отказе Пашкевскому М.Т. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка является законным и обоснованным, в связи чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Пашкевскому Максиму Тадэушевичу в удовлетворении административного искового заявления к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области о признании незаконным Приказа от ДД.ММ.ГГГГ №№ об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский районный суд Псковской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2020 года.
Решение обжаловано оставлено без изменений Судья Е.В. Ковалева