Дело № 2а-48/2020
УИД 45RS0001-01-2020-000029-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Альменевский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Перевалова Д.Н.,
при секретаре Хамитовой О.В.,
с участием прокурора Каткова П.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Альменево Курганской области 04 марта 2020 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Альменевского района Курганской области в защиту неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Альменевского района Курганской области в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование административного иска указывает, что прокуратурой Альменевского района в результате осуществления надзорных мероприятий выявлен факт размещения в сети «Интернет» на сайтах, расположенных по <адрес> информации о способах уклонения от службы в Вооруженных Силах РФ, в том числе путем покупки военного билета. Доступ на сайты свободный, не требующий предварительной регистрации и пароля. Владельцы сайтов не установлены. Прокурор полагает, что свободный доступ к сайтам, на которых размещена указанная информация не соответствует требованиям закона. Просит признать информацию, размещенную на страницах сайтов с <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании прокурор Катков П.В. от части исковых требований о признании информации о способах уклонения от службы в Вооруженных Силах РФ, размещенной на сайтах с <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено отказался, производство по делу в указанной части прекращено. Оставшиеся требования просил удовлетворить. Пояснил, что в настоящее время данная информация доступна через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» неопределенному кругу пользователей по вышеуказанным адресам. В Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», вышеуказанные интернет-страницы отсутствуют.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, о чем в деле имеется уведомление, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – ФЗ № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона № 149, сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
В силу ч. 1 ст. 10 ФЗ № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 ФЗ № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специальную охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов содержащих нецензурную брань.
Из ч. 6 ст. 10 ФЗ № 149-ФЗ следует, что запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Альменевского района в рамках осуществления надзорных мероприятий, путем мониторинга информации, размещенной на сайтах сети «Интернет» выявлены интернет-страницы по <адрес> содержащие информацию о способах уклонения от службы в Вооруженных Силах РФ, в том числе путем покупки военного билета.
Статьей 21.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.
Согласно ст. 328 УК РФ за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы предусмотрена уголовная ответственность.
Таким образом, очевидно, что факт размещения в свободном доступе информации о способах уклонения от службы в Вооруженных Силах РФ, в том числе путем покупки военного билета представляет опасность для нравственных устоев общества, противоречит нормам морали, не соответствует закону, негативно сказывается на проводимых мероприятиях по призыву на военную службу, формирует негативное отношение к Российской Армии.
Предоставление возможности доступа к информации о способах уклонения от службы в Вооруженных Силах РФ, в том числе путем покупки военного билета, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.
В соответствии с частями 1,2 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр), в который включаются, в том числе, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 3 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 (далее - Правила), создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
На момент проверки прокуратурой данные указатели страниц сайтов, на которых размещена указанная информация, в едином реестре отсутствуют.
Владельцы сайтов <данные изъяты> не установлены.
Из содержания положений п. 6 ст. 10 и п. 1 ст. 9 Федерального закона № 149 следует, что как информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, вышеприведенными нормами в их взаимосвязи установлены запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к информации, размещенной по <адрес>
В судебном заседании установлено, что факт размещения в свободном доступе информации о способах уклонения от службы в Вооруженных Силах РФ, представляют опасность для нравственных устоев личности и общества, противоречат нормам морали. В настоящее время с указанных сайтов, информацию на которых прокурор просит признать запрещенной, предоставляется неограниченному кругу лиц, что противоречит нормам действующего законодательства, нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Удовлетворение требований прокурора повлечет прекращение доступа неопределенного круга лиц к информации к сайтам по указанным URL- адресам.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требования о признании информации, распространенной в сети «Интернет» по <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Альменевского района Курганской области в защиту неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Альменевский районный суд.
Судья: Д.Н. Перевалов